Звуковой анализ слов и упражнение в обозначении звуков. Повторение правил письма.
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

 

   закрепление умения выполнять звуковой анализ, записывать слова значками звуков и читать звуковые записи; пред-         тавление  о рифме,  рифмование слов; тренировака в нахождении «опасных мест» и правильной записи слов и  предложений; формирование у детей правильного понимания конечной цели обучения.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_1_kl..doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                           17  апреля  2007год. «Краснобаррикадная» СОШ.

 Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме:                                                       Звуковой анализ слов и упражнение в обозначении  звуков.

Повторение правил письма.    Учитель   нач. классов Афанасьева Н.В.                                                       Задачи:1) закреплять умение выполнять звуковой анализ, записывать слова                                         значками звуков и читать звуковые записи; 2) дать представление о рифме и попробовать рифмовать слова; 3)тренировать в нахождении «опасных мест» и правильной записи слов и  предложений; 4)формировать у детей правильное понимание конечной цели обучения.  

Оформление: на доске поезд из нескольких вагонов, на обратной стороне кото-рых нарисованы дети, играющие в парикмахера, летчика, врача и.т.д.; записи зву-ков и стихотворение «Кенгурята» , у детей на столах «ромашки» с гласными буквами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       ХОД     УРОКА :                                                                                            

 1.  Сегодня мы отправляемся на поезде в гости к таким же ребятам-первоклассникам, как и мы. Кто хочет прокатиться на поезде? (все поднимают руки) Все удобно уселись? Тогда поехали. Записываем  число, классную работу.     Семнадцатое апреля. Классная работа.

Следим за посадкой и правильным положением тетради. Мы прибыли на 1 станцию, где живет мальчик Саша. Он учится в 1 классе и хочет стать машинистом, водить поезда (на картинке  мальчик тянет на веревочке паровозик) Поможем ему. Скажите, как мы смеемся? (ха-ха-ха) Какой первый звук? [х] Какой он? (согласный, глухой, твердый) . Какой буквой обозначается? (ха).

Запишем чистописание: Хх Хх Х х ха хе хл яхта Ханс

Почему последнее слово с большой буквы? (имя) Какое имя (нерусское) Знаете ли вы кого с таким именем? (сказочник  Ханс Кристиан Андерсен ) . Как в русском языке называются имена и другие названия? (имена собственные)

            2.Мы прибыли на другую станцию, где живет мальчик Женя. Он мечтает стать шофером. Поможем и ему выполнить задание.

 На доске: Словарь: в*р*бей, с*бака, щ*нок. Что это за слова?(словарные , они не проверяются , их надо запоминать)  Если слова новые или мы забыли их написание ,что будем делать? (надо проверить их в словаре на стр. 137 учебника) Это новые слова, давайте посмотрим их правописание (показывают безуд. гласн. на «ромашках» , записывают в тетради, ставят ударение ) Какое слово лишнее? (воробей—это птица, ударение падает на 3 слог, а в ост. словах  на 2-ой; щенок—в этом слове 2 слога, в ост. словах по три).

           3.На этой станции живет Костя (мальчик фотографирует котенка). Кем он хочет стать? (фотографом, журналистом) Уточнить смысл слова «журналист».        

О чем мы говорили вчера? (о звуках).Что научились делать? (читать звуковую

 запись, записывать слова знаками). Сейчас  мы поиграем.

 На доске записаны звуки: [а], [в], [е], [р], [я], [ъ], [л*], [ю], [й*],[у],[ь],[т*]        

.Физминутка: Встаньте. Я буду показывать поочередно на каждый звук. Если запись верная, вы хлопаете в ладоши  и приседаете, если нет—не двигаетесь. (  дети отмечают неверные записи [е], [я], [ъ], [ю], [ь], объясняют, почему они неверны).

