Главные вкладки

    Урок русского языка. "Сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень» (Происшествие в музее Осени)"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Урок проводится в игровой форме. Игровой сюжет: из музея похищена картина. Учащиеся представляют сыщику (ученику этого же класса) различные сведения о пропавшей картине. По этим признакам сыщик должен найти картину.

     На уроке раскрывается творческий потенциал кажого ребёнка.

     Урок способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_proisshestvie_v_muzee.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка. 4 класс.

    Автор -  составитель: Трунова Елена Ивановна, учитель начальных классов МБОУ

    « Начальная общеобразовательная школа № 63»

    Тема урока : сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень»

     ( Игра « Происшествие « В музее осени»).

    Цель: подготовка учащихся  к сочинению – описанию по картине И.И.Левитана

    « Золотая осень».

    Задачи: - совершенствовать навыки описания картины; формировать умения строить текст в определенной последовательности;

     -  развивать способность правильного употребления слов в устной и письменной                     речи; развивать чувство прекрасного.

     - воспитывать творческую активность, интерес к живописи; прививать любовь к природе.

    Оборудование и материалы:

    1. Репродукции картин: И.Левитан « Золотая осень»; И, Шишкин « Золотая осень»,

     И. Остроухов « Золотая осень», А. Киселёв « Осень. Ветреный день», А. Куинджи

               « Осень»

    1. Произведения:  П. Чайковский « Осенняя песня», « Святки», « Подснежник».
    2. Карточки – информаторы.
    3. Карточки с настроениями.

         5 Рамка для картины.

         6. Музыкальный центр.

    Ход урока.

    I  Вводная часть.

    Учитель: В художественном музее пропала картина. Местонахождение картины уже известно, но она представлена среди других картин, изображающих осеннюю природу, и это усложняет поиск.

     Мы должны будем  помочь сыщику найти картину, т.к. он этой картины не видел.

    Для этого разделимся на три группы свидетелей.   1-я группа – музыканты, 2 –я поэты, 3- я прозаики.

    II Сообщение цели урока.

    - Наша с вами задача: посмотреть на репродукцию картины и  каждая группа должна будет описать картину по своему, т.е. дать свидетельские показания. Мы пригласим сыщика, который эту картину и найдет. Этим и поможем музею.

    III Распределение заданий в группах.

    - Каждая группа получает своё задание и готовится к описанию картины. И как только первая группа будет готова описать картину мы пригласим сыщика. По вашим свидетельским показаниям он найдет картину и поможет музею.

    1 группа « Музыканты»

    1. Открыть учебник « Изобразительное искусство» с. 66.

    2.Найти репродукцию картины И.Левитана « Золотая осень».

    3. Прослушать три произведения П. Чайковского, подобрать произведение, подходящее по настроению к данной картине.

    4.Из таблицы « Настроения» найти настроения, подходящие к данной музыке.

    5. Выписать слова- настроения на карточки.

    ( Группе даётся музыкальный центр, диск с произведениями П. Чайковского  

    « Осенняя песня», « Святки», « Подснежник»,  маркер, таблица настроений, пустые карточки для записи настроений  музыки)

    II группа « Прозаики»

    1. Открыть учебник « Изобразительное искусство» с. 66.

    2.Найти репродукцию картины И.Левитана « Золотая осень».

    3. К словам: березка как

                         Река как   - подобрать сравнения

    4. К  словам роща, день – подобрать метафоры

    5. К словам: небо, облака, поля, вода, домики – подобрать эпитеты.

    6. Сравнения, метафоры, эпитеты записать на карточки.

    III группа « Поэты»

    1. Открыть учебник « Изобразительное искусство» с. 66.

    2.Найти репродукцию картины И.Левитана « Золотая осень».

    3. По данным рифмам сочинить к репродукции картины двустишья или четверостишья.

          природа - погода

          золотой – голубой

          речка – местечко

          золотая-  увядая

           леса – краса

    IV « Свидетельские показания»

    - Описания готовы можно приглашать  сыщика для свидетельских показаний. Первыми свидетельские показания дают музыканты. Наши музыканты побывали в музее, увидев эту картину, они подобрали музыку, которую представят вашему вниманию. И из словаря настроений подобрали настроения, соответствующие данной музыке.

    ( прослушивается музыкальное произведение, карточки с настроениями помещаются на доску).

    Сыщик: « Пока не понятно, что нужно искать»

    -Послушаем тогда  «прозаиков». Может тогда станет понятней, что нужно искать.

    - Последними, свидетельские показания дают поэты. Послушаем их двустишья и четверостишья, написанные к увиденной картине.

    V  Нахождение картины.

    Сыщик: « Теперь – то все ясно»

    ( Открывается доска, где представлены несколько репродукций картин об осени. По описаниям, сыщик находит нужную. Репродукция картины ставится в рамочку)

    - Благодарим вас, уважаемый сыщик. Работники музея очень будут рады.

    VI Обобщение.

    - Кто автор картины?

    - Как называется картина?

    - Почему называется золотая осень?

    - Когда лес бывает золотым в начале осени или в конце?

    - Все ли деревья одевают золотой наряд?

    - Прямо ли течет река или она меняет свое направление?

    - Почему вода в начале реки темная, а дальше светло- голубая?

    - почему крестьянские домики такие маленькие?

    VI  Вывод.

    - Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского художника Исаака Ильича Левитана. Его называют поэтом русской природы. Он умело использует цвет, композицию, мастерски передает настроения, которые рождают у нас картины родной природы.

       Мы не случайно искали эту картину. Мы готовились к домашнему сочинению – описанию по картине Левитана « Золотая осень».

    VII Домашнее задание

    - Написать сочинение - описание данной картины, используя предложенные метафоры, эпитеты и двустишья и четверостишья; передовая настроения любования и восхищения золотой осенью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"

    Урок русского языка в 3 классе "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень" с презентацией....

    Презентация к уроку русского языка . Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"

    Презентация к уроку развития речи. Иллюстративный материал к уроку написания сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"....

    Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

    Цели урока:развивать умение составлять связный текст, развивать устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь, учить составлять план и устанавливать  последовательность действий, ...

    Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине В.Д Поленова "Золотая осень" 3 класс"

    Цель: Формирование умения воспринимать художественные образы картины.Задачи:·         познакомить с творчеством В.Д.Поленова·...

    Конспект урока русского языка "Сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"

    Конспект урока русского языка "Сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"...

    Сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс.

    Сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс....