Конспект урока "Однородные члены предложения"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Представлены  разнообразные методы  и приёмы  работы  по изучению однородных  членов  предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-_kospekt_uroka_odnorodnye_chleny_predlozheniya..doc39 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока  русского языка  в  3 классе

по теме: « Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Цели урока:

-  обеспечить усвоение учащимися знаний  о знаках препинания с однородными членами;

- развитие  умственного плана учебных действий, развитие анализа, синтеза, сравнения и обобщения с помощью частично- поискового метода;

- развитие итогового самоконтроля при отработке и закреплении знаний о знаках препинания при однородных членах предложения;

- формирование познавательной мотивации на  основе создания проблемной  ситуации при выявлении тех   случаев, когда  однородные члены разделяются  запятыми.

Ход урока.

1.Актуализация  знаний

Дети читают тему  урока.  Учитель спрашивает, что знают  они об однородных членах предложения

Дети отвечают:

 - Они отвечают на  один и тот же вопрос;

- Являются  одним и тем же членом предложения;

- Выражены  одной  частью речи.

  Учитель задаёт дополнительные вопросы:

-  Связаны  ли они между  собой, подчиняются ли друг другу?;

- Чем соединяются, разделяются?

-  Для  чего нужны  однородные члены  предложения?

2.Работа  в группах.

Учитель предлагает проанализировать предложения  с однородными членами предложения, соединённые     союзами, составить схемы и самостоятельно  сделать вывод.

Волк погнался  за  зайцем, но не догнал его.

 Миша  вышел в  школу  рано, но опоздал.

Федя  быстро шёл, а не бежал.

У Маши есть запасной  карандаш, а не ручка.

Дельфин последний раз выпрыгнул из воды  и уплыл.

 На уроках математики ребята решают примеры и задачи.

    , а

    ,но  но

     и

     или

 

Дети делают вывод, что перед союзами а, но  запятые ставятся,  а перед союзами и ,  или – не ставятся.

 4. Постановка проблемы.

Учитель предлагает прочитать предложения:

 На новогодней  ёлке висели шарики, и пряники, и гирлянды, и хлопушки.

 Учитель просит  назвать однородные члены предложения и сказать, как они соединяются. Получается  схема.      ,и      , и    , и

Учитель спрашивает, почему  же здесь перед союзом  и ставится запятая, что заметили?

 Дети отвечают,  что союз и повторяется.

Учитель предлагает составить предложение по данной  схеме.

 Затем  предлагается  предложение с повторяющимся союзом или.

На праздник Надя сошьёт костюм или зайчика, или белочки, или лисы.

 Составляется схема:

    или      ,  или      , или  

Дети называют однородные  члены и замечают, что союз или так же повторяется.

Самостоятельно  составляют предложения  к данной  схеме.

  Предлагается  сделать вывод о постановке знаков  препинания  в  предложениях  с однородными членами, соединёнными повторяющимися  союзами.

5. Физкультминутка.

6  Закрепление знаний в нетрадиционных  ситуациях.  Даются  задания – ловушки.

Учитель:

-  Почемучкин  внимательно слушал и предложил следующие предложения.

Кто днём спит а ночью летает и прохожих пугает?

Что входит в окно но не ломает его?

Кто даёт мясо на  пищу и шерсть на одежду?

- Что вы  скажете об этих предложениях?

- Они вопросительные.

- Коля  считает, что   во  всех этих предложениях есть однородные члены  предложения и  их нужно разделить запятой.  Прав ли он?

Разбирается  каждое предложение, называются однородные  члены  и объясняется  постановка знаков  препинания.

7. Дифференцированная работа.   ( задание из учебника)

 1  группа

Списать предложения, определить однородные члены  предложения и расставить знаки препинания.

2 группа

Составьте  аналогичные предложения, записать, расставить знаки препинания.

3 группа.

Из  двух предложений  составить одно с  помощью союзов.

Я ехал не на  автобусе. Я ехал в  метро.

Мальчик кинул мяч. Мяч в сетку не попал.

 Он написал рассказ? Он написал стихотворение?

8 . Проверка выполненной  работы.

 Первой  группе предлагается  объяснить постановку знаков  препинания.

Второй  группе прочитать  предложения,  в которых однородные члены  запятой  не разделяются.

 Третьей группе прочитать составленные предложения, объяснить постановку знаков  препинания.

9 Вывод по уроку.

 - Чему  научились на уроке?

 - Кому  было всё  понятно выберите зелёный кружочек, не уверенны – жёлтый, кто затруднялся – красный.