Урок родного русского языка "Дом, который построим мы"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

У каждого человека должен быть ДОМ. Не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

   А создать ДОМ мечты, где все будут жить по - сказочному счастливо, в любви и согласии, можно только из «строительного материала» с особыми свойствами:

      -ДОБРОТЫ;

      -ПОНИМАНИЯ;

      -ЮМОРА;

      -ВЗАИМОПОМОЩИ;

      -ТЕРПЕНИЯ;

      -ТАКТА и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rodnogo_russkogo_yazyka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок родного ( русского языка) в 1 классе.

«Дом, который построим мы»

Цель: раскрытие познавательных и творческих способностей учащихся , формирование детского коллектива со своими традициями.

Задачи:

  1. воспитание патриотизма и гражданского самосознания;
  2. раскрытие интересов и склонностей учащихся;
  3. воспитание здорового образа жизни;
  4. формирование психологической устойчивости.

. Ход мероприятия

ОРГМОМЕНТ. Упражнения на внимание и положительный настрой на занятие.

1,2,3-слушай и смотри!

1,2,3,4,5-мы начнём опять!

Игра «Помашите ручкой!»

-кто сегодня встал рано;

-кто забыл утром почистить зубы;

-кого сегодня поцеловала мама;

-кто забыл поздороваться с учителем;

-кто хочет много знать;

-кто хочет получить хорошую оценку.

Вступительное слово учителя:

   У каждого человека должен быть ДОМ. Не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

   А создать ДОМ мечты, где все будут жить по - сказочному счастливо, в любви и согласии, можно только из «строительного материала» с особыми свойствами:

      -ДОБРОТЫ;

      -ПОНИМАНИЯ;

      -ЮМОРА;

      -ВЗАИМОПОМОЩИ;

      -ТЕРПЕНИЯ;

      -ТАКТА и т. д.

    И сегодня мы с вами, ребята, попробуем построить этот ДОМ мечты.

С чего начнём? Что, прежде всего, нужно сделать перед застройкой дома? Правильно, начертить проект.

                                             План – проект застройки дома.

I. ФУНДАМЕНТ МУДРОСТИ

   Будет хорошим дом, если он стоит на прочном  фундаменте. А прочнее мудрости «строительного материала» не найти.

« Прибежав в каморку под лестницей, Буратино шлёпнулся на пол около ножки стула.

 - Чего бы ещё такое придумать?

   Буратино шёл всего первый день от рождения. Мысли у него были маленькие – маленькие, коротенькие – коротенькие, пустяковые – пустяковые. » Но даже в этой крохотной головке умещалось много – много вопросов.

 -Почему Мудрый Сверчок всегда лезет со своими советами?

- Что находится за нарисованным очагом в доме Папы Карло?

- Что вырастет, если зарыть в землю монетки и полить их водой?

         Я уверена, что и в ваших головках тоже живёт много вопросов.

- Зачем нужна ночь?

- На что похожи рельсы и куда они бегут?

- От кого прячется солнышко?

Где же нам взять ответы на все эти вопросы? Правильно, в книжках. Я сегодня познакомлю вас с одной очень умной и мудрой книгой. Называется она «Русские народные пословицы и поговорки». Она на многие вопросы даст ответ. Испытаем?

-  Зачем на свете нужны мамы?  При солнышке тепло, а при матери добро!

- Для чего людям книжки? Кто много читает, тот много знает!

-Почему каждый день надо так рано вставать? Кто рано встаёт, тому Бог даёт!

   Старинная пословица недаром молвится. Мнение народа многое значит, с ним мы сверяем наше поведение и мысли.

II. КИРПИЧ  НАХОДЧИВОСТИ.

ДОМ – без чего не может обойтись любой человек.

         Рассмотрите рисунки на доске. Как можно назвать изображённое одним словом ? (жилище) Как они называются? ( землянка, юрта, вагончик, вигвам, землянка, изба, терем, царские палаты или дворец) Кто мог жить в этих жилищах? Чем землянка отличается от избы? А изба от терема?

         Учитель показывает рисунок с изображением Золотой рыбки. Персонаж какой сказки пришёл к нам в гости? Кто автор? Какие виды жилищ встречаются в сказке?( землянка, изба, терем, царские палаты) Молодцы! Справились с заданием. Строим дальше наш ДОМ мечты.

   

III. КИРПИЧ ЛЮБВИ

        Поговорим о любви. Всех вас обязательно кто-нибудь  любит. Кто любит вас? И вы в свою очередь дарите свою любовь кому-то. Кого любите вы, больше всего на свете?

        Наш класс – тоже семья. Потому, что мы любим, друг друга, помогаем, заботимся обо всех, радуемся удачам.

Предлагаю поиграть и передохнуть!

 

Потрогай нос соседу справа,

Потрогай нос соседу слева.

Мы с тобой друзья, мы с тобой одна семья: вы, мы, ты, я!

Ущипни соседа справа,

Ущипни соседа слева.

Мы с тобой друзья, мы с тобой одна семья: вы, мы, ты, я!

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Мы с тобой друзья, мы с тобой одна семья: вы, мы, ты, я!

Подразни соседа справа,

Подразни соседа слева.

Мы с тобой друзья, мы с тобой одна семья: вы, мы, ты, я!

Поцелуй соседа справа,

Поцелуй соседа слева,

Мы с тобой друзья, мы с тобой одна семья: вы, мы, ты, я!

С такой любовью нам по силам построить дом.

