Работа над непроверяемой гласной в корне.
статья по русскому языку на тему

В статье дана классификация работы над словарными словамии и виды упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_neproveryaemoy_bezudarnoy_glasnoy..docx206.8 КБ

Предварительный просмотр:

       

Бадаева Елена Ивановна

Ст.Калниболотская

         

                  Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке русского языка. Работу по усвоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

            Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

Предъявление слова.

           В настоящее время используются следующие способы:

  1. Чтение загадок, отгадывание её учащимися;
  2. Рассматривание предметной картинки;
  3. Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

           Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым слуховым образом слов.

            В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена  активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы.

  1. Активизация умственной деятельности учащихся и их памяти.
  2. Обучающий характер учебной деятельности.
  3. Регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

           Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников (по всем дисциплинам), изучаемым в данном классе, художественных произведений.

            Все словарные диктанты классифицированы.

а) по форме работы (простые и творческие)

б) по виду восприятия (слуховые и зрительные)

           Эта схема позволяет творчески подойти к проведению словарной работы, разнообразить её, сделать более эффективной.

Схема – классификация словарных слов

- предупредительный

-объяснительный

- выборочный

- картинный

- по памяти

- загадкам

- по перфокартам

- с пропущенными буквами

- с использованием сигнальных карточек

-  по описательному обороту

- предупредительный

- объяснительный

- выборочный

- по памяти

- по загадкам

- по описательному обороту

- с использованием сигнальных карточек

----предуп

Зрительные

Слуховые

Простые

Словарные диктанты

Творческие

Слуховые

Зрительные

- группировка по орфографическим признакам

- подбор родственных слов

- запись цепочкой слов

-подбор синонимов, антонимов

- подбор слов с общим признаком

- запись по алфавиту

- запись с исправлением ошибок

- работа с деформированными словами

- запись слов с аналогичной орфограммой

- составление словосочетаний

- использование ребусов

-использование кроссвордов

- использование словаря

-по пословицам

- по перфокартам

- составление рассказа по опорным словам

- работа с деформированным текстом

- группировка по орфографическим признакам

- подбор родственных слов

- запись цепочкой слов

-подбор синонимов, антонимов

           

            В процессе обучения написания с непроверяемыми гласными используются следующие приёмы обучения.

  1. Составление предложений с данными словами.

    Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащают словарь учащихся, усвоению синтаксического строя речи.

    Например, учащимся предлагается составить предложения со словами – класс, завод, Москва и др. Учащиеся составляют и записывают предложения.

        Столица нашей Родины – Москва.

        Мой брат учиться в седьмом классе.

  1. Сочинение по опорным словам.

    Учитель предлагает написать сочинение на тему «Школа», используя слова: ребята, орфограмма, аккуратный, хорошо, класс, коллектив, вместе, счёт, пенал, товарищ, сочинение и др.

  1.  Шуточные вопросы.
  1. В каком слове спрятались ноты?

(ситуация, ребята, дорога, ремонт, решение, деревня, фамилия, сирень, помидор, миллиметр)

  1. Какое слово любит ворона?

(карандаш, картина, карниз, карнавал)

  1. Какое слово любит лягушка?

(Москва)

  1. В каком слове растёт ель?

(учитель)

  1. В каком слове спряталось животное?

(стрекоза, баранка)

  1. Подбор слов с общим признаком.

Капуста, …  -  овощи.

Город, … - населённые пункты.

Соловей, …  -  птицы.

Сиреневый, …  -  цвета.

Заяц, … - дикие животные.

5.Послушать загадку и записать отгадку.

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.       (петух)

             Голубой   аэропланчик

             Сел на  белый одуванчик.            (стрекоза)

Льётся речка – мы лежим,

Лёд на речке – мы бежим.         (коньки)

                   Всегда во рту, а не проглотишь?     (язык)

  1. Подобрать и записать слова к схемам.

А

О

ЗАВОД

МОРОЗ

. . . . . .

. . . . . . .

       

Е

О-О

ПЕНАЛ

МОЛОКО

. . . . . . .

 . . . . . . . . .

  1. Подобрать подходящие словарные слова.

Школьный учитель.

Русский  … … … .

Чистая  … … … .

Синий … … … .

Парное … … … .

Прилежный … … … .

Первый … … … .

Охотничья … … … .

Известная … … … .

Душистая .. … … .

  1. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Прочитать их и  записать, вставляя подходящие слова.

Слово – не  (воробей) , вылетит – не поймаешь.

За двумя (зайцами) погонишься – ни одного не поймаешь.

Каков мастер, такова и  (работа).

В гостях (хорошо), а дома лучше.

Собирай по ягодке – соберёшь кузовок.

(Язык) болтает – рукам мешает.

Не велик (мороз), да краснеет нос.

(Посуда) любит чистоту.

(Москва) – всем городам мать.

  1. Картинный словарный диктант.

   Детям предлагается прочитать слова на доске. Затем слова закрываются. Учитель показывает картинки. Если название изображаемого предмета на картинке совпало с записью на доске, то это слово записывается в тетрадь.

  1.  Записать словарные слова, используя сюжетную картинку.

  1.  Образовать от имён существительных имена прилагательные, глаголы.

Народ – народный

Яблоко – яблочный

Север – северный

Ромашка – ромашковое

Путешествие – путешествовать

Одежда – одеваться

Коллекция – коллекционировать

  1.  Перфокарты со словарными словами.

                    Словарь

          Пш                     ница

          К                         ньки

          П                         мидор

          Ш                        фёр

          М                         тро

           С                          ница

           Ябл                     ко

  1. Послушать и записать словарные слова.

Воробей  взлетел повыше.

Видно всё с высокой крыши.

                 Март  месяц, а метель, мороз …

                 Купили маме мы мимоз.

                 Умники.                                         Е. Благинина.

Петуха спросили дети.

-Почему зовут вас Петей.

Так ответил Петя детям.

-Хорошо умею петь я.                     И.Коньков.

  1.   Взять слово. На каждую букву записать выученные словарные слова.

З  -  ЗАЯЦ

А -  АЛЛЕЯ

В -  ВАГОН, ВМЕСТЕ

Т  -  ТОВАРИЩ

Р  -  РИСУНОК

А -  АРОМАТ

К  -  КОРЗИНА, КОЛЛЕКЦИЯ, КЛАСС

  1.   Карточки

                                                 

                 

  1. Запишите словарные слова, и в красной колонке появиться слово, с которым должны познакомиться на уроке.

С

  Т

  П

  В

  Л

  Р

 М


(сорока, товарищ, посуда, вдруг, лисица, работа, Москва,
капуста)