Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»
методическая разработка по русскому языку по теме

 

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный методический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.

В начальных классах дети любят играть. При обучении грамоте в 1 классе нужно в основном использовать игры, активизирующие учащихся. Причем учитываться должны методически оправданные цели, задачи и средства обучения. Каждый урок может начинаться с чистоговорок, заучивания стихов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_myslitelnoy_deyatelnosti_.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 лицей № 14имени Ю.А. Гагарина

Щелковского муниципального района Московской области

 Активизация мыслительной деятельности

младших школьников на уроках русского

языка и математики средствами

дидактических игр по УМК «Планета знаний»

Выполнила: учитель начальных классов

Смолина Вера Станиславовна

                                              Щелково

2011г.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный методический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.

В начальных классах дети любят играть. При обучении грамоте в 1 классе нужно в основном использовать игры, активизирующие учащихся. Причем учитываться должны методически оправданные цели, задачи и средства обучения. Каждый урок может начинаться с чистоговорок, заучивания стихов. Например, при изучении звуков [с], [с'] и буквы С дается задание – прочитать и повторить за учителем:

Са-са-са, са-са-са,

Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су,

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Мы не видели осы!

Са-са-са, са-са-са,

Отгадайте, где оса?

Существуют различные виды дидактического материала, воспитывающего интерес к языку. Например, задание на составление слов из рассыпанных букв и слогов.

Вкусные слова.

Буратино шел в гости к детям. Он нес «вкусные слова» и по дороге рассыпал буквы, слоги, все перепутал. Дети помогают ему. Они складывают из букв и слогов слова.

Вот эти буквы и слова:

Я                                  С                                 Б                              Н

ЛО                               РУ                               КО                           ША

Г                                  ЛИ                               ВА                           МО

Он нес фрукты (яблоко, слива, груша, лимон).

При изучении звука [у] игра проводится так: расставляются на столе игрушки. На урок в гости к детям приходит нарядная кукла Алена. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения. Давайте подарим ее игрушки, в названиях которых слышится звук [у]. (Гусь, кубики, уточка, кукла).

Еще одна игра – составление слов со слогом ча. Стрелки указывают, как надо соединять, чтобы получилось слово.

СВЕ  → ЧА

               ЧА → СЫ

   НА  → ЧА → ЛО

                ЧА → Й

   КУ  →  ЧА

                 ЧА → СОВОЙ

    КРУ → ЧА

Или игра «Я тучка, тучка, тучка…»

Составьте и запишите

слова из данных букв

                о  р  и  у  р  о т  с  н  к

руки

нос

тур

урок

куст

сук

рот

рост

утки

Игра «Какой звук заблудился?».

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук

С длинными усами!»

- Какой звук заблудился? (Звук [ж]).

- Какой буквой обозначается звук [ж]? (Буквой ж).

- Составьте слово жук из букв разрезной азбуки.

На следующем этапе обучения задания усложняются. В них большее место занимает творчество детей.

Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.

Один раз к Маше и Тане пришла в гости бабушка и сказала: «А ну-ка, внучата, напоите меня чаем».

Расскажите, как Маша и Таня поили бабушку чаем и угощали ее. Придумать этот рассказ тебе помогут слова: скатерть, горячий чай, чашки, чайник, конфеты, печенье, ложки, варенье.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, как по языку, так и по развитию памяти, орфографической зоркости. В данном случае приходится обращаться к этимологическому происхождению слов, пользоваться этимологическим словарем. Знакомя детей с лексическим значением слова, необходимо рассказать о том, что в словарный состав современного русского языка входят не только исконно русские слова, но и заимствованные. Знания этих групп слов программа начальных классов не предусматривает, но если учитель хотя бы один раз сообщит, как появилось в языке то  или иное слово, у младших школьников появляется интерес к слову, и они обязательно спросят, откуда оно пришло в язык. Можно вести картотеку «Слова о словах» по тематике «Наши четвероногие друзья», «О природе», «Шляпочное знакомство», «Человек», «Зимние слова», «Мсяцы» и т.д. Эта картотека поможет учащимся при изучении новых слов. Дети узнают, откуда пришли к ним слова.

