Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"
план-конспект урока русского языка (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте  в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук  звук [ ы] " .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_y.doc473.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок      Обучения грамоте    1 класс

Тема: Буква ы,  обозначающая гласный звук [ ы] (Слайд 1)

Цели:

1. Образовательные: 

  1. Познакомить с буквой, обозначающей  гласный звук  [ ы], учить наблюдать за

позиционной сменой согласных звуков: твёрдые мягкие согласные; повторить понятия гласных и согласных звуков;

  1. Работать  над развитием фонематического слуха
  2. Отработка техники чтения;  закрепить понятия кто? что?;
  3. Работать над понятием множественного и единственного числа;
  4. Работать над лексическим значением слов;  над составлением предложений; попутное повторение.

2. Развивающие:

  1. Пополнение словарного запаса;
  2. Развитие речи учащихся; связанной правильной речи, внимания;
  3. Развитие мышления, логики; памяти,
  4. Развитие мелких мышц руки;

3. Воспитательные:

  1. Привитие бережного отношения к учебным материалам.
  2. Приобщение детей к русской литературе;
  3. Воспитание культуры общения
  4. Познакомить с понятием «противоречие», прививать терпимость к  чужому мнению (при работе  со сказкой «Лиса и Журавль»)

Оборудование:

  1. учебник “Азбука” (1–4) по программе “Школа 2100”;  «Мой друг Букварь» по системе О.Поповой
  2. тетрадь по печатанию;
  3. слоговая таблица;
  4. рисунки:
  1. иллюстрирование загадок;
  2. для выделения нового звука;
  3. для характеристики изученных звуков;
  1. головоломка.

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала
  1. Прослушивание в грамзаписи сказки «Лиса и журавль»
  2. Пересказ сказки «Лиса и журавль», знакомство с понятием «противоречие» (Слайды 2-5)
  3. Анализ предложения «Так закончилась дружба лисы и журавля»

                                                                         .

-Что вы можете сказать по схеме предложения?

- Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?

- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

- А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса из кувшина?

- Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что любишь сам, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.

  1. Актуализация  опорных знаний

1. Повторение изученного материала.

 - Что нам помогает общаться? (Речь.)

 -Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

-  Из чего состоят предложения? ( Из слов.)

- Из чего состоят слова? (Из звуков.)

2.Работа по таблице «Звуки речи» ( Лента букв)

- Расскажите по опорной схеме о звуках речи.

- Чем отличаются согласные от гласных?

- Чем отличаются ударные гласные от безударных?

- При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)

3. Повторение по ленте букв изученных букв.(Слайд 6)

Учить читать:

ао   но   на

оа   ан   он

- Представьте, что это имена инопланетян. Как их нужно написать? (с большой буквы)

4.Развитие памяти и наблюдательности
- Продолжим урок упражнением на  развитие памяти и наблюдательности. Посмотрите на экран и постарайтесь запомнить все, что увидите.
(Учитель в течение 5-7 секунд показывает детям слайд)
5. Логические упражнения (понимание значения предлогов места)
Учитель: Посмотрите на ряд иллюстраций. Как  можно назвать одним словом эти предметы? (Животные)

Слайд 7.
 -Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное – от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить  этих животных? (Дикие и домашние. Дикие – заяц, волк, медведь; домашние – корова, собака.)
-
 Кто нарисован перед волком? (Перед волком нарисован заяц.)
-
А после коровы? (После коровы медведь.)
-
 Кто находится между зайцем и коровой? (Между зайцем и коровой находится волк.)
Игра «Внимание!» 

-Запомните расположение животных, закройте глаза.
Слайд 8.  

Что изменилось?(Медведь и собака поменялись местами. Нет зайца. Волк  оказался  первым.)

6. Звуковой анализ слов
- Отгадайте загадку.
За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.  (Лиса)

- Это лиса

Слайд 9.

- По каким признакам догадались, что речь идет о лисе? (Ответы детей)

-Произнесите слово, выделяя голосом второй звук. (Ли-и-иса)

-Назовите второй звук. [и].
- Какой это звук и почему? (Гласный, потому что он поется, тянется, и во рту нет преграды)
-  Какие еще гласные звуки вы уже знаете? ([о], [у], [и].)

7. Речевая разминка

1) Гимнастика для губ и языка «Жил – был язычок…»

     Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

2) Упражнение на дыхание (вдох-выдох с задержкой дыхания)

3) Работа над скороговоркой (слайд 10)

Мама мыла Милу мылом.

- Произнести скороговорку, выделяя звуки [м],[м,].

- Произнести скороговорку тихо, а затем громко.

-  Произнести скороговорку с разной интонацией:

                          - спокойно;

                          -  сердито;

                          - весело, бодро

-Выделите Слово, которое является ответом на вопрос:

-Что делала мама?

-Кого мыла мама?

-Чем мама мыла Милу?

