УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ТЕМА: ИЗ НАСТОЯЩЕГО – В БУДУЩЕЕ.
план-конспект по русскому языку по теме

Дубик Елена Александровна

 

     Данный урок разработан на основе программы М.С.Соловейчик «Русский язык» (2005), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку.

     Урок рассчитан на 45 минут и является ознакомительным по теме «Из настоящего – в будущее» раздела «Части речи».

     На уроке использовался учебно-методический комплект:

     – Соловейчик  М.С., Кузьменко  Н.С. «К тайнам нашего языка» учебник русского языка

     3 класс, тетрадь-задачник по русскому языку (2 ч.) – Смоленск: Ассоциация XXI век,          

     2009.

     Так, как  в начальной школе учащимся даются первичные представления о глаголе как части речи, данный урок имеет практическую направленность. Он ориентирован на формирование у детей представления об изменяемости глагола по временам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  3  КЛАССЕ

ТЕМА: ИЗ  НАСТОЯЩЕГО – В  БУДУЩЕЕ.

Цель: развивать умения в ходе наблюдений выявлять значение глаголов будущего

            времени.

Задачи:

 – познакомить учеников с новым словарным словом;

 – закрепить знания о глаголе, формировать умение различат глаголы по временам;                        

           – развивать связную устную и письменную речь детей;

  – прививать любовь к родному языку посредством литературных произведений.

 Оборудование: картина с изображением зимней природы, картинка с изображением

 валенок, словарное слово, стихотворение Е.Ртищева «Зима», раздаточный материал

(карточки, таблицы), учебник для 3 класса М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык»

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент.

На доске картина с изображением зимней природы.

Учитель. Как вы думаете, почему на этот урок я принесла именно эту картину? Что на ней изображено?

Дети. Зима.

Учитель.  Зима  нам поможет усвоить новый материал.

 – Назовите признаки зимы.

Дети. Снег, мороз, холодный ветер…

Учитель. Как приспосабливается человек к условиям зимы.

Дети. Нужна  тёплая одежда и тёплая зимняя обувь.

II. Минутка чистописания.

У детей на столах карточка с буквами (карточка №1).

Учитель. Зачеркните повторяющиеся буквы, и вы узнаете, как называется зимняя обувь.

Карточка 1.

                           

В

М

Р

К

Ш

С

Н

А

С

Р

Е

М

Ш

И

Л

Учитель. Назовите слово, которое здесь спряталось.

Дети. Валенки.

Учитель. Пропишите все соединения этого слова и само слово.

ва     ал     ле     ен     нк     ки

валенки

III. Знакомство с новым словарным словом.

Учитель. Валенками называются зимние сапоги, свалянные из шерсти. Валенки – словарное слово.  Назовите орфограмму, которую надо запомнить.

Дети. Безударная гласная во втором слоге «е».

Учитель. Запишите слово в словарик и выделите орфограмму.

 – Возьмите карточку № 2 и прочтите задание.                                                                     

Карточка 2.

Прочитайте пословицы, обращая внимание только на подчёркнутые слоги.

миктомраньгшервсталмтотнирвапленоткиронашидел

 – Объясните, как вы понимаете пословицу. Запишите получившееся предложение, в словарном слове выделите орфограмму.

IV. Введение в тему. БЛИЦ-ОПРОС.

 – Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

 – Глагол это… (самостоятельная часть речи)

 – Которая обозначает… (действие предмета)

 – Отвечает на вопросы… (что делать? что сделать?)

 – Глаголы изменяются по… (числам, лицам и временам)

 – Глаголы настоящего времени обозначают… и отвечают на вопросы…

 – Глаголы будущего времени обозначают… и отвечают на вопросы…

 – Глаголы прошедшего времени обозначают… и отвечают на вопросы…

V. Работа над новым материалом.

1) Объявление темы урока.

Карточка 3.

У дедушки года, у старого деда,

                                               Есть внучки четыре прекрасные девы.

                                               Садись поудобнее, слушать, дружок,

                                               Про старшую внучку послушай стишок…

                                               Как старшая внучка красива собою!

                                               Зовётся Зимою, Зимой ледяною!

                                               Лицо белоснежно и волосы белы,

                                               Всю сахарной, снежной Зима землю делает.

                                               Как только пора для Зимы заступает,

                                               Свои сундучки она вновь открывает.

