ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Правило проверки слов с непроизносимыми согласными» («Школа России»; учебник Рамзаевой Т.Г., 3 - й класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Проблемный урок по русскому языку  для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon tema.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.

Цель урока: учить правописанию мягкого знака на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки, формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 3 класс, оформление доски, схемы, карточки со словами.

Структура урока

Формирование УУД

I Орг.момент.

II Чистописание с актуализацией

-Прочитайте и спишите слова : конь, день, топать, пьеса, хлопать.

- Что вы заметили? ( во всех словах есть мягкий знак).

-Что ещё можно сказать об этих словах? (имена существительные и глаголы, слова с разделительным мягким знаком и  Ь обозначающим  мягкость согласного).

III Введение нового знания.

-Ребята! Сейчас мы выполним такое задание: мы запишем слова, в которых тоже будет встречаться Ь.

-Запишите слова в тетради, а 2 ученика будут моими помощниками (работают с обратной стороны доски)

Речь, ночь, луч, плащ, ключ.

-Давайте проверим, что у нас получилось.

-Почему задание было одно, а результат разный? Что вызвало у вас затруднения? (Мы не знали, где нужно писать мягкий знак.)

- А что вы заметили? (Мы  написали слова, которые обозначают имена существительные.)

-Кто может предположить тему нашего урока? (Правописание мягкого знака на конце существительных).

Открываем тему урока:

Мягкий знак на конце имён существительных.

На доске:                                                              

Пень                                                    рожь

Зверь                                                   вещь

Тень                                                     мышь

- Ребята! Прочитайте и понаблюдайте над словами 1 и 2 столбиков.

- Что вы заметили? ( Это имена существительные с мягким знаком на конце).

- А что ещё можно сказать об этих словах? ( В 1 столбике – есть существительные м.р. и ж.р., а во 2 – только существительные ж.р.)

- Подчеркните во 2 столбике буквы, после которых написан  Ь.)

- Что вы заметили? (Эти буквы обозначают шипящие звуки.)

Составление схемы.

Согл. шипящие – ж.р. – Ь

- Попробуйте сформулировать правило, опираясь на схему.

- Где мы можем подтвердить или опровергнуть наши предположения?

- Откройте учебники на с.42 и прочтите правило.

- Что ещё нового вы узнали? ( Что у сущ-ых м.р. мягкий знак не пишется.)

- Давайте составим алгоритм действий.

1. Существительное, оканчивающееся на ж, ш, ч, щ.

2. Женский род – Ь пишем.

3. Мужской род – Ь не пишем.

- Давайте вернёмся к тем словам, которые мы писали вначале урока и действуя по алгоритму проверим себя. ( Идёт объяснение, исправление ошибок, доказательство)

IV. Первичное закрепление.

- Ребята, Мудрая сова приготовила для вас задания. Работать будете по группам. Подойдите и получите задания.

Задание: узнай слова по толкованию их значений. Используя алгоритм, запиши слова с обратной стороны.

1 группа.

Человек, чья профессия – лечить людей. (врач)

Детская игрушка в форме шара. (мяч)

2 группа.

Картина природы.(пейзаж)

Густая непрозрачная акварельная краска. (гуашь)

3 группа.

Старинное оружие удлинённой формы с заострённым концом. (меч)

Мелкие монеты. (мелочь)

4 группа.

Женское украшение, которое прикалывают на груди, на воротнике. (брошь)

Тёмное время суток. (ночь)

- Когда выполните работу, выберите человека, который  должен распределить слова по столбикам.

      Без Ь                                  с Ь

Врач                                     гуашь

Мяч                                      мелочь

Пейзаж                               брошь

Меч                                      ночь

- Молодцы! Все  группы справились с заданием хорошо.

- Давайте ещё раз проговорим алгоритм.

V. Физминутка.

VI. Самостоятельная работа.

Работа по учебнику.  Упр.453 с. 41

- Напиши существительные в единственном числе, обозначь род, выдели графически орфограмму. Действуй по алгоритму.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа.

- Кто выполнил работу без ошибок? Вы – молодцы!

VII. Итог урока.

- Назовите тему урока.

- Какое открытие сегодня сделали? Повторите алгоритм.

- Что для вас было интересным?

VIII. Домашнее задание.

Упр. 456, с. 43.

ПУУД (анализ с выделением существенных и несущественных признаков)

ПУУД общеучебные (постановка учебной проблемы)

ПУУД  Проверка задания. Побуждение к осознанию противоречий. Побуждение к проблеме.

ПУУД общеучебные (формулирование темы)

РУУД  целеполагание.

ПУУД общеучебные (поиск решения).

Материал для гипотез.

ПУУД логические (подводящий диалог, выдвижение гипотез)

ПУУД общеучебные (построение схемы)

ПУУД общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

РУУД коррекция (внесение необходимых дополнений.)

ПУУД логические (построение цепи рассуждений)

РУУД (учитывание правила в планировании и контроле способа решения, самоконтроль)

РУУД (учитывание правила в планировании и контроле способа решения, самоконтроль)

КУУД  (умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее)

КУУД (планирование – определение функций участников)

РУУД (учитывание правила в планировании и контроль способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, самоконтроль)

РУУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

ПУУД общеучебные (осуществление поиска необходимой  информации для выполнения учебного задания)



Предварительный просмотр:

Тема: “Парные звонкие и глухие согласные в корне слова”.

Цель: Научить проверять написание парных согласных путем подбора однокоренных слов или путем изменения формы слова.