-Для чего мы учимся произносить скороговорки?

(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)

4. Слого-звуковой анализ слов: «Мила» и «мыла»

- Чем отличаются схемы? Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»?

- Какой звук указал нам на мягкость согласного звука  [м ,]?

- Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м ]? Произнесите его.

- Что можете сказать о звуке [ы]?(Поётся, тянется, произносится голосом без прегра

  1. Работа над новым материалом. Знакомство со звуком[ы] и буквой ы

1. Постановка темы урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной буквой и звуком, который она обозначает. Вы научитесь писать новые буквы.

2. Фонетическая зарядка

- Как пыхтит тесто? (Пых-пых)

5.Игра «Найди одинаковый звук в словах»

- Какой одинаковый звук есть в словах-отгадках на загадки? 

1)  Загадки(Приложение 2)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

(рыбы)

Под полом таится,
Кошки боится.

(мышь)

Что любит мышка?

(сыр)

Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка

(тыква)

2) Работа над выделением звука

Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?

(Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)

3) Работа с рисунками

Рассмотрите рисунок.

– Что это?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько слогов?

– Почему?

– Обозначим этот гласный звук на схеме.

– Дайте характеристику.

– Характеристика других звуков.

– Рассмотрите рисунок.

– Что это?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько слогов?

– Почему?

– Обозначим эти гласные звуки на схеме.

– Характеристика.

– Характеристика других звуков.

– Ударение.

4) Итог

ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.

5) Показ буквы ы печатной и прописной, её анализ  (Образец написания буквы)

6) Работа в парах  (на партах у детей листочки со стихами)

- Найдите и обведите букву ы в словах стихотворений (3 уровня  сложности: 1, 2, 3)  - по выбору учащихся:

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы (2)

(А.Шибаев)

-Кто же вымоет тарелки?

ы, конечно, вы, вы, вы.

-Почему же мы, мы, мы?

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву Ы. (4)

(Е.Благинина)

Может лучше ты, ты, ты?

-Отдохните, вы и ты:

Все тарелки выыы.

Я и ты, мы и вы –

Все мы знаем букву Ы! (21)

  1. Физкультминутка
  2. Закрепление изученного материала
  1. Отработка техники чтения (Слайд 11)

- Прочитайте слоги.

ыа  аыи      ыр рыр          ры тры


аы  ыао      ыг гыг          ты пры


оы ыои      ыт тыт          пы рпы


ыо оаы      ып пып        ты  пты

– Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?

– А какой гласный звук дает мягкость согласного?

  1.  Работа в тетради по печатанию

– Звук [ы] обозначается буквой ы.

– Давайте напечатаем эту букву:

ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы

– Вспомните и назовите слово с буквой ы.

  1. Работа в «Прописи» № 1, с. 24

1. Коллективный анализ слов «осы» и «совы», составление схем у доски и в тетради

2. Самостоятельное  раскрашивание рисунков к словам

3. Самостоятельная работа в «Прописях» № 1, с. 34

- Раскрасьте рисунок, в котором есть буква ы. Сделайте модель понравившегося рисунка.

тыква       груша       сливы

Слайды 12-14 (Один- много) Чиж, лещ, сова, сом, щука, дятел. ?

Игра «Один-много или «Найди пару»

Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи,.

ХII. Работа в тетради по печатанию (слайд 15)

Головоломка.

Трапортортопотопорота

XIII. Итог урока:

-Чему учились на уроке?  С какой буквой познакомились?

- Что обозначает буква Ы? Назовите все изученные гласные звуки. В чём отличие гласных от согласных?

– Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?

– Приведите примеры.

XIV. Рефлексия:

- Покажите своё настроение с помощь солнышек и тучек.

- Наклейте на «Листы настроения» ту картинку, которая соответствует вашему настроению и работе на уроке.

                                                                 

           

Задание 9.  (Для умеющих читать)

Научись читать текст выразительно  (Слайд 16)

Как живёт ёжик?

    Летом ёжик много ест. Пауки, жуки, мухи – вот его еда. Потом он всю зиму будет спать.

    И только весной вылезет из норы.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]."

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок ознакомления с новым звуком и буквой. Урок проводится с использованием презентации к данной теме....

Презентация для урока обучения грамоте по теме "Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] и [с\']".

Цель данной презентации: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, расширять словарный запас, развивать логическое мышление и внимательность....

Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"

Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....

Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю и её звуки."

Целью  данного урока является: формирование умения различать гласные и согласные звуки; выделять звук в слове; различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков; развитие  уст...

Открытый урок по обучению грамоте/ Тема:" Буквы Э э, обозначающие гласный звук[э]"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС для 1класса....

Конспект + презентация урока обучения грамоте по теме «Буква З как знак для звуков [з] – [з’]» 1 класс.

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [з], [з,], с печатными буквами Зз; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные:&bull...