                                               Есть пять ледяных у неё сундуков:

                                               В одном спит метель – это мать ветерков,

                                               В другом сундуке затаилась пороша

                                               И множество градин – стеклянных горошин,

                                               А в третьем спит вьюга, в четвёртом – снежинки

                                               И иней в последнем – в хрустальной корзинке.

                                               И эти богатства  Зима всем раздарит.

                                               Украсит леса, с Новым годом поздравит.

                                               Оденет  деревья в хрустальный наряд,

                                               Который сверкает и радует взгляд!

                                       

                                                 

                                               

                                               

На столах у детей лежат листочки со стихотворением Е.Ртищева «Зима». Учитель читает его вслух.

Учитель. Какое название можно дать этому стихотворению?

Дети. Зима.

Учитель. Какой частью речи являются выделенные слова?

Дети. Глаголом.

Учитель. Назовите их.

Дети. Делает, заступает, открывает, спит, раздарит, поздравит, оденет, сверкает, радует.

Учитель. На какие две группы можно их разделить?

Дети. Глаголы настоящего и глаголы будущего времени.

Учитель. Тема нашего урока « Из настоящего – в будущее».

Учитель. Давайте запишем эти глаголы в два столбика.

настоящее  время                                             будущее время

                            делает                                                                       раздарит

                            заступает                                                                  поздравит    

                            открывает                                                                 оденет

                            сверкает  

                             радует  

2) Наблюдение за глаголами будущего времени.

Учитель. С глаголами настоящего времени мы уже познакомились раньше, теперь давайте познакомимся с глаголами будущего времени.

 – Почему эти глаголы называют глаголами будущего времени?

Дети. Показывают на действия, которые будут происходить.

Учитель. На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

Дети. Что сделать?  Что сделаю?  Что буду делать? …

Учитель. Глаголы будущего времени самые хитрые. Они имеют две формы, а какие, давайте узнаем из правила на странице 108 учебника.

 – О каких двух формах глаголов будущего времени  вы узнали?

Дети. Простая и сложная.

Учитель. Почему эти формы так называются?

Дети. Простая состоит из одного слова, а сложная – из двух.

3) Сравнение глаголов настоящего и будущего времени.

Учитель. Сравним глаголы настоящего и будущего времени. Для этого мы изменим их по лицам и числам.

 – Заполним таблицу. ( карточка № 4)

Дети изменяют глаголы и выделяют окончания.

Карточка 4.                

число

Наст. вр.

1 лицо

Наст. вр.

2 лицо

Наст. вр.

3 лицо

Буд. Вр.

1 лицо

Буд. Вр.

2 лицо

Буд. Вр.

 3 лицо

Ед.

читаю

прочитаю

Мн.

читаем

прочитаем

                 

 

Учитель. Что вы заметили?

Дети. Глаголы настоящего и будущего времени имеют одинаковые окончания.

Учитель. Проверим наши предположения. Прочтите  правило на странице 109 учебника.

VI. Физкультминутка. «Выполняй команду».

Учитель. Сейчас я вам буду называть глаголы. Если вы услышите глагол настоящего времени, то выполняйте его команду, т.е действие, на которое глагол указывает. Если – глагол будущего времени – « прячьтесь в домик», приседайте.

Иду, прыгаю, буду спать, хлопаю, машу, нарисую, познакомлюсь, улыбаюсь, буду плакать, сажусь.

Учитель. Молодцы!

VII. Закрепление нового материала.

1) Изменение по лицам глаголов будущего времени простой и сложной формы.

     Упражнение 322.

2) Самостоятельная работа.

Дети выполняют работу по вариантам, задания на карточках № 5. 

Карточка 5.                                      I – вариант

 Образуй от существительных глаголы будущего времени простой и сложной формы.

                                               простая форма                              сложная  форма

                     Соль –

                     Скрип –  

                     Боль –

                     Корм –

                                                                                                                                                             

Карточка 5.                                       II – вариант

Образуй от существительных глаголы будущего времени простой и сложной формы.

                                             простая форма                               сложная форма

                     Работа –

                     Плач –

                     Рисунок –

                     Обед –

VIII. Итог урока.

Учитель. Что узнали о глаголе будущего времени?

 – Как изменяются глаголы будущего времени?

 – Почему глаголы будущего времени называют хитрыми?

 – Что общего у глаголов настоящего и будущего времени?

Домашнее задание: придумать несколько предложений с глаголами будущего времени.