Главные вкладки

    Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»
    методическая разработка по русскому языку по теме

     

    В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный методический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.

    В начальных классах дети любят играть. При обучении грамоте в 1 классе нужно в основном использовать игры, активизирующие учащихся. Причем учитываться должны методически оправданные цели, задачи и средства обучения. Каждый урок может начинаться с чистоговорок, заучивания стихов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon aktivizaciya_myslitelnoy_deyatelnosti_.doc320.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

     лицей № 14имени Ю.А. Гагарина

    Щелковского муниципального района Московской области

     Активизация мыслительной деятельности

    младших школьников на уроках русского

    языка и математики средствами

    дидактических игр по УМК «Планета знаний»

    Выполнила: учитель начальных классов

    Смолина Вера Станиславовна

                                                  Щелково

    2011г.

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

    В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный методический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.

    В начальных классах дети любят играть. При обучении грамоте в 1 классе нужно в основном использовать игры, активизирующие учащихся. Причем учитываться должны методически оправданные цели, задачи и средства обучения. Каждый урок может начинаться с чистоговорок, заучивания стихов. Например, при изучении звуков [с], [с'] и буквы С дается задание – прочитать и повторить за учителем:

    Са-са-са, са-са-са,

    Ой-ой-ой! Летит оса!

    Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

    Не боимся мы осы!

    Су-су-су, су-су-су,

    Видел кто из вас осу?

    Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

    Мы не видели осы!

    Са-са-са, са-са-са,

    Отгадайте, где оса?

    Существуют различные виды дидактического материала, воспитывающего интерес к языку. Например, задание на составление слов из рассыпанных букв и слогов.

    Вкусные слова.

    Буратино шел в гости к детям. Он нес «вкусные слова» и по дороге рассыпал буквы, слоги, все перепутал. Дети помогают ему. Они складывают из букв и слогов слова.

    Вот эти буквы и слова:

    Я                                  С                                 Б                              Н

    ЛО                               РУ                               КО                           ША

    Г                                  ЛИ                               ВА                           МО

    Он нес фрукты (яблоко, слива, груша, лимон).

    При изучении звука [у] игра проводится так: расставляются на столе игрушки. На урок в гости к детям приходит нарядная кукла Алена. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения. Давайте подарим ее игрушки, в названиях которых слышится звук [у]. (Гусь, кубики, уточка, кукла).

    Еще одна игра – составление слов со слогом ча. Стрелки указывают, как надо соединять, чтобы получилось слово.

    СВЕ  → ЧА

                   ЧА → СЫ

       НА  → ЧА → ЛО

                    ЧА → Й

       КУ  →  ЧА

                     ЧА → СОВОЙ

        КРУ → ЧА

    Или игра «Я тучка, тучка, тучка…»

    Составьте и запишите

    слова из данных букв

                    о  р  и  у  р  о т  с  н  к

    руки

    нос

    тур

    урок

    куст

    сук

    рот

    рост

    утки

    Игра «Какой звук заблудился?».

    Куклу, выронив из рук,

    Маша мчится к маме:

    «Там ползет зеленый лук

    С длинными усами!»

    - Какой звук заблудился? (Звук [ж]).

    - Какой буквой обозначается звук [ж]? (Буквой ж).

    - Составьте слово жук из букв разрезной азбуки.

    На следующем этапе обучения задания усложняются. В них большее место занимает творчество детей.

    Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.

    Один раз к Маше и Тане пришла в гости бабушка и сказала: «А ну-ка, внучата, напоите меня чаем».

    Расскажите, как Маша и Таня поили бабушку чаем и угощали ее. Придумать этот рассказ тебе помогут слова: скатерть, горячий чай, чашки, чайник, конфеты, печенье, ложки, варенье.

    В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, как по языку, так и по развитию памяти, орфографической зоркости. В данном случае приходится обращаться к этимологическому происхождению слов, пользоваться этимологическим словарем. Знакомя детей с лексическим значением слова, необходимо рассказать о том, что в словарный состав современного русского языка входят не только исконно русские слова, но и заимствованные. Знания этих групп слов программа начальных классов не предусматривает, но если учитель хотя бы один раз сообщит, как появилось в языке то  или иное слово, у младших школьников появляется интерес к слову, и они обязательно спросят, откуда оно пришло в язык. Можно вести картотеку «Слова о словах» по тематике «Наши четвероногие друзья», «О природе», «Шляпочное знакомство», «Человек», «Зимние слова», «Мсяцы» и т.д. Эта картотека поможет учащимся при изучении новых слов. Дети узнают, откуда пришли к ним слова.

    Слова о словах. О природе.

    Земля

    Слово образовано от ныне исчезнувшего из употребления слова земь  - земля, пол, низ. Современный русский язык сохранил его в словах земной, подземный, чернозем и др.

    Слова о словах. Месяцы.

    Январь.

    В старину на Руси январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму на две половины. Древние римляне этот месяц называли в честь Януса – бога солнца и света – январем. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое, оно обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой – 65. 365 – это число дней в году.

    Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Влияние этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна. В школьной практике используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путем показа картинки, уточнение значения по толковому словарю, подбор синонимов и антонимов, словообразовательный анализ, включение нового слова в словосочетание или предложение. И здесь тоже можно использовать различные занимательные материалы.

    Задание 1. Омонимы-загадки.

    Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.      (Нос.)

    Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке,

    Телеграмму передать и загадку разгадать.           (Ключ).

    Задание 2. Игра с антонимами.

    Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой,

    И в бутылках лимонада, а зовут меня …           (Прохлада).

    Задание 3.

    Найди те названия животных, к которым можно подобрать близкие по значению слова.

    Рысь, волк, лиса, медведь, бегемот, заяц.

    Рыжая, серый, косолапый, топтыгин, сохатый, косой.

    Хорошие упражнения есть по теме «Слова с непроверяемыми написаниями»: выписать все слова с непроверяемыми написаниями, сгруппировать их по написанию букв: о, а, и, е, я и др. С этими словами отдельно на каждую букву нарисовать картинки. Каждая картинка включает в себя предметы, обозначающиеся словами с буквой о, а, и, е, я. Необходимо, чтобы каждой картинкой было охвачено как можно больше слов. Например, на одной картинке нарисована портниха. С ней связаны слова с буквой о: портниха, пуговица, колени, одежда, голубая, костюм, коричневая.

    Можно придумать предложения: Нарисована портниха. Она шьет голубой костюм.

    Иногда в процессе работы при проверке знаний учащихся, экономя время на уроке, используются различные перфокарты, которые активизируют самостоятельную работу детей. Эти перфокарты можно применять на уроке, как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ. Перфокарты предлагаются в виде изображения какого-либо предмета (ягодка, цыпленок, рыбка и т.д.).

    Вставь букву

    Проверь

    Вставь букву

    Проверь

    к.тята

    т.чить

    р.ды

    н.жи

    в.сло

    шу.ка

    отря.

    дру.

    гла.кий

    зага.ка

         

    М        РОЗ

     П       ЛЬТО

     Р        БЯТА

     Д        КАБРЬ

     К        НЬКИ

            ВЕТ        Р

    ВАЛ       НКИ

    В первом классе для проверки навыка написания изученных орфограмм можно провести «Диктант-ассорти».

    На доске нарисовать банку или вазу. Внутри банки с помощью клейкой ленты прикрепить изображения фруктов и ягод, в названиях которых имеются пройденные орфограммы.

    - В банке у нас компот с очень вкусными фруктами и ягодами. Давайте попробуем, - обращается учитель к детям. Ученик подходит к доске и «достает» из банки любой фрукт или ягоду, показывает классу. Учащиеся называют слова, записывают их в тетради, указывают орфограмму, подбирают проверочные слова.

    Дидактических игр – множество. Значение их велико и полезно для активации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и математики. В УМК «Планета знаний» издается тетрадь с дидактическими играми, которые учащиеся будут использовать на уроках.

    Активация познавательной деятельности на уроках математики

    Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включить элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

    Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

    В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

    В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

    Включение в урок игр, игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

    Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

    Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

    Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?», «Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?» и т.д.

    Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в систем, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

    Руководство дидактическими играми.

    Учащиеся знакомятся с каждой дидактической игрой под руководством преподавателя следующим образом: преподаватель говорит (или читает), как называется игра. Затем он знакомит детей с предметами (материалами), с которыми им придется иметь дело во время игры. Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он должен создать у детей соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть сформулированы кратко, точно и ясно. Преподаватель сам решает, есть ли необходимость давать учащимся более полное объяснение игрового действия. Потом начинается игра. Учитель контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может участвовать в игре в качестве руководителя или же в качестве простого участника на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами и с тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Если дидактическая игра носила коллективный характер, то вопрос, связанный с ее оценкой, решается при участии всех игроков.

    Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

    Требования к организации игр.

    Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

    1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
    2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
    3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
    4. Подведение результатов игры должно быть справедливым и  четким.

    Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен исполнять роль и организатора, и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они вспоминают лишь правила.

    Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

    Дидактические игры по формированию дочисловых понятий.

    «Магазин игрушек»

    Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру.

    Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.

    Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.

    Ход игры: игрушки расставлены на полочке, около которой стоит продавец – один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.

    Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.

    В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как «Математическая рыбка», «Лучший летчик», «Самый лучший почтальон», «Математический футбол» и др.

    При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра «Лучший следопыт», «Математическая эстафета».

    При закреплении приемов вычитания в пределах 20 – «Определи маршрут самолета», «Путешествие по городам».

    При изучении табличного деления и умножения – «Быстро сосчитайте», «Множители».

    «Прочитай пожелания морского льва».

    Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

    Ход игры: морской лев подбрасывает шарики в воздух, образовав из них 4 «букета». Каждый шарик зашифрован буквой. Дети располагают буквы в порядке решения круговых примеров, начинается с того из них, ответ которого равен единице.

    Затем они читают слова в каждом «букете» из шариков, двигаясь слева, вверх, направо и вниз.

    Игры по формированию геометрических понятий.

    «Команда внимательных».

    Цель: совершенствовать знания по теме «Геометрический материал», формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма.

    Ход игры: на доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой команды к доске приглашается по одному человеку.

    Логические задачи и упражнения в устном счете.

    На уроках математики в начальной школе необходимо вести работу по формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнения.

    Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом материале с использованием жизненного опыта выстраивать правильные математические суждения. Без предварительного теоретического основания самих законов и правил логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на страж ее находится учитель-организатор и руководитель. Под его руководством путем упражнений дети практически знакомятся с применением логических приемов.

    Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в ожидании процесса обучения "умственной гимнастики».

    Стоя лицом к классу, они называют по памяти расположение фигур, точек, линий и т.д. на каждой таблице. Остальные проверяют правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры подсчитываются жетоны, и определяют команду-победительницу.

    Количество отвечающих детей можно увеличить, тогда подсчитывается общее количество жетонов на все ответы.

    «Придумай рисунок».

    Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть в предметах их форму, формировать творческое воображение.

    Ход игры: учитель рисует на доске 4 геометрические фигуры.

    Например, такие:

    Затем предлагает их нарисовать у себя в тетрадях и обращается к детям: «Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в рисунок? Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей».

    1. Ответив на вопрос задачи: «На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?», сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя.)
    2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? Какая тема урока? (Цифра и число 5)
    3. Внимательно посмотрите на запись и найдите лишнее число: 1,3,9,11,7,5. Определите тему урока. (Двузначные числа)
    4. Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления. Сначала учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку карточек мысленно. Постепенно количество карточек и перестановок увеличивается. -- Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону:

    - В фигуре, состоящей из 9 квадратов, брать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов:

    - Какое наименьшее количество палочек нужно переломить, чтобы убрать мусор из совочка:

    УМК «Планета знаний» нацеливает педагога на использование в своей практике педагогических технологий, методов и организационных форм, предусмотренных новыми Государственными образовательными стандартами, обеспечивает развитие познавательной активности учащихся, мотивации и интереса к учению.

    Список литературы

    1. Программы общеобразовательных учреждений УМК «Планета знаний».
    2. Программа курса «Русский язык» 1-4 классы. Авторы: Л.Я. Андрианова, В.А. Илюхина.
    3. Программа курса «Математика» 1-4 классы. Авторы: М.И. Башмакова, М.Г. Нефедова.
    4. «Занимательная грамматика» Е.Е. Семенова.
    5. Журналы «Начальная школа».
    6. «Занимательная математика», «И учеба, и игра: математика». Авторы: Т.И. Тарабарина, Н.В. Ёлкина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках

    В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Раз...

    Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".

    Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....

    Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ

    Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....

    Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики

    Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики...

    Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

       Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового ...

    Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

    В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

    Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

    Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...