Главные вкладки

    Письменные буквы Б,б , "Четыре желания" К.Д.Ушинский
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Габитова Гузель Раисовна

    Интегрированный урок по УМК "Начальная школа 21 века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_2.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    **************************************

    Интегрированный урок

    чтение и письмо

    «начальная школа ххI»

    (1 класс)

    тема :

    «четыре желания»

    по

    К.Д.ушинскому.

    письменные буквы Б,

     Габитова Г.Р.( уч. нач.кл.)

            Цели: научить писать письменные буквы  Б, б;

                закреплять умения устанавливать ее  звуковой состав ,                       сопоставлять элементы букв и соединять их;

    учить применять теоретические знания на практике,         работать индивидуально;

    развивать речь, умения анализировать и сопоставлять, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу;

    воспитывать аккуратность, работоспособность и любовь к

    природе.

            

    Оборудование: карточки «Лишняя буква», карточки с письменными                           буквами Б,б; карточками с рисунками бабушки и

                               школьника; карточки с наклеенными буквами;

                              модель обложки; толковый словарь Ожегова;

                              учебник «Чтение и письмо», тетрадь «Письмо» №2;

                              муз.оформление Чайковский «Времена года»,

                              компьютер для показа слайдов.

    Ход урока:

    1. Оргмомент , настрой на работу. Дети произносят хором    

    стихотворение.

    Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Слушаем внимательно,

    Работаем- старательно.

    1. Повторение .

    -Ребята, мы с вами вспомним сейчас , что мы знаем о буквах и звуках.

       -Чем отличается буква от звука?

    1. Чего больше букв или звуков? (Звуков)
    2. Сколько букв в русском алфавите?(33)
    3. Сколько гласных букв? (10)
    4.  Сколько гласных звуков? (6)
    5. Какие хитрые буквы вы знаете? ( я, е, е, ю)

           -Молодцы!

      3.Мобилизирующий этап.

          Стук в дверь. Передают посылку от почтальона Печкина.

           Чтение письма.

                                    Дорогие,  ребята !

                   Пишет вам, почтальон Печкин!

                Я узнал, что у вас сегодня гости и ,поэтому, прислал вам

                 посылку с разными гостинцами и подарками. Но чтобы

                 их получить, вам нужно постараться  выполнить все мои

                 задания. Желаю, вам , всего хорошего!

               

                                                Почтальон Печкин.

    1.  Игра « Лишняя буква».

    -Ребята , посмотрим какие задания нам прислал почтальон Печкин?

    -Здесь карточки с буквами. Вам нужно будет отгадать ,какая буква там лишняя.

     (Дети отгадывают , дают характеристику отгаданной букве.)

     5. Знакомство с письменными буквами Б, б.

          -Ребята , какая буква больше всего оказывалась лишней?(Б)

          Наверное, не зря почтальон Печкин нам прислал такие   карточки, где в основном лишней буквой была буква Б.

    Он прислал нам задание, научиться  писать письменные буквы Б,б.

    И для этого прислал эти буквы.

    (Учитель достает из посылки карточки, где стерты элементы  письменных букв Б и б.)

    1. Ой, ребята, чья же эта проделка? (Буквоежка)
    2. Давайте допишем недостающие элементы.

    (Работа у доски).

    1. Еще у каких букв есть такие  элементы?

    (Показываю карточки с элементами букв.)

     

    -А теперь взяли в руки ручки ,  посмотрели все на карточку с заглавной буквой Б и пишем ее в воздухе.

    Приготовились . Начинаем писать .

    (Учитель проговаривает каждое движение и показывает сама.)

    - Сейчас пишем строчную букву б.

    Молодцы!

     6. Работа в тетради.

               -Ребята , теперь откройте тетради. Положите их правильно.

    Найдите в тетрадях первую рабочую строку. Что вы там видите ? (Элементы строчной буквы б).

      -Давайте запишем эти элементы . Следите чтобы расстояние между ними было одинаковым.

     (Письмо букв Б,б.)

    -Какое слово записано на следующей строке? Кто нам прочитает? (Боря).

    -С какой буквы начинается это слово?(Б)

    -Какой звук она обозначает?(б твердый, звонкий).

    -Почему это слово записано с большой буквы?( Имя мальчика)

    -Записываем это слово рядышком.

    -Прочитаем следующее слово .(барабан)

    -Сколько букв в этом слове?(7)

    -Сколько гласных?(3)

    -Сколько согласных? (4)

    -Сколько звонких звуков?(4)

    (Запись  слова по образцу)

    -Прочитайте следующее слово.(бобы)

    -Сколько слогов в этом слове?(2)

    -Какая буква повторяется ? (б)

    (Запись слова)

    7. Физминутка « Сидит белка»

               Сидит белка на тележке     (сжимать и разжимать пальцы)

               Продает она орешки:

               Лисичке – сестричке,   (разжимать пальцы начиная с          

               Воробью , синичке,                       большого пальца)

               Мишке – толстопятому,

               Заиньке усатому.

