Методический сборник
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ
В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Егорова Валентина Егоровна,
учитель начальных классов
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное:
он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения
знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления
национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом
художественной литературы как словесного искусства.
В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди
других школьных предметов.
(Федеральный базовый компонент образования по русскому языку.)
Теоретическое обоснование проблемы.
Одним из ведущих направлений по русскому языку в курсе начальной
школы является «развитие речи».
Предметом обучения в основной школе является современный русский
литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения русскому языку в современной школе:
- Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения,
письма, слушания и говорения.
- Формирование элементарной лингвистической компетенции.
В соответствии с этой целью ставятся задачи и определяются основные
направления работы по развитию речи детей в начальной школе:
1. Количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе
наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов,
тематических групп слов, синонимических рядов, работы с толковым словарем.
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи (наблюдение
над связью слов в предложении, над построением простых и сложных
предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами, над
правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью).
3. Развитие связной устной и письменной речи (овладение продуктивными
навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-
научной речи, навыками понимания и элементарного анализа художественного
и учебно-научного текста).
4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с
правильной интонацией.
Н
а
ч
а
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
5
Педагогами и психологами выявлена закономерность: если ребенок к
концу 1 класса бегло и осознанно читает, то он успевает по всем предметам.
Темп чтения у отстающих детей гораздо ниже нормы, что вызывает негативное
отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и,
как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким
детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, а особенно по
русскому языку.
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли - показатель
культурного уровня человека. Нередко абитуриенты, сдав на положительную
оценку физику или математику, но получив за сочинение по русскому языку
«неудовлетворительно», вынуждены были изменить первоначальный выбор
своей будущей профессии. Безграмотно составленные документы, деловые
письма и другие бумаги часто служили камнем преткновения в карьере людей,
ломали их судьбу, причиняли массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная
письменная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни.
Актуальность проблемы.
В наш век инновационных технологий, компьютеризации, дети приходят в
школу довольно информированные, читающие, разбирающиеся в современных
электронных устройствах (телефон, плейер, компьютер). Но в плане развития
речи дети испытывают трудности в выражении своих чувств, отношения к
предмету или явлению, затрудняются построить небольшой монолог, убедить
доводами и рассуждениями. Особенностью развития речи детей в предшкольный
период являются фонетико-фонематическое недоразвитие речи и лексико-
грамматическое недоразвитие речи.
По первому факту с детьми 5-6 лет работают логопеды, исправляя
звукопроизношение, развивая фонематический слух. Логопедические группы
играют большое значение в период подготовки детей к школе, так как в последнее
время детей с нарушением звукопроизношения достаточно много.
При интеллектуальном развитии «норма» даже, когда в 1 класс приходят
ребята с остаточными признаками фонетико-фонематического недоразвития
речи, что чаще всего выражается при дифференцированном произношении
сонорных р-л, рь-ль, шипящих и свистящих ж-ш, ш-с.
У большинства детей наблюдается в большей или меньшей степени
недоразвитие фонематического слуха. Это выявляется при произношении
примерно таких сочетаний:
Ра-ла-ра ла-ра-ла
Са-ша-са жа-ша-жа
Ша-са-ша ша-жа-ша
Н
а
ч
а
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
6
Недостаток произношения выявляют скороговорки:
Лара у Вали играет на рояле.
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР) присуще не только
«логопедическим» детям (они занимаются в группах, целью которых является
предотвращение трудностей в овладении грамматической стороной речи), но и
всем дошкольникам в силу своего возраста. Поэтому важно обращать внимание
на основные блоки развития речи с точки зрения лексики и грамматики. Которые
созвучны в программе Филичевой-Чиркиной для логопедических групп и в
программе О.В.Чиндиловой по предшкольной подготовке по системе «Школа
2100» под руководством Р.Н.Бунеева.
Вопрос преемственности обучения в предшкольный и начальный
школьный период является актуальным. Поэтому главной задачей обучения
русскому языку ставлю планомерное развитие речи детей на основе знания
технологий обучения дошкольников и младших школьников в соответствии с
программными требованиями образовательной системы «Школа 2100».
Условия возникновения и становление опыта.
Работая педагогом 35 лет я проследила путь развития речи детей от
предшкольной подготовки в период начальных классов и до выпускных
экзаменов по русскому языку средней школы.