Ход урока

1.Орг.момент

2.Чистописание с актуализацией

1) На доске буквосочетание

  бвгджз    ...

2)Прочитайте, почему именно эти буквы?

3)Что общего?(согласные, парные, обозначают звонкие звуки.)

4)Подумайте, какое буквосочетание будем писать дальше? Обоснуйте свой ответ.

5)Какие согласные называются глухими? звонкими?

3.Постановка учебной проблемы:

1)На доске написан столбик слов:

Сле Д/Т

Остро В/Ф ки

Моро З/С

Горо Д/Т ской

*2 ученика работают у доски, остальные - записывают в тетрадь самостоятельно.

-вставьте и подчеркните  в этих словах вставленные согласные, определите в какой части слова  они находятся

*Проверка:

-почему разные ответы?

-определите проблему,

 чему должны научиться,

 какова тема урока?

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

4.Поиск решения:

- Очень часто в русском языке написание слов расходится с произношением. И если мы не можем точно определить на слух, какую букву писать, то перед нами …. (орфограмма).

Орфограмма – это …(написание по правилу).

НА ДОСКЕ:

Сле Д/Т -                 Следы

Остро В/Фки –        Острова, островное

Моро З/С –              Морозы, морозный

Горо Д/Т ской –      Города, загородный

-Открывается лист, анализируются пары слов

- Сформулируйте правило написания парных согласных в корне.

Согл.

                                    Гласный

глух., звон.  - Н

Проверка достоверности информации:

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА. (стр.85)

-ПРОВЕРКА РАБОТ, ВЫПОЛНЕНЫХ НА ДОСКЕ. ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК.

- Подумайте, как называются слова, которые помогли проверить написание парных согласных в корне? Ваши предположения.

- А те слова, которые мы проверяли? Ваши предположения.

- ГДЕ МЫ ОБ ЭТОМ МОЖЕМ УЗНАТЬ?

-  Проверка достоверности информации:

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА. (стр.84)

ПРОВЕРОЧНЫЕ

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

 Поставили над словами на доске.

 -Закрепление: “Дополни предложение”

Проверяемые слова – это слова, которые…

Проверочные слова - это слова, которые…

Ф/минутка

-На доске написаны предложения:

У МАШИ В РУКЕ ПРУ. .(прутик)

ГУСИ ШЛИ НА ПРУ. .(пруды)

-Можем ли сразу вставить орфограмму? Почему? Что для этого нужно знать?

-Какую орфограмму надо вставить? докажите.

-Составление алгоритма правописания парных согласных в корне:

СЛОВО

 

СМЫСЛ

 

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА , ИЗМЕНЕННАЯ ФОРМА СЛОВА

 

КОРЕНЬ

 

ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ

 

ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО

 

ПОСТАВЬ  НУЖНУЮ БУКВУ

ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

 

-РАБОТА С АЛГОРИТМОМ:

(по карточкам)

1) Коллективная работа

*Обратная связь через совместное обсуждение. Если надо, вносятся коррективы.

  1. найди среди слов проверочные к данному, докажи, вставь пропущенную букву в проверяемое слово.

Гря…ка – грядки, грядочка.

Сне.. – снега, снежок, снеговик.

Ша..ка – шапки, шапочка.

  1. вставь пропущенные буквы, используя алгоритм.

В зимний холо.. всякий моло…

Дул ре..кий ветер.

2) Полусамостоятельная работа

*дети работают самостоятельно. Если необходимо, советуются с соседом. Проверка работы происходит в парах.

  1. найди среди слов проверочные к данному, докажи, вставь пропущенную букву в проверяемое слово.

Коро..ка – коробочка, коробки, коробок.

Морко..ь – морковка, морковочка.

Кно..ка – кнопки, кнопочка.

  1. вставь пропущенные буквы, используя алгоритм.

Левый бере.. реки отражался в воде.

Орла кормят клюю.. и ко..ти.

3) Самостоятельная работа.

  1. найди среди слов проверочные к данному, докажи, вставь пропущенную букву в проверяемое слово.

Ча..ка – чашки, чашечка.

Гла..ки – глаза, глазоньки.

Ко..ка – кошечка, кошки.

  1. вставь пропущенные буквы, используя алгоритм.

  Дру.. – это бли..кий тебе человек.

Дети надели шу..ки да ша..ки.

  1. Передайте, пожалуйста, свои работы с выполненным заданием соседу по парте, пусть он проверит вашу работу, исправит (если это необходимо), поставит оценку.
  2. Верните свои работы. У кого оценка не «5»? в каком месте допущена ошибка? Исправь, докажи правильность ответа. (по алгоритму)

ИТОГ УРОКА

  1. Итак, мы завершаем урок. Какие вопросы мы задаем себе в конце урока?
  2. (Уч-ся задают вопрос и сами на него отвечают)  

Что нового мы узнали?

- правило написания парных звонких и глухих согласных в корне.

* Что мы теперь умеем делать?

- правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне.

* как мы знаем, что это умеем делать?

- знаем правило, алгоритм написания.

* что нам позволяет делать то, что мы знаем и умеем?

-….

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Презентация класса для школьного сайта (3 класс)

Образец презентации класса для школьного сайта....

автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"

Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...

Представление класса на конкурсе "Визитка класса"

Один из вариантов, как можно шуточно представить класс, увлечения детей и их интересы....

Последний звонок. 1 класс провожает 11 класс.(стихи).

Праздник Последнего звонка. Выступление первоклассников перед одиннадцатиклассниками....