    8. Работа над составлением звуковой модели слов.

    -Ребята, посмотрим, какие еще задания прислал нам почтальон Печкин?

    (Учитель достает карточки с изображением бабушки и школьника)

    -Кто изображен на этих рисунках?

    -Прочитайте надписи внизу.

    -Ребята в стихотворении , которое написано у вас в тетради выпали слова «бублик» и «батон». Нужно их написать на место. А для этого нужно сделать звуковой анализ этих слов.

    (Двое работают у доски, остальные: первый вариант слово «бублик», второй вариант слово «батон». )

    - Сейчас заменим эти модели в написанном стихотворении соответствующими словами.

     ( Первое слово в предложении нужно написать с заглавной буквы.)

    (Прочтение стихотворения).

    9. Запись под диктовку предложений и списывание.

            -Сейчас мы посмотрим, какое следующее задание.

          «Записать предложение под диктовку».

           Индивидуальная работа

            1 вариант – списывать  печатный текст письменными буквами.

            2 вариант – запись под диктовку предложения «У Бори бублик,

                                  У бабули батон.»

            3 вариант -   обводить буквы .

             Работа в парах .(меняются тетрадями и проверяют ошибки

                                          друг у друга).

             Резерв ( Зеленым карандашом мягкие звуки, синим

                            твердые.)

        10.      Игра «Угадай букву и найди свой домик».

              -Посмотрим , остались ли там задания в посылке.

     -Почтальон Печкин опять нам игру прислал. А игра    называется «Угадай букву и найди свой домик».

     -Я дам вам буковки , а вы закрытыми глазами на ощупь догадайтесь , какая эта буква . затем займете свои домики.

    (Проводится игра).

    -Правильно ли все заняли свои домики.

    (Если есть дети , которые на правильно заняли домики поправляем их.)

       11. Физминутка

               (Отдых на перемене.)

       12.Начало второго урока

             Раз, два, три – слушай и смотри.

              Три ,два, раз – мы продолжим сейчас.

     

       13. Чтение слогов с пройденной буквой.

             - Какую букву мы сегодня проходили ? (Письменные Б,б)

              Учитель читает начало стихотворения , дети заканчивают.

                  Прибежал веселый А, прочитали дети  ба

                  Прибежал задорный О, прочитали дети  бо

                  Прибежал зазнайка Я, прочитали дети  бя

                  Прибежал пузатый Ы, прочитали дети  бы

                  Прибежал игривый И, прочитали дети  би

                  Прибежал упрямый У, прочитали дети  бу

                  Прибежал забияка Е ,прочитали дети  бе

                  Прибежал тихоня Ю, прочитали дети  бю

                  Прибежал  обжора Э, прочитали дети  бэ

                  Прибежал звонкий Е, прочитали дети  бе

               -Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает

               мягкий звук, споем слоги с твердыми звуками.

                 ба , бе , бу, би , бы , бю , бэ , бя , бо , бе , ба , би , бу.

        14.

               -Почтальон Печкин прислал модель обложки. По модели  

                Попробуйте рассказать, что мы будем читать.

    К.Ушинский

    ?

    «Четыре желания»

          -Что такое рассказ и чем он отличается от сказки?

          -Можно по названию определить тему рассказа?

          -Что такое «желание»? (Объяснение ребят.)

            Чтобы точно узнать , что такое «желание»  почтальон Печкин

            нам прислал толковый словарь Ожегова.

            Вот какое объяснение слову «желание»  дается в этом словаре.

            Желание- влечение, стремление к осуществлению чего-либо,  

            овладение чем-либо.

    -А вот про какие желания говорится в рассказе, вы узнаете   тогда, когда прочитаете слоги в соответствии с их порядковыми номерами и отгадаете загадку.

        15. Работа по группам (раздаются карточки со слогами)

    1 вариант

                                        1        2        3      4

    Од   ин   се  дой

                                    5        6         7       8     9

    Дру  гой   мо  л одой

    2 вариант

                                   10      11           12       13

    Тре  тий     ска   чет

     

                         14    15     16         17       18        19

    А  чет  вер   тый   пла   чет

               Дети читают и отгадывают загадку.(Времена года)

                -Теперь мы знаем , что в рассказе говорится о временах года,

                можем определить тему? (Нет)

                 -Откройте учебник на странице 57. По рисунку и названию               предположите ,о ком пойдет речь.

                 - Так ли это мы убедимся после прочтения. После слушания              попытайтесь дополнить модель обложки.

            16.Чтение рассказа учителем.

                 - Кто определил тему произведения? (О детях. Прямо-

                угольник желтого цвета.)

    К.Ушинский

    желтый

    «Четыре желания»

             17.Физминутка «Времена года»

             

             18.Повторное чтение рассказа детьми.

