Система сочинений в начальной школе
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме

Примерный календарно-тематический план развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_sochineniy_v_nachalnoy_shkole.rar22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Система сочинений.

Примерный календарный план развития речи

Вид работы

Сроки

Первый класс

1.

Запись отдельных слов-«сочинений»:

а) по картинке;

б) по наблюдениям, после прогулок и т. д.

в) отгадки к загадкам;

г) имена мальчиков и девочек, клички животных.

3 – 4 раза в неделю

 октябрь

2

Запись небольших предложений-«сочинений» (2-3 слова), составленных коллективно и индивидуально с помощью учителя:

а) по картинке;

б) по наблюдениям и впечатлениям;

в) по прочитанному.

2 – 4 раза в неделю

октябрь, ноябрь

3.

Запись предложений и небольших связных текстов из 2 – 3 предложений на заданную учителем тему или выбранную учащимися тему:

а) по серии картинок;

б) по наблюдениям и впечатлениям;

в) по 2 – 3 опорным словам;

г) по прочитанному.

1 – 2 раза в неделю

ноябрь,

 декабрь, январь

4.

Изложение рассказа по вопросам, записанным на доске (20-30 слов) Текст составляется под руководством учителя.

февраль

(первая половина)

5.

Сочинение о зимних играх ребят по живым наблюдениям учащихся. Текст составляется по 2 – 3 вопросам с помощью учителя.

февраль

(вторая половина)

6.

Письмо-поздравление маме или бабушке. Коллективная работа над текстом.

март

(первая половина)

7.

Коллективное изложение по плану, данному учителем Текст составляется под руководством учителя.

март

(вторая

половина)

8.

Сочинение по наблюдениям за явлениями природы – наступлением весны. По 2-3 вопросам учителя или по данному учителем плану. Текст составляется общий под руководством учителя.

апрель

9

Сочинение-рассказ о прогулке.

Текст составляется коллективно под руководством учителя.

май

10

 Составление плана летних наблюдений. (3 пункта)

конец мая

Второй класс

1.

 Сочинение «В парке осенью».  Экскурсия в парк, наблюдение, сбор листьев. План составляет учитель. Текст составляют учащиеся коллективно по пунктам плана. Запись текста на доске, его коллективная доработка.  Повествование: рассказ о своём труде- сборе листьев. Описание парка.

сентябрь

(первая половина)

2.

Подробное изложение рассказа (повествование с простым сюжетом, с элементами описания). Текст  прочитывается учителем. Беседа по вопросам, требующим ответов из 1 –3 предложений. Обучение коллективному составлению плана. Текст составляется самостоятельно с индивидуальной помощью учителя.

октябрь

(первая половина)

3.

Сочинение по серии картин. Самостоятельное рассматривание картин. Коллективное под руководством учителя озаглавливание картинок (т.е. составление плана, запись заглавий на доске). Устное составление и обсуждение фрагментов текста. Могут быть даны опорные слова.

Повествование, могут быть элементы описания.

октябрь

(вторая половина)

4.

Подробное изложение рассказа (повествование с элементами описания). Коллективное составление плана, состоящего из назывных предложений. Беседа по вопросам, требующим ответов из 2 – 3 предложений. Составление фрагментов текста. Индивидуальная помощь учителя.

середина ноября

5.

Сочинение по личным впечатлениям. Возможная тема «Наши игры» План дает учитель, но допускается и собственное творчество детей. Текст сочинения пишут самостоятельно с индивидуальной помощью учителя, иллюстрируют.     Повествование. Язык эмоционально-образный.

декабрь

(первая половина)

6.

Изложение научно-популярной статьи природоведческого содержания. Описание преобладает, язык преимущественно деловой. План составляется учащимися коллективно под руководством учителя, после чтения и анализа образца.

декабрь

(вторая половина)

7.

Сочинение по экскурсии в природу, например «Зимний день» или «Зима в парке». Перед экскурсией учитель дает план наблюдений из 2 – 3 пунктов. План составляется под руководством учителя. Беседа носит характер подведения итогов экскурсии. Отдельные учащиеся составляют фрагменты сочинения (по пунктам плана). Текст в целом пишут самостоятельно с индивидуальной помощью учителя.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный.

середина января

8.

Изложение рассказа (повествование с элементами описания) План составляется  учащимися общий для класса. Слова-опоры. Текст детьми составляется самостоятельно. Помощь учителя индивидуальная.

конец января

9.

