I. Тема: Повторение изученного материала за курс 3 класса по русскому языку. Нравственные аспекты сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Интегрированный урок русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_andersen.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема: Повторение изученного материала за курс 3 класса по русскому языку. Нравственные аспекты сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный  солдатик».

  1. Цель: понять авторский замысел  сказки, ее особенность и философский смысл.

III.     Задачи:

- учить использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

-отрабатывать стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;

-учить проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам;

-учить  проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее правильный ответ;

-учить  формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

-повторить изученный материал по русскому языку за курс 3 класса.

IV. Форма проведения урока: интегрированный (русский язык и литература.)

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийный экран, сопровождение-презентация, костюмы солдатика и танцовщицы, батист, Толковый словарь Ожегова.

V.   Этапы подготовки урока:

1.Чтение обучающимися сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

2.Разучивание с детьми танца солдатика и танцовщицы.

Один из обучающихся готовит  краткое сообщение о биографии Г.Х.Андерсена.

Примечание: материал рассчитан на два урока.

VI.   Этапы проведения урока

1.Организация класса.

(Слайд 1).

Начинаем урок русского языка и литературы. Поделитесь друг с другом радостью и улыбками. Тихо садитесь.

Майское солнце светит в окно,

Вашим успехам радо оно,

С солнышком вместе урок мы начнем,

Тетради откроем и ручки возьмем.

Запишите число, классная работа.

2.Постановка проблемы.

На доске написаны слова: каникулы, скоро, начнутся, летние.

Что обозначают все эти слова?

Какое предложение можно составить из всех этих слов?

Запишите предложение в тетрадь.

Впереди вас ждут замечательные летние каникулы. Вы очень хорошо потрудились в этом учебном году на уроках русского языка, узнали много нового и интересного, сделали новые открытия, а что вам больше всего запомнилось?

Но нужно подвести итог.

Чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?

3.Цель.

Будем повторять темы, изученные в 3 классе, а поможет нам в этом сказка датского сказочника Г.Х.Андерсена.

(Слайд 2).

Вам о чем-то говорит это имя?

Какие сказки Андерсена вы уже знаете?

4.Сообщение кратких сведений из биографии Г.Х.Андерсена.

1) Рассказ ученика (заранее подготовленного учителем).

2) Рассказ учителя.

(Слайд3).

Сказки Г.Х.Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли. Сказки этого писателя учат доброте, любви, человечности.  Для каждого читателя знакомство со сказками

Г.Х.Андерсена – это праздник. Вот что пишет Паустовский о сказочнике в своем рассказе «Великий сказочник».

«…около елки лежала толстая книга-подарок от мамы. Это были сказки Г.Х.Андерсена…   Я начал читать и зачитался так, что к огорчению взрослых почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье…»,

Мы сегодня прочтем эту сказку. Возможно, толчком, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице Копенгагина, столицы Дании.

А что это за случай, вам сейчас прочитает (ученица, заранее подготовленная) отрывок из рассказа « Великий сказочник».

5.Работа с текстом сказки.

Откройте учебник литературного чтения на странице 118.

Прочитайте название сказки.

Какие части речи использует автор в названии сказки?

Что называем именем прилагательным?

Какую роль выполняют прилагательные в русском языке?

Как вы понимаете значение слова оловянный?

(Слайд 4).

Олово - химический элемент таблицы Менделеева. При нормальных температурных условиях олово - пластичный, блестящий металл. Что интересно, олово связывают с именем громовержца бога Юпитера. Но более подробно вы узнаете об олове на уроках химии в старших классах.

(Читаю первую часть сказки).

О чем говорится в этой части сказки?

Сколько солдатиков лежало в коробке?

Какой часть речи обозначено число 25?

На какие две группы делятся все числительные?

Каким числительным обозначается число 25?

Запишите числительное двадцать пять в тетради и поставьте запятую.

Что вы знаете про написание числительных на -дцать?

Запишите следующие числительные, отвечая на мои вопросы:

Сколько лет было Г.Х.Андерсену, когда он начал обучаться в гимназии?

Сколько горошин лежало под периной принцессы в сказке «Принцесса на горошине»?

(Слайд 5).

Сколько дней могли оставаться дикие лебеди в королевском лесу?

(Слайд 6).

Что это за сказка?

Как пишется числительное одиннадцать?

Где мы познакомились с этим числительным?

(Итог).

(Чтение второй части детьми по цепочке).

Какие еще игрушки были на столе?

Найдите и зачитайте описание карточного домика.

Кто жил во дворце?

Из чего была сшита юбочка танцовщицы?

Что такое батист?

Прочитаете на слайде.

(Слайд 7).

Помог ответить на этот вопрос Толковый словарь Ожегова.(Показываю словарь). А я вам тоже принесла кусочек батиста. На перемене вы можете его внимательно рассмотреть.

Почему танцовщица понравилась солдатику?

Чем они были похожи?

Зачитайте реплику солдатика о танцовщице.

Что такое реплика?

Какие чувства у вас вызвала эта реплика?

О каких качествах личности говорят такие слова?

(Чтение третей части).

Что произошло в комнате, когда часы пробили 12?

Что такое табакерка?

Прочитайте значение этого слова.