                                                                         

 

           

           4. Познакомьтесь с Анечкой. Она будет парикмахером. Давайте с ней откроем  книгу на стр.61 , найдите упр. 83. Какую запись вы видите, звуковую или буквен-ную? (звуковую) Как догадались? (квадратные скобки, запятая сверху). Прочитаем слова парами.(читает один—все повторяют ).Что особенного в звучании этих слов заметили?(одинаково звучат концы слов). Может, кто знает, как называется одина-ковое, похожее звучание слов? (рифма) Кто пользуется рифмой? (поэты). Запишем эти слова в тетради. (один ученик записывает на доске, отмечая опасные места).                                                             Струна—луна, бочка—точка, пёс—нёс, грусть—пусть.

          5.Этот мальчик Юра хочет быть космонавтом. Но сейчас мы вместе с ним поиграем в поэтов. На доске запись:                Кенгурята.

             Ребятки - кенгурятки  целый день играют в (                      )!

(дети читают и легко досказывают рифму «прятки»). Как пишется «в прятки», слит-но или раздельно? (раздельно). Как это проверить? (Надо вставить слово  «наши» или «большие». Н-р: « в наши прятки», или «в большие прятки»). Назовите все опасные » места при письме. (большая буква в начале предложения, восклицатель-ный знак, безударные гласные, слово помощник «в»). Учитель по мере их называ-ния подчёркивает «опасные места на доске. Сели правильно, приготовились списы-вать в тетрадь. Проверьте  то, что написали.

       6.Мы прибыли на станцию, где живёт Вика. Она мечтает стать врачом. Давайте поиграем с ней в «Самого внимательного». Встаньте.

Физминутка: Я  буду  говорить вам пары слов. Если они рифмуются, вы хлопаете в ладоши, прыгаете и приседаете, если нет - стойте не двигаясь.

Мука -- рука, лук – жук, хлеб – соль, кровать – тетрадь, шапка – папка, книжка – фишка, мел – стол, игра – икра, носки – пальто, ручка – линейка, тучка – ручка, глаз – алмаз, шутка – рассказ, миска – киска, свечка – печка. Молодцы!

          А теперь  сделаем звуковую запись последней пары слов. (один ученик

              записывает у доски)    с в* э ч* к а  ----   п* э ч* к а

         7.Итог урока: Вот и подошёл к концу наш урок. Чем занимались на уроке?

(читали звуковые записи, записывали звуками слова, подбирали и угадывали рифму). А для чего все ребята учатся? (чтобы получать хорошие оценки, чтобы мама похвалила, чтобы получить профессию).

 Мы прибыли на конечную станцию. Здесь живёт Миша. Давайте прочитаем, что он написал.                Я хочу стать милиционером.

Мы  познакомились со многими ребятами. Они уже мечтают кем-то стать.

 А у вас есть такая мечта? Запишите в тетради своё предложение, кем вы хотите стать. Учитель оставляет запись: Я хочу стать     ----------------    . 

Не забывайте об опасных местах.(дети записывают предложение в тетради самостоятельно; учитель подсказывает правописание слов – названий профессий) Проверьте, что написали.

Кто из ребят сегодня был активен, помогал на уроке?

(дети называют самых активных учеников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.Одной из распространённых пр...

Презентация по теме «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛОВ»

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА  ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ  В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛО» логопедии такие трудности называютфонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФ...

доклад по теме "Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.

Доклад к презентации "Качества чтения и письма", рассмотрены нарушения при чтении и письме...

русский язык 2кл Звуковой анализ слов со звуками а о Письмо строчных букв а о

русский язык 2кл Звуковой анализ слов со звуками а о Письмо строчных букв а о...

Доклад на тему: «Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов»

Доклад на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов...

Презентация: «Игры и упражнения по обучению дошкольников звуковому анализу слова»

Умение правильно разбирать слова на звуки - развитие умения правильно писать в будущем. Также развивается фонетический слух. Фонетический разбор слова дети изучают в первом классе, но к этому вр...