Сочинение по серии картин (3 – 4 картины). Самостоятельное рассматривание картин, расположение их в нужной последовательности. Составление плана. Обсуждение нескольких планов, составленных детьми самостоятельно. Далее во всех работах помощь носит индивидуальный характер.

Повествование с элементами описания.

середина февраля

10.

Изложение научно-популярной статьи с преобладанием повествования и элементами описания, с выводами (элемент рассуждения) План дается учителем. Вопросы носят более общий характер. Коллективная работа над текстом. Запись на доске и обработка выводов.

март

11.

Сочинение по одной картине (сюжетный рассказ на основе воображения учащихся). Предложения учащихся о сюжете рассказа. Развитие сюжета. Коллективное составление плана под руководством учителя. Составление общего для класса текста, его обработка с целью уточнения логических связей и последовательности.

Повествование. Язык эмоционально-образный.

апрель (первая половина)

12.

Сжатое изложение (с небольшими сокращениями) повествовательного текста. Подробный анализ текста, выделение главного. Устное составление текста, его обсуждение.

апрель (вторая половина)

13.

Сочинение о прогулке, о походе или игре. Выбор темы, ее обсуждение с учащимися. Составление планов под руководством учителя. Небольшие сообщения учащихся (о чем будут писать). Самостоятельная работа над сочинением. Иллюстрирование текста.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный.

май

(первая половина)

14.

Коллективное составление плана летних наблюдений.

май (вторая половина)

Третий класс

1.

Свободное сочинение на материале летних впечатлений. Обсуждение тем. Устные рассказы 2 – 3 учащихся о впечатлениях и событиях летних каникул. Самостоятельное составление текста.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный

сентябрь (первая половина)

2.

Подробное изложение научно-популярной статьи. Беседа, в которой обращается  внимание на детали, признаки, причинно-следственные связи. Коллективное под руководством учителя составление плана. Деление текста на абзацы. Устный пересказ фрагментов текста по плану. Весь текст составляется и записывается самостоятельно. Самопроверка (добавление деталей, уточнение логических связей)

сентябрь (вторая половина)

3.

Сочинение на материале наблюдений «Осень в городе». Самостоятельное составление плана и текста.

Преобладает описание. Язык эмоционально-образный

октябрь (первая половина)

4.

Описание несложного предмета: стол, классная доска, яблоко и т.п. Наблюдения по плану, предложенному учителем. Беседа: выявление признаков описываемого предмета. Устное составление всего текста, его обсуждение. Самостоятельная запись, деление на абзацы.

Описание, возможны элементы рассуждения. Язык преимущественно деловой.

октябрь (вторая половина)

5.

Подробное изложение описания картины природы. Анализ текста, работа над изобразительными средствами языка. Устное обсуждение фрагментов текста. Самостоятельное составление и запись текста.

ноябрь

6.

Составление письма ученикам другой школы. Содержание письма – жизнь школы или класса. Коллективная обработка текста, записанного на доске.

начало декабря

7.

Сжатое изложение рассказа с ясным сюжетом. Краткая беседа по содержанию, выявление главного. Составление плана учащимися с помощью учителя. Устное составление и пересказ фрагментов текста. Самостоятельная запись. Самопроверка (цель: последовательность, стройность, устранение лишнего).

середина декабря

8.

Задание для наблюдений в период зимних каникул. Коллективное составление схематичного плана наблюдений.

конец декабря

9.

Сочинение «Зимний день» по впечатлениям от каникул. Живая, эмоциональная беседа с целью восстановления в памяти картин и событий, которые должны быть отражены в тексте. План составляется самостоятельно с помощью учителя. Самостоятельная запись текста. Иллюстрирование сочинений.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный

середина января

10.

Изложение с творческим заданием (рассказ). Анализ текста. Выяснение задачи, предложения учащихся о творческих дополнениях. Коллективное составление плана. Устная подготовка текста с творческими дополнениями. Запись текста самостоятельная. Самопроверка

конец января

11.

Сочинение-описание сложного предмета: «Наша улица», «Дом, в котором я живу». Самостоятельное составление плана, запись текста. Самопроверка (цель: выбор наиболее точных слов)

февраль

(первая половина)

12.

Изложение рассказа с творческим заданием. Индивидуальные планы, самостоятельное составление текста.

февраль

(вторая половина)

13.

Сочинение «Моя мама»  Коллективное составление схематичного плана Самостоятельное составление плана, запись текста.

март

(первая половина)

14.

Сочинение на основе природоведческих наблюдений «Весна приближается» (может быть использована картина) Самостоятельное составление плана, запись текста.

Иллюстрирование сочинений.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный

март

(вторая половина)

15.