Слова о словах. О природе.

Земля

Слово образовано от ныне исчезнувшего из употребления слова земь  - земля, пол, низ. Современный русский язык сохранил его в словах земной, подземный, чернозем и др.

Слова о словах. Месяцы.

Январь.

В старину на Руси январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму на две половины. Древние римляне этот месяц называли в честь Януса – бога солнца и света – январем. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое, оно обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой – 65. 365 – это число дней в году.

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Влияние этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна. В школьной практике используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путем показа картинки, уточнение значения по толковому словарю, подбор синонимов и антонимов, словообразовательный анализ, включение нового слова в словосочетание или предложение. И здесь тоже можно использовать различные занимательные материалы.

Задание 1. Омонимы-загадки.

Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.      (Нос.)

Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке,

Телеграмму передать и загадку разгадать.           (Ключ).

Задание 2. Игра с антонимами.

Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада, а зовут меня …           (Прохлада).

Задание 3.

Найди те названия животных, к которым можно подобрать близкие по значению слова.

Рысь, волк, лиса, медведь, бегемот, заяц.

Рыжая, серый, косолапый, топтыгин, сохатый, косой.

Хорошие упражнения есть по теме «Слова с непроверяемыми написаниями»: выписать все слова с непроверяемыми написаниями, сгруппировать их по написанию букв: о, а, и, е, я и др. С этими словами отдельно на каждую букву нарисовать картинки. Каждая картинка включает в себя предметы, обозначающиеся словами с буквой о, а, и, е, я. Необходимо, чтобы каждой картинкой было охвачено как можно больше слов. Например, на одной картинке нарисована портниха. С ней связаны слова с буквой о: портниха, пуговица, колени, одежда, голубая, костюм, коричневая.

Можно придумать предложения: Нарисована портниха. Она шьет голубой костюм.

Иногда в процессе работы при проверке знаний учащихся, экономя время на уроке, используются различные перфокарты, которые активизируют самостоятельную работу детей. Эти перфокарты можно применять на уроке, как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ. Перфокарты предлагаются в виде изображения какого-либо предмета (ягодка, цыпленок, рыбка и т.д.).

Вставь букву

Проверь

Вставь букву

Проверь

к.тята

т.чить

р.ды

н.жи

в.сло

шу.ка

отря.

дру.

гла.кий

зага.ка

     

М        РОЗ

 П       ЛЬТО

 Р        БЯТА

 Д        КАБРЬ

 К        НЬКИ

        ВЕТ        Р

ВАЛ       НКИ

В первом классе для проверки навыка написания изученных орфограмм можно провести «Диктант-ассорти».

На доске нарисовать банку или вазу. Внутри банки с помощью клейкой ленты прикрепить изображения фруктов и ягод, в названиях которых имеются пройденные орфограммы.

- В банке у нас компот с очень вкусными фруктами и ягодами. Давайте попробуем, - обращается учитель к детям. Ученик подходит к доске и «достает» из банки любой фрукт или ягоду, показывает классу. Учащиеся называют слова, записывают их в тетради, указывают орфограмму, подбирают проверочные слова.

Дидактических игр – множество. Значение их велико и полезно для активации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и математики. В УМК «Планета знаний» издается тетрадь с дидактическими играми, которые учащиеся будут использовать на уроках.

Активация познавательной деятельности на уроках математики

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включить элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр, игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?», «Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?» и т.д.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в систем, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Руководство дидактическими играми.

Учащиеся знакомятся с каждой дидактической игрой под руководством преподавателя следующим образом: преподаватель говорит (или читает), как называется игра. Затем он знакомит детей с предметами (материалами), с которыми им придется иметь дело во время игры. Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он должен создать у детей соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть сформулированы кратко, точно и ясно. Преподаватель сам решает, есть ли необходимость давать учащимся более полное объяснение игрового действия. Потом начинается игра. Учитель контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может участвовать в игре в качестве руководителя или же в качестве простого участника на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами и с тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Если дидактическая игра носила коллективный характер, то вопрос, связанный с ее оценкой, решается при участии всех игроков.

Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Требования к организации игр.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
  3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
  4. Подведение результатов игры должно быть справедливым и  четким.

Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен исполнять роль и организатора, и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они вспоминают лишь правила.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

Дидактические игры по формированию дочисловых понятий.

«Магазин игрушек»

Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру.

Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.

Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.

Ход игры: игрушки расставлены на полочке, около которой стоит продавец – один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.

Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.

В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как «Математическая рыбка», «Лучший летчик», «Самый лучший почтальон», «Математический футбол» и др.

При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра «Лучший следопыт», «Математическая эстафета».

При закреплении приемов вычитания в пределах 20 – «Определи маршрут самолета», «Путешествие по городам».

При изучении табличного деления и умножения – «Быстро сосчитайте», «Множители».

«Прочитай пожелания морского льва».

Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Ход игры: морской лев подбрасывает шарики в воздух, образовав из них 4 «букета». Каждый шарик зашифрован буквой. Дети располагают буквы в порядке решения круговых примеров, начинается с того из них, ответ которого равен единице.

Затем они читают слова в каждом «букете» из шариков, двигаясь слева, вверх, направо и вниз.

Игры по формированию геометрических понятий.

«Команда внимательных».

Цель: совершенствовать знания по теме «Геометрический материал», формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма.

Ход игры: на доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой команды к доске приглашается по одному человеку.

Логические задачи и упражнения в устном счете.

На уроках математики в начальной школе необходимо вести работу по формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнения.

Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом материале с использованием жизненного опыта выстраивать правильные математические суждения. Без предварительного теоретического основания самих законов и правил логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на страж ее находится учитель-организатор и руководитель. Под его руководством путем упражнений дети практически знакомятся с применением логических приемов.

Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в ожидании процесса обучения "умственной гимнастики».

Стоя лицом к классу, они называют по памяти расположение фигур, точек, линий и т.д. на каждой таблице. Остальные проверяют правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры подсчитываются жетоны, и определяют команду-победительницу.

Количество отвечающих детей можно увеличить, тогда подсчитывается общее количество жетонов на все ответы.

«Придумай рисунок».

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть в предметах их форму, формировать творческое воображение.

Ход игры: учитель рисует на доске 4 геометрические фигуры.

Например, такие:

Затем предлагает их нарисовать у себя в тетрадях и обращается к детям: «Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в рисунок? Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей».

  1. Ответив на вопрос задачи: «На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?», сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя.)
  2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? Какая тема урока? (Цифра и число 5)
  3. Внимательно посмотрите на запись и найдите лишнее число: 1,3,9,11,7,5. Определите тему урока. (Двузначные числа)
  4. Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления. Сначала учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку карточек мысленно. Постепенно количество карточек и перестановок увеличивается. -- Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону:

- В фигуре, состоящей из 9 квадратов, брать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов:

- Какое наименьшее количество палочек нужно переломить, чтобы убрать мусор из совочка:

УМК «Планета знаний» нацеливает педагога на использование в своей практике педагогических технологий, методов и организационных форм, предусмотренных новыми Государственными образовательными стандартами, обеспечивает развитие познавательной активности учащихся, мотивации и интереса к учению.

Список литературы

  1. Программы общеобразовательных учреждений УМК «Планета знаний».
  2. Программа курса «Русский язык» 1-4 классы. Авторы: Л.Я. Андрианова, В.А. Илюхина.
  3. Программа курса «Математика» 1-4 классы. Авторы: М.И. Башмакова, М.Г. Нефедова.
  4. «Занимательная грамматика» Е.Е. Семенова.
  5. Журналы «Начальная школа».
  6. «Занимательная математика», «И учеба, и игра: математика». Авторы: Т.И. Тарабарина, Н.В. Ёлкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ

Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

   Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового ...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Активизация познавательной деятельностимладших школьников на уроках русского языка....