IV. КИРПИЧ ДРУЖБЫ.

 Прочитайте слова на карточках: дом, домашний, домовитый, домик, домочадцы, домовой, домишко, домино, домосед, домище. Объясните смысл этих слов. Что общего у всех? Какое слово, на ваш взгляд, лишнее? Почему?

   Сейчас я прочитаю вам стихотворение  Ирины Лопухиной «Гном и дом».А вы дружно подберёте  нужное слово в рифму.

Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил …..

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал ……

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ……

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой ……..

Был он стар, и был он сед,

И большой был …..

А за печкой, за трубой

Жил у гнома …..

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный, ……..

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс …..

Есть  любил он суп вчерашний,

Пил он только квас ……

Вечером привык встречаться

Гном с любимым ……

Вместе посмотреть кино,

Поиграть с ним в ……

Каждый день соседи – гномы

Навещали деда …….

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот …..

Какое хорошее, тёплое слово ДОМ, правда, ребята? Так давайте продолжим его строить.

V. КИРПИЧ  ПОНИМАНИЯ

   Вы когда-нибудь слышали  такое выражение: «Наш дом- планета Земля». Почему так говорят? Она круглая, на ней нет окон, дверей, крыши. Правильно, мы родились на этой планете, живём здесь. Это наш общий дом.

  Говорят, где-то далеко-далеко есть планета, которую когда-то назвали в честь буквы Л – планета Эл. Живут на ней элийцы. Только что от них2 пришло сообщениея– на элийском языке, конечно. Давайте их  прочитаем и переведём.

 -Лы лили лолу.

-Лалие лул лулы!

-Лилот, лулы!!! 

 

-Рет и Мёр римуют.

-Рет рари наро римует!

-Мёр торе наро!!!

  Ну какие же вы молодцы! Как вам удалось понять такой трудный язык! Передадим привет жителям планеты Эл!        

VI . КИРПИЧ УЛЫБОК

  В нашем городе есть дома, где не живут люди, но очень охотно их посещают. ДОМ КУЛЬТУРЫ, ДОМ МУЗЫКИ, ДВОРЕЦ  ПИОНЕРОВ. Почему  их так назвали? Сейчас мы отправимся в такой дом на весёлое представление, подготовленное нашими ребятами.

  Улыбка- создаёт счастье в доме, служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много даёт.         Итак, 1,2,3- слушай и смотри!

                                               Эдуард Успенский

                                                       Путаница.

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю!

Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне

Ехал кактус на коне,

Вёл старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне.

Знаю я, что говорю,

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалиться зря?!?

  VII . КИРПИЧ ЗДОРОВЬЯ

     Народная мудрость гласит « Чистота – залог здоровья».

Домовитые, прилежные хозяева всегда готовят дом к приходу гостей. Давайте и мы затеем

БОЛЬШУЮ СТИРКУ! Музыкальная разминка.

- стираем бельё;

- полощем;

- выжимаем;

- развешиваем сушиться;

- отряхиваем ручки;

- зовём гостей.

 

 VIII. КРЫША ВЗАИМОПОМОЩИ.

     В любом доме становится веселее, когда в нём поселяются питомцы: кошки, собаки, попугайчики, хомячки. Со временем они даже становятся похожими на своих хозяев.

     Посмотрите на эти забавные портреты четвероногих друзей. Попробуйте по характеру, внешнему виду, настроению подобрать кличку для кошек и собак, объяснить свой выбор.

Дети работают в группах:

Девочки – кошки (Васька, Мурка, Мурзик, Соня, Тимка, Майка).

Мальчики – собачки(Тузик, Пират, Чапа, Авва, Жучка, Вулкан).

 

 IX. ОКНО НАСТРОЕНИЯ.

   Какой же дом без жильцов?  Давайте  заселим наш дом.

Перед вами карточки с изображением мальчиков и девочек, но без лица.

Прислушайтесь к своему внутреннему эмоциональному состоянию. Нарисуйте себе своё «лицо» . А помогут вам эти человечки( на доске изображены лица, выражающие радость, грусть, удивление, усталость, испуг, злость, спокойствие , веселье ).

  Теперь приклейте свой «портрет» в Окно настроения нашего общего дома.

  X. ОБОБЩЕНИЕ.

  Теперь мы видим, что в нашем доме живут счастливые люди. Всем здесь хорошо и уютно!

Итак, ребята, что же надо, чтобы построить хороший, крепкий и надёжный дом, создать счастливую семью?

 Ответы детей: мудрость, любовь, понимание , дружба, находчивость, юмор, здоровье, взаимопомощь, хорошее настроение. А ещё? Хозяйственность, трудолюбие, чистота, благородство, честность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО "Домики, которые построила природа" 1 класс Школа России

Предлагаю конспект урока по ИЗО 1 класс Школа России...

Урок изобразительного искусства "Домики, которые построила природа". 1 класс.

Типология урока деятельностной направленности по Л.Г. Петерсон.Тип урока: проектная деятельность....

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Урок родного русского языка во 2 классе «Особенности русского речевого этикета»

Данный открытый урок был дан в 2020 году во 2 классе по программе Родной русский язык на предметной неделе.В конспекте учительработает над особенностями именно русского речевого этикета.Целью урока яв...

Технологическая карта урока по изо «Домики, которые построила природа» ( УМК Перспектива, 1 класс)

Тема урока «Домики, которые построила природа».Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формировать у обучающихся умение наблюдать за природными явлениями с точки зрения ...

Конспект урока изобразительному искусству «Домики, которые построила природа.» 1кл

Цель урока: познакомить учащихся с домиками, которые построила природа; формирование представления о существовании самых разных домиков природы; научить рисовать домики, которые построила природа. Зад...