Правила русского языка 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1,2 класс) по теме
краткое содержание правил по русскому языку 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_russkogo_yazyka.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила русского языка 1-2 класс
УМК «Гармония»
Речь.
В речи главный работник-слово.
Правила переноса слов.
- Слова чаще всего переносятся по слогам.
- Нельзя оставлять на строке слог из одной буквы.
- Нельзя переносить слог из одной буквы.
Когда мы сообщаем точные сведения, объясняем их – мы строим деловую речь.
Когда словами рисуем картину, передаём своё отношение – мы создаём картинную речь.
Ты вспомнил(а) о себе, поэтому твой рассказ – это твои воспоминания.
Какие бывают слова.
В речи есть слова: названия, указатели, помощники. |
Слова-названия называют кого-то или что-то, признаки, действия, количество. Слова названия отвечают на вопросы:
- кто? (люди, животные- учитель, кошка, собака, девочка… )
- что? (растения, вещи- кактус, яблоня, шкаф, пенал…)
- сколько? (количество- много, двадцать …)
- какие? (признаки- зелёные, мокрые, высокие, полные…)
- что делают? (действия- бегают, летают, мяукают…)
-где? (на чём?). (на верху, на дереве…)
Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?
Слова, которые называют вещи, растения, явления природы и ещё многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?
Слова-указатели (я, ты, меня, мне, он, она, её, его, их, это …) ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то.
Слова-помощники (у, в, на, и, но, за, под, над, а, не …) помогают связывать между собобой другие слова.
Собственные имена.
Имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных – это собственные имена. (Семёнов Иван Иванович, собака Жучка, Антон…).
Все собственные имена пишутся с большой буквы. Помни об этих опасных местах при письме.
Слов, которые называют человека, много. Но имя, отчество и фамилия принадлежит только ему. Кличка животного тоже принадлежит именно ему. Вот почему, каждое из этих слов так и назвали – собственное имя.
Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, газет, журналов – всё это собственные имена. Поэтому такие слова всегда пишутся с большой буквы. ( Россия, Америка, Cаратов, деревня Богатовка, река Волга, журнал “Мурзилка” …).
Разные языки: родной и иностранные.
Давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский.
У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией.
Язык иной (другой) страны – иностранный.
Родной язык – это тот язык, на котором с тобой начали разговаривать твои родители.
Русский язык – общий для всех людей России. Это язык страны, в которой мы живём.
Речь устная и письменная.
Мы выражаем мысли с помощью предложений. В устной речи отделяем их друг от друга короткими остановками, паузами.
В письменной речи мы отмечаем начало предложений большой буквой, а конец-точкой, вопросительным (?) или восклицательным(!) знаком.
Когда мы выражаем мысль спокойно, без особых чувств, то ставим точку(.).
Когда подчёркиваем чувства, мы пишем восклицательный знак (!).
Когда задаём вопрос, нам нужен вопросительный знак (?).
Помни: большая буква в начале строки стихотворения не всегда показывает начало предложения.
Не забудь, что в устной речи нам помогают передать чувства голос, жесты, выражение лица (мимика).
В письменной речи знаки в конце и внутри предложений помогают нам лучше понимать друг друга.
В устной речи между предложениями мы обычно делаем короткие паузы. Между словами чаще всего таких остановок нет.
Но в письменной речи слова нужно обязательно отделять друг от друга пробелами.
Ľ _ - _ - _.
Старайся запоминать все слова-помощники, которые тебе встречаются. Их нужно научиться замечать в речи так же, как ты замечаешь на улице своих знакомых.
Помни: при перечислении перед словом-помощником и запятая чаще всего не ставится.
Всегда ставим запятую при перечислении без слов-помощников.
Чтобы узнать, есть или нет слово-помощник, надо попробовать в опасном месте добавить слово. Нельзя – нет слова-помощника; можно - оно есть и пишется отдельно.
Звуки русского языка
Звуки в нашей речи ставят в особые скобки: [ ].
Гласные.
Гласные буквы | Гласные звуки |
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. | [а], [о], [у], [ы], [и], [э] |
10 букв | 6 звуков |
Гласные | |
а, о, у, ы, э | и, е, ё, ю, я |
Показывают твёрдость предыдущего согласного | Показывают мягкость предыдущего согласного |
Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используют значок, похожий на запятую: [ п' ],[ н'],[ т'].
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.
Буква е – [э] или [й'] [э]. Буква ё – [о] или [й'] [о].
Буква ю – [у] или [й'] [у]. Буква я – [а] или [й'] [а].
- Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных.
е – [э] вес [в'эс] ё – [о] вёз [в'ос]
ю – [у] тюк [т'ук] я – [а] вяз [в'ас]
- Два звука буквы е, ё, ю, я могут обозначать в следующих случаях:
В начале слова | Ель [й'эл'] |
После гласных | Стоял [стай'ал] |
После Ъ,Ь | Вьюга [в' -й'уга Съёмка [с-й'омка] |
Согласные.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Парные | ||
Звонкие | [б] [в] [г] [д] [ж] [з] | |
Глухие | [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] | |
Непарные | ||
Звонкие | [й'] [л] [м] [н] [р] | |
Глухие | [х] [ц] [ч'] [щ'] |
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Парные | |
Твёрдые | [б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х] |
Мягкие | [б'] [п'] [в'] [ф'] [г'] [к'] [д'] [т'] [з'] [с'] [л'] [м'] [н'] [р'] [х'] |
Например: [б]-быть, [б']-бить [в]-выть, [в'] – вить.
| |
Непарные | |
Твёрдые | [ж] [ш] [ц] - всегда твёрдые |
Мягкие | [й'] [ч'] [щ'] – всегда мягкие |
Например: [ж] – жир [щ'] - щука
|
Буквы русского языка.