В 2007-2008 учебном году из 75 первоклассников 15% имеют
незначительные отклонения в звукопроизношении, эти дети до школы
занимались с логопедом. Но к моменту поступления в школу у них остались
чуть заметные дефекты произношения, которые выявляются во фразах с
дифференцированными согласными ж-ш, з-с, р-л, со стечением этих согласных.
В 1 классе заметны следующие дефекты звукопроизношения (р-л), (т-ч),
(з-с), (р-л), (перестановка согласных на стыке краб-ркаб), (р -горловое).
Если не продолжать работу по коррекции звукопроизношения, то навыки
уклада артикуляционного аппарата определенного звука могут быть утрачены, и
ребенок опять может картавить, что выльется в дисграфии и дислексии.
Диагностические работы по готовности ребенка к школе показали, что
коррекционные, профилактические упражнения по становлению детской речи
надо продолжать. Например, из 12 слов на дифференциацию согласных з-с
485 детей показали высокий уровень. 54% детей показали средний уровень:
дети с недостаточно развитым фонематическим слухом допустили ошибки в
Н
а
ч
а
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
7
нахождении слов со звуком «с».
Новизна данной проблемы.
Новизна данной проблемы заключается в единстве требований программы,
технологий и непрерывности обучения развитию речи детей от предшкольного
до начального школьного образования и видения перспективы развития речи
учащихся в основной школе.
Технология опыта.
Для того, чтобы создать определенную систему работы по развитию речи
детей на уроках и во внеурочное время, я изучила все методические рекомендации
для учителя образовательной системы «Школа 2100», познакомилась с
авторским коллективом и прослушала куры по этой программе Р.Н. Бунеева, Е.В.
Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, М.А.Яковлевой, О.В.Чиндиловой, З.И.Курцевой,
Е.Л.Мельниковой, И.А Генераловой, изучила работы Т.А. Ладыженской по
«Детской риторике», переработала научные труды Каше, Филичевой, Чиркиной,
Коноваленко, буквари Н.С.Жуковой, Н.Павловой, Е.Бахтиной, С.Белолипецкого,
И.Е. Светловой, обратилась к программам по русскому языку начальных классов
и программе по русскому языку основной школы, и адаптировала весь этот
методический комплекс к своему классу.
Процесс овладения развитой речью младшими школьниками очень сложен.
Он предполагает полноту и взаимосвязь восприятия, осмысления, запоминания
и применения усвоенного.
Программа «Школа 2100» имеет все возможности развития функционально-
грамотной личности.
Я делаю акцент на преемственности и непрерывности обучения.
При диагностике и в период обучения грамоте важно обращать внимание
на основные блоки развития речи с точки зрения лексики и грамматического
оформления речи детей. Все эти упражнения я провожу в игровой ненавязчивой
форме.
1.Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
Игра «Скажи ласково».
Лиса-лисонька
Стул-стульчик
Огурец-огурчик.
2.Образование формы именительного падежа единственного и
множественного числа.
Игра «Один- много» (по образцу).
Дом-дома
Н
а
ч
а
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
8
Ведро-ведра
Окно-окна
Стул-стулья
3.Образование формы именительного и родительного падежа
множественного числа.
Игра «Чего не стало».
Яблоки-яблок
Чулки-чулок
Сапоги-сапог.
4.Употребление предлогов и пространственная ориентация.
Игра «Мишка где?».
На столе, под столом, над столом, за столом, из-за стола, из-под стола.
Хорошо иллюстрирует употребление предлогов в речи стихотворение
С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч».
4.Обогащение словарного запаса за счет обобщающих понятий.
Игра «Скажи одним словом».
Кот, собака, корова, лошадь – домашние животные.
Лиса, волк, заяц, медведь – дикие животные наших лесов.
Огурец, помидор, картофель – овощи.
Можно использовать варианты этой и других игр, например:
Игра «Четвертый лишний».
Банан, яблоко, груша, помидор. ( Овощи растут на грядке, а фрукты на
деревьях).
6.Образование приставочных глаголов.
Пришел, вышел, зашел, перешел.
(Каждое упражнение-игра сопровождается картинками или другим
иллюстрационным материалом).
7.Игра «Детеныши».
Тигр – тигренок. Тигрята. Много тигрят.
Волк – волчонок. Волчата. Много волчат.
Корова – теленок. Телята. Много телят.
Овца – ягненок. Ягнята. Много ягнят.