Отзыв о прочитанной книге. Книга должна быть прочитана к моменту письма. Книга обсуждается на уроке чтения. План и весь текст составляются коллективно.

В сочинении преобладает рассуждение.

апрель (первая половина)

16.

Сжатое изложение научно-популярного текста. Беседа: анализ текста, выделение главного. Самостоятельное составление плана, запись текста.

Описание, повествование.

апрель (вторая половина)

17.

Сочинение-описание трудового процесса: «Как посадить дерево», Как сварить суп». Устанавливается последовательность действий. Коллективное составление плана. Устное обсуждение фрагментов текста. Самостоятельная запись текста. Язык преимущественно деловой

начало мая

18.

Изложение рассказа с пейзажными зарисовками. Анализ языка, средств художественной изобразительности. Самостоятельное составление плана, запись текста. Самопроверка, иллюстрирование.

середина мая

29.

Коллективное составление плана летних наблюдений. Цель: придать летним наблюдениям целенаправленный характер, накопить материал для сентябрьских сочинений.

конец мая

Четвертый класс

1.

Свободное сочинение на материале летних впечатлений. Обсуждение тем. Устные рассказы 2 – 3 учащихся о впечатлениях и событиях летних каникул. План и текст четвероклассниками составляются самостоятельно.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный

сентябрь (первая половина)

2.

Сжатое изложение повествовательного текста. Стиль эмоционально-образный. Беседа: обсуждение и выделение главного.

сентябрь (вторая половина)

3.

Сочинение-описание сложных трудовых процессов «Как сделать…(указывается предмет) Беседа: выделение главного в трудовом процессе, выяснение логических связей. Обсуждение одного из планов, составленных учащимися.

Повествование, описание, элементы рассуждения. Язык эмоционально-образный с элементами деловой речи.

октябрь (первая половина)

4.

Составление письма авторам учебника. Содержание письма – произвольное.  Вся работа самостоятельная

октябрь

(вторая половина)

5.

Сочинение «Погода в октябре» Подведение итогов наблюдений за погодой в течение октября.

Описание с элементами рассуждения. Язык преимущественно деловой.

начало ноября

6.

Домашнее сочинение об осенних каникулах.

середина ноября

7.

Сочинение по картине. Рассматривание картины, краткая беседа. Каждый учащийся пишет самостоятельно.

декабрь

(первая половина)

8.

Изложение текста  исторического содержания

декабрь

(вторая половина)

9.

Свободное сочинение на зимнюю тему. Выбор темы за  2 – 3 дня до письма. Использование картин, иллюстрирование.

середина января

10.

Сжатое изложение научно-популярного текста

конец января

11.

Составление отзывов о прочитанных книгах. Книги намечаются самими учащимися заранее. Вся подготовка носит индивидуальный характер. Каждый пишет о прочитанной книге. Преобладает рассуждение.

февраль

(первая половина)

12.

Сочинение на военную тему. Задание сообщается за несколько дней до письма.

февраль

(вторая половина)

13.

Сочинение «Кем я буду»

Преобладает рассуждение. Язык эмоционально-образный

март

(первая половина)

14.

Сочинение «Наш поселок» Материал накапливается в течение длительного времени.

Повествование, описание, рассуждение.

март

(вторая половина)

15.

Сочинение «Как сделать скворечник» Описание процесса изготовления. Коллективное обсуждение плана, а также фрагментов текста.

Язык деловой.

апрель (первая половина)

16.

Сочинение о жизни своего класса. Может быть, в форме статьи в газету. Обсуждение темы, фрагменты текста.

апрель (вторая половина)

17.

Свободное сочинение о весне. Обсуждение тем. Использование картин, иллюстрирование. Повествование с элементами описания.

 начало мая

18.

Изложение рассказа с использованием средств художественной изобразительности

середина мая

19.

Составление плана летних наблюдений. Цель: накопить материал для сочинений.

конец мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над сочинением в начальной школе

Работа над сочинением в начальной школе...

Работа над сочинением в начальной школе.

методика работы над сочинением разных типов текстов....

Работа над сочинением в начальной школе.

методика работы над сочинением разных типов текстов....

Сочинение в начальной школе

Сочинение в начальной школе...

Авторский курс по развитию речи "Работа над сочинением в начальной школе"

Важное место в начальном обучении занимает развитие речи. Сочинение является одним из видов работ, который позволяет развивать литературную речь. Оно развивает творческое воображение, дает ключ к успе...

Как написать сочинение в начальной школе

Статья на тему: "Как написать сочинение в начальной школе"...

Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".

На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здоровог...