Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок знакомит с творчеством великого художника Виктора Михайловича Васнецова, способствует воспитанию у младших школьников чувства патриотизма,формированию интереса к героическому прошлому нашего народа, формирует умение составлять текст с элементами оценки действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_v.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (4 класс)

Учитель: Скрылькова Вера Леонидовна

Тема:  «Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Задачи:

 - познакомить с творчеством В.М. Васнецова

 - способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма, формированию интереса к героическому прошлому нашего народа

 - формировать умение составлять художественное описание

 - формировать умение составлять  текст с элементами оценки действительности

1. Вступительное слово учителя.

         Вряд ли найдётся в России человек, который не видел никогда картины В.М. Васнецова. Творчество художника стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее, в васнецовском зале, висят «Богатыри» - картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего  оружия, одежды наших предков.

        Начал рисовать Васнецов очень рано. Жития русских святых и сказания о богатырях, русские сказки и песни он слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. В папке Виктора Васнецова останутся рисунки с названиями «Сказки деда», «Бабушкины сказки». Очень любил будущий художник былины о Садко. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

      Спустя много лет художник сказал о своей картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал».

       2. Подготовка к восприятию картины.

        По литературному чтению с былинами о богатырях. Центральная идея, проходящая через все былины, - идея защиты государства, Русской земли. Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Илья Муромец стал воплощением мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Победы Ильи над врагом вызывают у детей уважение к богатырю, радость, веру в силы народа. Ребят охватывает чувство гордости и патриотизма, что нелегко бывает воспитать у детей в настоящее время.

       Богат, живописен язык былины. Ребята чувствуют, как велика роль эпитетов в создании героических образов: буйные головы, могучие плечи, ретивое сердце.

        Одним из главных черт Ильи Муромца ребята называют любовь к Родине, преданность, честность.

        На одном из уроков, посвящённых былинам, учитель предлагает учащимся задание: представить себе того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. И чтобы помочь детям представить себе русских богатырей, учитель предлагает рассмотреть картину Васнецова «Богатыри».

         3. Рассматривание картины.

        Под музыку «Богатырской симфонии» А.П. Бородина ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

          4. Беседа по содержанию картины.

 - Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас рождает?

 - Кто из богатырей привлекает ваше внимание? Как  вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили?

         После чтения былин учащиеся без труда узнают каждого из богатырей.

        Опишите внешний вид богатырей, выражение их лиц, вооружение, одежду, коней. (Последовательно идёт работа по описанию каждого богатыря.)

 - Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (Он старший из богатырей, находится в центре. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

  - Найдите в былине отрывок, дающий описание Ильи Муромца.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

Из – под славного города из - под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильей, словно лютый зверь,

Он сам на  коне как ясен сокол…

 - Послушайте описание богатыря из былины «Добрыня Никитич».

        «Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный».

 - Что вы можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот – вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из знатного рода.)

 - Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

 - Найдите отрывок из былины, дающий описание Добрыни Никитича.

А и был на заставе Добрыня Никитич – млад,

Что Добрынюшка Никитич – млад,

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

 - Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче? (Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

 - Найдите отрывок, дающий описание Алёши Поповича.

А и был там Алёша Попович – млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын соборного попа ростовского.

 - Как изображены богатыри? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности, они едины в своих помыслах.)

 - Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

 - Художник так изобразил своих богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землёй. Почему Васнецов использовал такой приём? (Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайны. Кажется, что степь так широка, что нет ей  конца и края.)

 - Какие краски использовал художник, чтобы показать степи, холмы? (Художник использовал тёмно – фиолетовые, синие, тёмно – зелёные, тёмно – коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли поблизости враг?)

 - Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

      5. Работа над раскрытием замысла художника.  

 - Прочитайте строчки из стихотворения И. С. Никитина, записанные на доске:

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

 - Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили её богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

     А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

        На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

 - Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник? (Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

         Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за свою Родину. Л. Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: «Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли».

         6. Работа по составлению плана.

Учитель на доске записывает план описания картины:

а) Художник, создавший картину.

б) Описание богатырей: выражения лиц, одежда, позы.

в) Природа на картине.

г) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

д) Что хотел сказать художник своей картиной?

          7. Устное описание картины.

По составленному плану несколько человек рассказывают содержание картины, остальные дополняют их рассказ.

       8. Самостоятельное написание сочинения.

Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри» Караваева Алексея,

ученика 4 класса «А» МОУ Коченёвская СОШ № 13

 

         Виктор Михайлович Васнецов был известным художником. Он создал замечательную картину «Богатыри». Прежде чем нарисовать её, художник тщательно изучат материалы. Это были былины, сказы об истории Древней Руси.

        На картине мы видим трёх богатырей, которые выехали в поле, чтобы узнать, нет врагов. В центре старший из богатырей, Илья Муромец. Он напряжённо смотрит вдаль. В его образе чувствуется мощь. Фигура богатыря сливается с вороным конём. ОН хорошо вооружён. В одной руке у него щит и копьё, а  в другой – тяжёлая палица. И конь под ним тоже богатырский. Конь стоит спокойно и ждёт приказа.

        Слева – Добрыня Никитич. Он смел, отважен, нетерпелив. Правой рукой сжимает рукоятку меча. Добрыня всегда готов ринуться в бой. Конь по ним встревожен. Вот – вот рванёт в бой.

         Справа самый младший богатырь – Алёша Попович. Он молод, весел. Алёша улыбается. Кажется, что сейчас возьмёт гусли и запоёт песню. Алёша Попович уступает в силе своим товарищам. Вооружён он только луком и стрелами. Но его главное оружие – хитрость.

       На картине мы видим просторы русской земли. Степь поросла травой. Вдали видны холмы, перелески и громовое небо.

         Когда я смотрю на картину, то чувствую гордость защитников русской земли. Родная земля надёжно защищена от врагов. Именно это хотел донести от нас художник.   автор сочинения Алексей Караваев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; ...

Сочинение по картине

Презентация к уроку русского языка сочинение - описание по картине...

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница"

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница" в 4 классе. Конспект урока и презентация....

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение ...

Презентация к уроку сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Презентация помогает ярче и образнее представить материал к уроку....