Что делали солдатик и танцовщица, когда игрушки играли?

Зачитайте это предложение. Спишите в тетрадь и  подчеркните изученные орфограммы.

Назовите орфограммы и объясните их написание.

Разберите предложение по членам предложения.

Что вы можете сказать про существительные солдатик и танцовщица?

При помощи какой части речи связаны эти существительные?

Что вы знаете о союзах?

(Итог).

(Чтение четвертой части).

Узнаем у Бабы Яги, кто такой тролль?

Что значит сверхъестественное существо?

(Слайд 8).

Почему тролль не разрешил солдатику смотреть на танцовщицу?

Как отреагировал солдатик?

О каких качествах личности говорит этот поступок?

Как вы думаете, какую роль сыграет дождь в дальнейшей судьбе солдатика?

(Слайд 9).

Запишите слово дождь в тетрадь. Что вы можете сказать об этом слове? Назовите изученные орфограммы. Подберите и запишите родственные слова к слову дождь.

Какие слова называем родственными?

(Итог).

(Чтение пятой части).

Куда посадили мальчишки солдатики?

Запишите слово лодочка в тетрадь. Что вы можете сказать об этом слове? Разберите слово лодочка по составу.

Найдите самостоятельно в прочитанном отрывке еще одно слово с уменьшительно-ласкательным значением, прочитайте.

Что требовала от солдатика крыса?

Найдите в словаре в компьютере ( в классном) слово паспорт. Поясните его значение.

Запишите слово паспорт в словарь, подчеркните орфограммы.

(Итог).

(Чтение шестой части).

Почему Андерсен называет солдатика путешественником?

Какие качества личности проявил солдатик в этом путешествии?

Какое чудо произошло с солдатиком?

Почему Г.Х.Андерсен возвращает солдатика в ту же комнату?

Какой философский смысл заключен в этом возвращении?

Как отреагировал солдатик на встречу с танцовщицей? Зачитайте.

Подберите синоним к глаголу расстроился.

Что называем синонимом?

Что называем глаголом?

Солдатик и танцовщица не обмолвились ни одним словом, но как же они поняли друг друга?

Что говорило об их чувствах?

А если бы танцовщица могла танцевать, как бы она передала свои чувства?

(Слайд 9).

Ребята из нашего класса приготовили для вас сюрприз. Они уже давно прочитали эту сказку и даже представили, как бы станцевали главные герои.

(Ребята в костюмах солдатика и танцовщицы танцуют «Вальс»).

Играет музыка, кружатся в танце пары,

Герои новые из нашей сказки старой,

Солдатик стойкий с тоненькой подругой

Сегодня снова обрели друг друга.

(Итог).

(Чтение шестой части).

Почему гибнут главные герои?

Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?

Что оно символизирует?

Любовь спасает мир от разрушений-

Запомни это каждый человек-

Она идет от глаз твоих, от век,

От мыслей, чувств, желаний и творений.

5.Итог.

Именно это чувство помогало Андерсену писать свои бессмертные произведения, преодолевая все тяготы и лишения в жизни. Маленькое сердечко осталось нерасплавленным, а что осталось в ваших сердцах от знакомства с этой сказкой?

6.Рефлексия.

(Слайд 10).

У вас на столах лежат маленькие сердечки-символы этой грустной истории. Запишите на сердечках несколько существительных, символизирующих философский смысл этой сказки.

Что называем именами существительными? Приведите свои примеры имен существительных.

Эти сердечки я дарю вам в память о нашем уроке, но знакомство с Г.Х.Андерсеном продолжается.

7.Домашнее задание.

Домашнее задание будет на выбор.

  1. Найти в Интернете или в других источниках интересные факты из биографии Андерсена.

2) Напишите мини-сочинение на тему «Чему учат сказки Г.Х Андерсена?».

8.Оценка знаний учащихся.

9.Итог урока.

          Чем занимались на уроке?

Что еще вспомнили?

Мы вспомнили не весь курс русского языка за 3 класс, но до начала летних каникул есть время для повторения.

Спасибо за урок.

(Слайд 11).

Я  вам хочу, друзья мои, признаться,

Что не хочу я с этой сказкой расставаться.

Со сказками встречайтесь вновь и вновь,

И в сердце каждого пускай живет любовь.

 VII.  Источники

1.http://www.zankov.ru/

2.http://festival.1september.ru/articles/313758/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест № 2 по русскому языку. 4 класс. Повторение изученного материала в 3 классе..

Программа "Школа-2100". Цель: развитие орфографической зоркости....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс. Тема: Повторение изученного материала в 1 классе

Использование ИКТ делает процесс обучения более ярким, наглядным....

Урок русского языка с применением информационных технологий. в 4 классе по теме: «Повторение изученного материала о простом предложении».

Цель урока: закрепить знания о  простом предложении.Задачи урока:2.  Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.3.   Развивать творческие возможности детей.4....

Предмет: русский язык Класс – 4 Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»

Предмет: русский языкКласс – 4Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке...

Урок русского языка по теме "Повторение изученного материала о простом предложении"

Урок русского языка по теме "Повторение изученного материала о простом предложении"...

Урок русского языка по теме "Повторение изученного материала о простом предложении"

Урок русского языка по теме "Повторение изученного материала о простом предложении"...