ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Правило проверки слов с непроизносимыми согласными» («Школа России»; учебник Рамзаевой Т.Г., 3 - й класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Карташова Ирина Петровна

 

Цели:

  • в  ходе  исследовательской  деятельности  сформулировать  вместе  с  учащимися  правило  проверки    написания  слов  с  непроизносимыми  согласными;
  • формировать  умение  проверять написание  слов  с  непроизносимыми  согласными;
  • уточнить  знания  об  однокоренных  словах.

ХОД      УРОКА

  1. Орг. момент
  2. Актуализация   знаний
  3.      Подготовительная  работа  «Исключи   лишнее   слово»

На   доске  записаны  слова: 

  • Карандаш, картина, сорока, берёза, пенёк.
  • Снежок , Рыжик,   Чижик,   Бобик.         
  • Спинка, вёдра, листья, слезинка.

 

Уч.  -  Прочитайте. Исключите  из  цепочек   лишние  слова,   по  какому – либо  признаку  так, чтобы  в  них   осталось  одно  слово.

Причину    исключения   лишних   слов   обоснуйте.

 

Вероятные  ответы  детей:

-   В  первой  строчке  остаётся  слово  «пенёк», так  как  остальные  слова – словарные.

-   Во   второй  строчке  остаётся  слово  «снежок», так  как  остальные  слова -  клички  животных, имена  собственные  (здесь, наверняка, возникнут  трудности, т.к.  слово  «Снежок»  тоже  можно  отнести к  именам  собственным).

-  В  третьей  строчке  остаётся  слово  «слезинка», так   как  остальные  слова  не  вызывают  проблем  при  написании.

-  Запишите  получившиеся  слова  в   строчку, через  запятую, подбирая  и  записывая  к  ним  проверочные  слова  (один   ребёнок   выполнял  эту  работу  за  доской, записывая  группы  слов  в   столбик).

Пенёк – пень,   снежок – снег,  слезинка – слёзы.

 

ВЗАИМОПРОВЕРКА

 

Уч.   - Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями.  Проверьте  работу  своего  товарища. (Открываем  доску, ребёнок, который  выполнял  задание  за  доской,   отвечает  на  вопросы  учителя:)

Уч.   -  Прочитай  группы  слов, которые  ты  записала.

Уч.  -   Почему  именно  эти  слова  ты  выбрала  как  проверочные?

Уч.   - Какую  ещё  работу  надо  выполнить  с  этими  словами?

Д.   - Подчеркнуть  безударную  гласную  в  корне  проверяемого  слова, поставить  ударение  в  проверочных  словах, выделить  корни  во  всех  записанных  словах  Подводим  логический  итог  проделанной  работе

Уч.  -  Какие  слова  называют  однокоренными?

Д. -   Слова, которые  имеют  что – то  общее  по  смыслу  и  одинаковый  корень, называются  однокоренными

  1. Введение   новой  темы

Уч.  -   Правило, которое  мы  с  вами   вспомнили, нам  сегодня  очень  пригодится.

А  начнём  мы  знакомство  с  новой  темой  после  того, как   вы  «соберёте»  слово  из   букв, которые  нужно  разглядеть  на  этом  чудо – рисунке   (слева  на  доске   на  листе  формата  А – 3  вперемешку  нарисованы  овощи,  фрукты,  цифры,   буквы:  с, о, л, н, ц, е.

Уч.  -  Покажите, что  у  вас  получилось  (весь  класс  показывает  свои  результаты).

Молодцы, с   работой  справились  все, но  получился  разброс  мнений  (вызываю   к   доске  двух  учеников, у  которых  разные  варианты: сонце   и    солнце).

Ученики  показывают  написанные  слова  классу.

Уч.  -    Почему  в  твоём  слове   нет  буквы  «эль»  ?

Д.   -  Потому  что  она  не  произносится.

Уч.    -   Почему  написал   эту  букву  в  слове  «солнце»?

Д.   -  Потому    что   она   была   на    доске.

 ПОСТАНОВКА    ПРОБЛЕМЫ

Уч.   -   Ребята, у  нас  возникла   проблема: кто  же  из  ребят  прав?!

(Дети  высказывают  свои  мнения, если  они  всё  же  не  «приходят»   к  правилу  об   однокоренных  словах, тогда  напоминаю  им  о  правиле, которое  вспомнили  вначале  урока).

Уч.   -   После   прочтения  правила,  есть  у  вас  предположения    как    решить  данную  проблему?

(Звучат  различные   гипотезы, проверяем  их  действенность.  Постепенно  приходят к  мысли  о  подборе  однокоренных  слов.)

Уч.  -  Подберите  к   слову  «солнце»   однокоренные    слова  (дети  называют, после  чего  на  доске  появляются  карточки  со  словами:  солнечный, солнышко).

Уч.   -  Как  показать, что  эти  слова  однокоренные? (выделить  у  них  корни).

Уч.   -  Что  заметили?

Д.  -  Буква    «эль»    в    этих     словах    есть.

Уч.  -   Какую   роль  выполняют  эти  слова  по  отношению  к  слову  «солнце»? 

Д. -   Они  являются   проверочными  словами, в  которых  мы  чётко  слышим   звук  «л».

Уч.    -   Какое   же  название  можно  дать  звуку, который  не  произносится?  (ученики  предлагают варианты  названий).

