ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Правило проверки слов с непроизносимыми согласными» («Школа России»; учебник Рамзаевой Т.Г., 3 - й класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цели:
- в ходе исследовательской деятельности сформулировать вместе с учащимися правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными;
- формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
- уточнить знания об однокоренных словах.
ХОД УРОКА
На доске записаны слова:
Уч. - Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова, по какому – либо признаку так, чтобы в них осталось одно слово. Причину исключения лишних слов обоснуйте.
Вероятные ответы детей: - В первой строчке остаётся слово «пенёк», так как остальные слова – словарные. - Во второй строчке остаётся слово «снежок», так как остальные слова - клички животных, имена собственные (здесь, наверняка, возникнут трудности, т.к. слово «Снежок» тоже можно отнести к именам собственным). - В третьей строчке остаётся слово «слезинка», так как остальные слова не вызывают проблем при написании. - Запишите получившиеся слова в строчку, через запятую, подбирая и записывая к ним проверочные слова (один ребёнок выполнял эту работу за доской, записывая группы слов в столбик). Пенёк – пень, снежок – снег, слезинка – слёзы.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
Уч. - Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями. Проверьте работу своего товарища. (Открываем доску, ребёнок, который выполнял задание за доской, отвечает на вопросы учителя:) Уч. - Прочитай группы слов, которые ты записала. Уч. - Почему именно эти слова ты выбрала как проверочные? Уч. - Какую ещё работу надо выполнить с этими словами? Д. - Подчеркнуть безударную гласную в корне проверяемого слова, поставить ударение в проверочных словах, выделить корни во всех записанных словах Подводим логический итог проделанной работе Уч. - Какие слова называют однокоренными? Д. - Слова, которые имеют что – то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными
Уч. - Правило, которое мы с вами вспомнили, нам сегодня очень пригодится. А начнём мы знакомство с новой темой после того, как вы «соберёте» слово из букв, которые нужно разглядеть на этом чудо – рисунке (слева на доске на листе формата А – 3 вперемешку нарисованы овощи, фрукты, цифры, буквы: с, о, л, н, ц, е. Уч. - Покажите, что у вас получилось (весь класс показывает свои результаты). Молодцы, с работой справились все, но получился разброс мнений (вызываю к доске двух учеников, у которых разные варианты: сонце и солнце). Ученики показывают написанные слова классу. Уч. - Почему в твоём слове нет буквы «эль» ? Д. - Потому что она не произносится. Уч. - Почему написал эту букву в слове «солнце»? Д. - Потому что она была на доске. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Уч. - Ребята, у нас возникла проблема: кто же из ребят прав?! (Дети высказывают свои мнения, если они всё же не «приходят» к правилу об однокоренных словах, тогда напоминаю им о правиле, которое вспомнили вначале урока). Уч. - После прочтения правила, есть у вас предположения как решить данную проблему? (Звучат различные гипотезы, проверяем их действенность. Постепенно приходят к мысли о подборе однокоренных слов.) Уч. - Подберите к слову «солнце» однокоренные слова (дети называют, после чего на доске появляются карточки со словами: солнечный, солнышко). Уч. - Как показать, что эти слова однокоренные? (выделить у них корни). Уч. - Что заметили? Д. - Буква «эль» в этих словах есть. Уч. - Какую роль выполняют эти слова по отношению к слову «солнце»? Д. - Они являются проверочными словами, в которых мы чётко слышим звук «л». Уч. - Какое же название можно дать звуку, который не произносится? (ученики предлагают варианты названий). Уч. - Попробуйте сформулировать правило написания непроизносимых согласных звуков. ФОРМУЛИРОВКА ПРАВИЛА Уч. - Давайте теперь откроем учебники на стр. 125, прочитаем правило. (Сначала читают про себя, а потом один ребёнок вслух. Обращаем внимание, что в правиле есть дополнение к тому, что мы самостоятельно открыли.) Уч. - Подтвердились ли наши предположения? Д. - Да. Уч. - Какие же вы молодцы! Совершили научное открытие - самостоятельно сформулировали правило. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Как до небес добраться Инструкция для первого прочтения: Слушайте внимательно, повторяйте за мной слова и движения! Что нужно сделать, братцы, (1) Движения под строчки: (1): Пожимаем плечами, разводим руками. Уч. - Отдохнули. А сейчас я предлагаю поработать в группах. (Перед уроком раздаю цветные карточки, группы формируются по «цвету». Собираются в разных местах класса, там, где прикреплена такого же цвета карточка. Задание там вывешивается на листочках, с маркерами.) I группа Найдите и подчеркните проверочные слова к слову «поздний». Обоснуйте выбор графически: опоздал, опоздание, поздно, запоздалый, позднее, поздновато, опоздавший. (В этой группе обязательно наличие сильных учеников). II группа Прочитайте слова. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, пользуясь правилом: чес…ность, ужас…ный, мес…ный. III группа Задание то же, что и у второй группы: прелес…ный, интерес..ный, грус…ный. . Листы с выполненными заданиями вывешиваются на доске. Ребята карточками сигнализируют – согласен / не согласен. Представитель от каждой команды защищает. Проверка выполнения заданий Уч. - Что заметили интересного? Д. - У первой группы не все однокоренные слова были проверочными. Д. - У второй, третьей и четвёртой групп встретились слова, в которых хочется написать букву, обозначающую несуществующий согласный звук (опережающее). Уч. - Великолепно. Вы сумели заглянуть дальше, чем надо. С необычными словами II, III будем работать на других уроках. Самостоятельная работа, выполняется в парах (дети шёпотом совещаются). У - Я буду читать вам слова, а вы будете записывать антонимы: весёлый - ………..грустный (грусть) ранний - …………….поздний (опоздать) печальный - …………….радостный (радость) письменный - ……………..устный (уста) тяжёлый – лёгкий (лёгок)
Открываю, написанное мною до урока на доске. - Встаньте те, кто написал так же, как я. Обоснуйте. Выделяем корни в словах, в скобках дописываем проверочные слова. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА Уч. - С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
Уч. - Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
Уч. - Кому понравилась исследовательская деятельность?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/12/picture-377.jpg)
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/13/picture-388.jpg)
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-56-1497559851.jpg)
автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"
Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...
![](/sites/default/files/pictures/2010/06/19/picture-215.jpg)
Представление класса на конкурсе "Визитка класса"
Один из вариантов, как можно шуточно представить класс, увлечения детей и их интересы....
Последний звонок. 1 класс провожает 11 класс.(стихи).
Праздник Последнего звонка. Выступление первоклассников перед одиннадцатиклассниками....