Алфавит.
Все буквы языка, расположенные по порядку, - это алфавит.
Слово алфавит произошло от названия первых букв греческого языка “альфа” (α) и “вита” (β).
Иногда порядок букв называют и по-другому: азбука. Это слово образо-валось от старых названий русских букв “аз” и “буки”.
Учёные располагают все слова в словарях в алфавитном порядке (по алфавиту), чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.
Помни!
Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве. Если и она одинакова, то по третьей.
Как работают буквы?
Обозначаем мягкость согласных звуков.
Буквы согласных сами не показывают твёрдость или мягкость своих звуков. За них это делают буквы гласных звуков. Одни указывают на твёрдость, другие на мягкость согласного.
_ O = O Слышу твёрдый согласный – после него на месте гласного а я пишу буквы … о ё у ю Слышу мягкий согласный – после него на месте гласного э е пишу буквы … ы и
|
Звук [ а ] после твёрдых согласных обозначаем буквой а, после мягких – буквой я.
[жы'] - жи' [ч'а] - ча' [ч'у] - чу'
[шы'] - ши' [щ'а] - ща' [щ'у] - жи'
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу пишутся по особому правилу:
Жи - ши – с буквой И; Ча – ща – с буквой А;
Чу – щу – с буквой У.
Мягкость согласных звуков в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я или ь.
= |
| |
= О | = | |
и е ё ю я |
Ь |
При переносе слова Ь всегда остаётся с буквой согласного, которой он помогает обозначать мягкий звук.
О другой работе букв е, ё, ю, я.
Вторая работа букв е, ё, ю, я – вместе со своим гласным звуком обозначать звук [ й'].
Помни!
При переносе нельзя начинать строку с буквы й.
Некоторые слова, которые мы взяли из иностранных языков, пишутся не по законам русского языка. Их написание нам приходится запоминать:
Йогурт, Йод.
Исправление ошибок.
- Неверные буквы зачёркивай, а нужные надписывай,
- Пропущенные буквы вставляй так: V,
- Разделяй слова прямой чертой ( I ),
- присоединяй буквы косой линией ( / ).
Что значит писать правильно?
Когда печатают книги, газеты, журналы, иногда допускают пропуски, замены, перестановки букв. Эти ошибки называют опечатками. Их ищут и испавляют особые работники – корректоры.
Как отмечать опасные места? Если можешь объяснить букву с помощью правила – подчёркивай, не можешь – отмечай точкой.
Каждое нарушение правила – это ошибка.
Правильно писать – это не допускать описок (пропусков, замен, перестановок букв) и ошибок – нарушений правил письма. Чтобы писать без ошибок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила. |
Записки.
Записка – это листок бумаги с записью, чаще с сообщением. Вежливые люди начинают записку с обращения к тому, кому пишут, а заканчивают подписью.
После обращения обычно ставят восклицательный знак, а после подписи - точку.
В записке можно не только сообщать что-то, но и просить о чём-то, предлагать что-нибудь, приглашать в гости.
Письмо.
Люди пишут письма, когда хотят поделиться с кем-то из близких, кого нет рядом, своими мыслями, хотят сообщить им о чём-то.
Обычно в письмах бывают такие части:
- Обращение и приветствие. (,!)
- Сообщение. (. )
- Вопросы, просьбы, пожелания (?.!)
- Прощание и подпись. ( . )
В знак уважения к людям (не самым близким) договорились обращаться к ним на ВЫ и писать слово с большой буквы.
Телеграмма.
Слово телеграмма образовалось из двух иностранных (греческих) слов.
Они в переводе значат: теле – далеко, грамма – запись.
Телеграмма обычно состоит из двух частей:
- Краткое сообщение.
- Подпись.
В телеграмме надо оплачивать каждый знак, каждое слово. Вот почему сообщения делают как можно короче. Люди даже договорились не писать слова –помощники и не ставить знаки в конце предложения.
Поздравление.
Поздравление состоит из:
- Обращение ( ! )
- Поздравление ( . ! )
- Пожелание ( . ! )
- Подпись ( . )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила русского языка 1 класс ФГОС УМК "Школа России" (Канакина)
Такой памяткой мы пользуемся уже 2 года. Изучаем правило и добавляем его в свою памятку, очень удобно и все правила всегда можно найти и повторить даже во 2 классе....
Правила русского языка 2 класс ФГОС УМК "Школа России" (Канакина)
В нашем классе есть специальная тетрадь, которую мы начали в 1 классе как только мы познакомилисьс новым правилом мы добавляем его в эту тетрадь и так у нас получается сборник правил, которым мы польз...
Правила русского языка 3 класс ФГОС Школа России (Канакина)
В этом документе вы найдете все правила, которые изучаются в 3 классе по учебнику Канакиой....
Проверочная работа на знание правил русского языка ( 3 класс 1 четверть)
Данная проверочная работа позволит проверить знания учащихся 3 класса на ориентировку в правилах русского языка....
«Учимся применять орфографические правила" русский язык 2 класс
Педагогическая цель: Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по применению изученных орфографических правил. Создание условий для выполнения работы ...
Правила русского языка для 2 класса
Правила русского языка для 2 класса - является памяткой для детей. Дети в любое время могут заглянуть в памятку, вспомнить правила....
Правила русского языка 1 класс
Материал для использования на уроках русского языка в первом классе....