Урок русского языка. "Сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень» (Происшествие в музее Осени)"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок проводится в игровой форме. Игровой сюжет: из музея похищена картина. Учащиеся представляют сыщику (ученику этого же класса) различные сведения о пропавшей картине. По этим признакам сыщик должен найти картину.

 На уроке раскрывается творческий потенциал кажого ребёнка.

 Урок способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_proisshestvie_v_muzee.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс.

Автор -  составитель: Трунова Елена Ивановна, учитель начальных классов МБОУ

« Начальная общеобразовательная школа № 63»

Тема урока : сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень»

 ( Игра « Происшествие « В музее осени»).

Цель: подготовка учащихся  к сочинению – описанию по картине И.И.Левитана

« Золотая осень».

Задачи: - совершенствовать навыки описания картины; формировать умения строить текст в определенной последовательности;

 -  развивать способность правильного употребления слов в устной и письменной                     речи; развивать чувство прекрасного.

 - воспитывать творческую активность, интерес к живописи; прививать любовь к природе.

Оборудование и материалы:

  1. Репродукции картин: И.Левитан « Золотая осень»; И, Шишкин « Золотая осень»,

 И. Остроухов « Золотая осень», А. Киселёв « Осень. Ветреный день», А. Куинджи

           « Осень»

  1. Произведения:  П. Чайковский « Осенняя песня», « Святки», « Подснежник».
  2. Карточки – информаторы.
  3. Карточки с настроениями.

     5 Рамка для картины.

     6. Музыкальный центр.

Ход урока.

I  Вводная часть.

Учитель: В художественном музее пропала картина. Местонахождение картины уже известно, но она представлена среди других картин, изображающих осеннюю природу, и это усложняет поиск.

 Мы должны будем  помочь сыщику найти картину, т.к. он этой картины не видел.

Для этого разделимся на три группы свидетелей.   1-я группа – музыканты, 2 –я поэты, 3- я прозаики.

II Сообщение цели урока.

- Наша с вами задача: посмотреть на репродукцию картины и  каждая группа должна будет описать картину по своему, т.е. дать свидетельские показания. Мы пригласим сыщика, который эту картину и найдет. Этим и поможем музею.

III Распределение заданий в группах.

- Каждая группа получает своё задание и готовится к описанию картины. И как только первая группа будет готова описать картину мы пригласим сыщика. По вашим свидетельским показаниям он найдет картину и поможет музею.

1 группа « Музыканты»

1. Открыть учебник « Изобразительное искусство» с. 66.

2.Найти репродукцию картины И.Левитана « Золотая осень».

3. Прослушать три произведения П. Чайковского, подобрать произведение, подходящее по настроению к данной картине.

4.Из таблицы « Настроения» найти настроения, подходящие к данной музыке.

5. Выписать слова- настроения на карточки.

( Группе даётся музыкальный центр, диск с произведениями П. Чайковского  

« Осенняя песня», « Святки», « Подснежник»,  маркер, таблица настроений, пустые карточки для записи настроений  музыки)

II группа « Прозаики»

1. Открыть учебник « Изобразительное искусство» с. 66.

2.Найти репродукцию картины И.Левитана « Золотая осень».

3. К словам: березка как

                     Река как   - подобрать сравнения

4. К  словам роща, день – подобрать метафоры

5. К словам: небо, облака, поля, вода, домики – подобрать эпитеты.

6. Сравнения, метафоры, эпитеты записать на карточки.

III группа « Поэты»

1. Открыть учебник « Изобразительное искусство» с. 66.

2.Найти репродукцию картины И.Левитана « Золотая осень».

3. По данным рифмам сочинить к репродукции картины двустишья или четверостишья.

      природа - погода

      золотой – голубой

      речка – местечко

      золотая-  увядая

       леса – краса

IV « Свидетельские показания»

- Описания готовы можно приглашать  сыщика для свидетельских показаний. Первыми свидетельские показания дают музыканты. Наши музыканты побывали в музее, увидев эту картину, они подобрали музыку, которую представят вашему вниманию. И из словаря настроений подобрали настроения, соответствующие данной музыке.

( прослушивается музыкальное произведение, карточки с настроениями помещаются на доску).

Сыщик: « Пока не понятно, что нужно искать»

-Послушаем тогда  «прозаиков». Может тогда станет понятней, что нужно искать.

- Последними, свидетельские показания дают поэты. Послушаем их двустишья и четверостишья, написанные к увиденной картине.

V  Нахождение картины.

Сыщик: « Теперь – то все ясно»

( Открывается доска, где представлены несколько репродукций картин об осени. По описаниям, сыщик находит нужную. Репродукция картины ставится в рамочку)

- Благодарим вас, уважаемый сыщик. Работники музея очень будут рады.

VI Обобщение.

- Кто автор картины?

- Как называется картина?

- Почему называется золотая осень?

- Когда лес бывает золотым в начале осени или в конце?

- Все ли деревья одевают золотой наряд?

- Прямо ли течет река или она меняет свое направление?

- Почему вода в начале реки темная, а дальше светло- голубая?

- почему крестьянские домики такие маленькие?

VI  Вывод.

- Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского художника Исаака Ильича Левитана. Его называют поэтом русской природы. Он умело использует цвет, композицию, мастерски передает настроения, которые рождают у нас картины родной природы.

   Мы не случайно искали эту картину. Мы готовились к домашнему сочинению – описанию по картине Левитана « Золотая осень».

VII Домашнее задание

- Написать сочинение - описание данной картины, используя предложенные метафоры, эпитеты и двустишья и четверостишья; передовая настроения любования и восхищения золотой осенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"

Урок русского языка в 3 классе "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень" с презентацией....

Презентация к уроку русского языка . Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"

Презентация к уроку развития речи. Иллюстративный материал к уроку написания сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"....

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Цели урока:развивать умение составлять связный текст, развивать устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь, учить составлять план и устанавливать  последовательность действий, ...

Сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс.

Сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс....

Сочинение - описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Сочинение - описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень»...

Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс

Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...