Уч.  -  Попробуйте  сформулировать   правило  написания  непроизносимых  согласных звуков.

ФОРМУЛИРОВКА   ПРАВИЛА

Уч.   -  Давайте   теперь    откроем   учебники  на  стр.  125, прочитаем    правило.  (Сначала читают  про  себя, а  потом  один    ребёнок  вслух. Обращаем внимание, что  в  правиле  есть  дополнение  к  тому, что  мы    самостоятельно    открыли.)

Уч.  -   Подтвердились  ли  наши  предположения?

Д.  -  Да.

Уч.  -   Какие   же    вы   молодцы! Совершили  научное  открытие  -   самостоятельно  сформулировали  правило.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как до небес добраться

Инструкция для первого прочтения: Слушайте внимательно, повторяйте за мной слова и движения!

Что нужно сделать, братцы, (1)
Чтоб до небес добраться? (2)
За стол сначала надо сесть, (3)
Тарелку вкусной каши съесть, (4)
Потом в зеленый лес пойти, (5)
Большое дерево найти (6)
И вверх по крепким сучьям (7)
Взобраться к белым тучам. (8)
И вот уже — нас не достать! (9)
Мы можем солнышко поймать, (10)
Едва на облаке вздремнуть — (11)
И вот — пора в обратный путь!.. (12)
Помашем солнышку рукой. (13)
Ну, а теперь — летим домой! (14)

Движения под строчки:

(1): Пожимаем плечами, разводим руками.
(2): Смотрим вверх, рука «к козырьку».
(3): Садимся за стол, складываем руки.
(4): Изображаем, как будто «едим».
(5): Встаем, топаем.
(6): Руки поднимаем вверх, «тянемся».
(7); (8): Изображаем руками, как «лезем»: цепляемся за веточки выше, выше.
(9): Разводим руки в стороны.
(10): «Ловим» круглый предмет, изображаем руками форму.
(11): Складываем ладошки под щеку, закрываем глаза.
(12): «Смотрим на часы».
(13): Машем ладошкой.
(14): Изображаем, как «летим», садимся на место.

Уч.   -    Отдохнули. А    сейчас   я   предлагаю  поработать   в  группах. (Перед   уроком  раздаю  цветные   карточки, группы  формируются    по    «цвету».  Собираются    в  разных    местах   класса, там, где   прикреплена   такого    же   цвета     карточка.  Задание   там  вывешивается  на   листочках, с  маркерами.)

I  группа               Найдите  и  подчеркните   проверочные    слова  к   слову  «поздний».                     Обоснуйте  выбор   графически:  опоздал, опоздание, поздно, запоздалый, позднее, поздновато, опоздавший.  (В   этой  группе   обязательно   наличие  сильных   учеников).

II    группа            Прочитайте    слова. Вставьте, где   нужно, пропущенные  буквы, пользуясь  правилом: чес…ность,   ужас…ный,    мес…ный.

III  группа              Задание   то  же, что  и  у   второй    группы:  прелес…ный,      интерес..ный, грус…ный.

. Листы  с   выполненными  заданиями  вывешиваются  на  доске.  Ребята  карточками  сигнализируют – согласен  / не   согласен. Представитель  от  каждой команды  защищает.

Проверка выполнения заданий

Уч.   -  Что   заметили    интересного?

Д.  -  У  первой   группы    не  все  однокоренные  слова  были  проверочными.

Д. -    У   второй, третьей  и  четвёртой   групп   встретились   слова, в  которых   хочется  написать  букву, обозначающую   несуществующий  согласный  звук   (опережающее).

Уч.   -   Великолепно. Вы   сумели  заглянуть  дальше, чем  надо. С   необычными   словами    II, III      будем  работать  на  других  уроках. 

Самостоятельная   работа,  выполняется  в  парах (дети  шёпотом  совещаются).

У  -  Я    буду  читать  вам  слова, а   вы  будете  записывать антонимы:

весёлый  -   ………..грустный                                                          (грусть)

ранний  -   …………….поздний                                                       (опоздать)

печальный  -   …………….радостный                                             (радость)

письменный   -   ……………..устный                                              (уста)

тяжёлый – лёгкий                                                                               (лёгок)

 

Открываю, написанное  мною  до   урока   на  доске. -  Встаньте  те, кто   написал  так  же, как  я.

Обоснуйте. Выделяем  корни  в  словах, в  скобках  дописываем  проверочные  слова.

ПОДВЕДЕНИЕ    ИТОГА

Уч.  -   С   какой   новой   орфограммой   вы  сегодня  познакомились?

 

Уч.   -  Какое    правило  надо  знать, чтобы  не  ошибиться  в  написании   слов  с

 непроизносимым  согласным  звуком?

 

Уч.  -  Кому    понравилась   исследовательская   деятельность?

 

ДОМАШНЕЕ    ЗАДАНИЕ:

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Презентация класса для школьного сайта (3 класс)

Образец презентации класса для школьного сайта....

автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"

Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...

Представление класса на конкурсе "Визитка класса"

Один из вариантов, как можно шуточно представить класс, увлечения детей и их интересы....

Последний звонок. 1 класс провожает 11 класс.(стихи).

Праздник Последнего звонка. Выступление первоклассников перед одиннадцатиклассниками....