             

           -Сейчас будем читать рассказ , делить  на смысловые части и

             Озаглавливать их.

               (Чтение 1 части.)

            -Какое первое желание у Мити?

             -Как озаглавим эту часть?(Зима)

             ( На доске учитель ,постепенно, выстраивает схематический

               план. Вывешивает квадрат с буквой З.)

       

        З

             -Почему он пожелал , чтобы всегда была зима?

               (Накатался на санках и коньках, стал румяным и веселым.)

             -Чтобы быть таким же румяным и веселым как Митя, надо     закаляться, чаще быть на свежем воздухе, кататься на санках, коньках, лыжах. Но обязательно помнить о безопас-

    ности: не кататься на проезжей части и вблизи дороги, не выходить на тонкий лед.

        (Чтение 2 части)

     -Какое второе желание  Мити? Почему?

        (Вволю набегался за бабочками, нарвал цветов.)

     -Как озаглавим эту часть? (Весна)

    (Вывешивается квадрат с буквой В)

       

        З

         В

        -Когда видишь весной цветы, возникает желание их сорвать.

    Но нужно помнить , что сорвав цветы, люди сокращают их жизнь. И радовать их они будут лишь несколько дней. Поэтому не нужно просто так рвать цветы.

      (Чтение 3 части)

    -Какое третье желание мальчика? Почему? Как озаглавим?

    (Лето. Добавляет квадрат с буквой Л.)

       З

       В

          Л

          -При сборе ягод и грибов можно брать только те, которые          

           хорошо знаешь. Незнакомые ягоды и грибы нельзя срывать ,              потому что они могут быть ядовитыми.

            (Чтение 4 части)

             -Какое четвертое желание?

             -Как озаглавим эту часть?

            З

          В

         Л

          О

              -Чем нравилась осень?

               (Осенью много овощей и фруктов, богатых витаминами,

               которые можно есть вдоволь, тем самым укреплять здоровье.

               - Ребята, почему у мальчика возникли такие желания?

               - А какое ваше любимое время года и почему?

          19. Показ слайдов

                - Ребята на нашей планет есть такие материки , где круглый

                    год лето, и где круглый год зима.

                  ( Учитель показывает слайды с изображением этих стран.)

        20.Работа в парах.

               На каждой парте лежат картинки с изображением природы

                в разное время года. Детям нужно разложить картинки по                  плану.

                  (Проверка)

          21.Индивидуальная работа

                 На партах выполнить звуковую модель слов:

                    1 вариант –зима

                    2 вариант – лето

               22.Итоги.

                     Молодцы , ребята !

               А теперь вспомним , что мы делали сегодня на уроке.

               (Ответы детей)

                  Вот сейчас настал момент получить призы от почтальона                Печкина. 

                  Раздаю детям призы, которые начинаются на букву Б.

    ************************************

    ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ.

           Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей  реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

     - Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все время зима была!

     - Запиши свое желание в мою записную книжку, - сказал отец.

      Митя записал.

       Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

       - Что за прелесть эта весна! Я бы хотел, чтобы все время весна была!

       Отец опять вынул книжку и попросил Митю записать свое желание.

       Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

       - Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы хотел, чтобы лету конца не было!

       И это желание Митя тоже записал в книжку.

       Наступила осень. В саду  собирали румяные яблоки и желтые груши. Митя сказал отцу:

       - Осень лучше всех времен года!

       Тогда отец вынул книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о лете, и о зиме.

                                                                         К.Д. Ушинский

                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по чтению в 1 классе.Тема: К.Д.Ушинский "Наше Отечество"

    Представленный урок разработан по учебнику В.Г.Горецкого.Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны....

    Урок по литературному чтению К.Д.Ушинский "Спор деревьев"

    Урок по программе "Гармония" для 1 класса....

    Викторина по деятельности К.Д. Ушинского

    Викторина по деятельности К.Д. Ушинского для учащихся 4 классов. Проводится после знакомства с жизнью и деятельностью педагога....

    Тема: К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

    Урок по литературному чтению в 1 классе. Цели урока:1. Формировать представления о главных особенностях художественного текста;2. Вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чте...

    К.Д.Ушинский. Сказка "Лиса и козёл"

    Урок литературного чтения в 1 классе. К.Д.Ушинский сказка "Лиса и козёл"...

    Презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа 2100" Сочинение-подражание Ушинскому К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»

    Задачи урока:Учебные задачи,направленные на достижение личностных результатов:развивать  эмоциональность,воспитывать уважение и любовь к Отечеству,прививать интерес к чтению.Учебные задачи,...

    Презентация к уроку по теме "Произведения К. Д. Ушинского для детей"

    Презентация к уроку по теме "Произведения К. Д. Ушинского для детей", данный ресурс создан для учащихся 1 класса УМК "Школа России". Ресурс составлен на основе конспекта из ме...