Это благодатная игра, которая включает в себя и закрепление
звукопроизношения (дифференцированность и чередование к-ч, ш-ж ), и
расширяет словарный запас (из моей практики: городской мальчик в 5 классе
Н
а
ч
а
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
9
при изучении темы «Родительный падеж имени существительного» допустил
ошибки «…много теленков, поросенков» и совсем забыл, что у овцы детеныши
ягнята, много ягнят.)
6.Игра «сосчитай» (сочетание числительного и существительного).
1 яблоко, 2 яблока, 3 яблока, 4 яблока, 5 яблок.
Все эти игровые задания важны в букварный период обучения в 1 классе.
В учебниках авторского коллектива Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой достаточно
возможностей, чтобы использовать эту систему упражнений.
Из опыта работы логопедом и в период подготовки детей к школе я собрала
большой дидактический материал по развитию речи детей в переходный период
от дошкольного и начального школьного образования.
Большую роль в развитии речи детей играют психические процессы
(память, внимание, мышление), которые надо планомерно развивать, не упуская
ни одного аспекта.
Хочется подчеркнуть развитие мелкой моторики кисти руки ребенка.
Учеными доказана связь развития руки (большого и указательного пальца)
с рецепторами головного мозга, отвечающими за речь. Поэтому важна роль
работы с ножницами, с пластилином, мозаикой, конструктором, карандашом
(рисование, раскрашивание, обведение по контуру, различная штриховка).
На каждом уроке в 1 классе я не прекращаю работу по развитию мелкой
моторики, используя пальчиковую гимнастику с рифмовками.
«Здравствуйте, пальчики, здравствуйте, мальчики!» (с большим
попеременно все соприкасаются).
«Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка …» (раскрытие каждого
пальчика из положения кулачка).
«Мы рога козы покажем, и рога оленя даже, мы про зайку не забудем,
ушками водить мы будем».
Для выработки дикции и фонетической культуры речи при изучении
определенной буквы-звука использую чистоговорки, которые сами сочиняем с
детьми (ненавязчиво знакомя с элементами стихосложения: рифмой (созвучием)
и количеством слогов в строке (ритмом)).
Жа-жа-жа поймали мы ежа.
Ши-ши-ши шумят камыши.
Са-са-са меня укусила оса.
Показываю закономерность:
За-зо-зу-зы, а дети проговаривают аналогичные слоги с указанным мною
Н
а
ч
а
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
10
согласным звуком. Ра-ро-ру-ры. Фа-фо-фу-фы.
Для закрепления мышц артикуляционного аппарата в 1 классе продолжаю
проводить артикуляционную гимнастику (упражнения для язычка):
«лошадка» - пощелкивание язычком о твердое нёбо.
«улитка» - свернуть язычок внутрь-вверх.
«киска сердится» - выгнуть спинку язычка за нижние зубы.
Немаловажную роль в развитии произносительной стороны речи, а
значит и при чтении (не хватает дыхания для произнесения всей фразы) играют
дыхательные упражнения, которые я рекомендую родителям проводить с детьми
дома: задувание свечей, пускание мыльных пузырей, надувание воздушных
шариков.
А на уроке я дыхательную гимнастику связываю с темой урока. Изучая
гласные, дети знают: «гласные тянутся в песенке звонко, можно пропеть их и
прокричать». Учитель, дирижируя, показывает, как петь (то тихо, то громко, то
протяжно, то отрывисто).
Даже на перемене мои дети играют в «футбол» на парте, загоняя ватные
комочки в ворота из карандашей.
Дыхательные упражнения для первоклассников имеют релаксационное
значение.
«Фонетическая ритмика» (показ каждого звука артикуляционно и
движением руки) – любимая игра детей, когда учитель, не произнося ни слова,
получает желаемый ответ, который остается только обобщить:
- что вы произносили? (звуки речи);
- какие? (гласные, ротик широко открыт, губы и зубы не мешают
произношению);
- какую роль в русском языке играют гласные звуки? (образуют слог,
показывают ударение).
По фонетической ритмике дети легко запоминают, что гласных звуков в
русском языке 6. Включается зрительная память по движению руки ( а-, о-, у-,
ы-, и -, э - ).
Эти упражнения находят место не только на уроках обучения грамоте,
письма. Они плавно переходят в курс «Детской риторики» (науки об искусстве
публичной речи) под редакцией И. А. Курцевой, в курс «Литературного чтения»
Бунеевых для выработки выразительности чтения и осмысления прочитанного, в
курс дополнительного образования «Театр» по программе И.А. Генераловой, что
мне очень импонирует, так как я сторонница театрализованных представлений,
люблю поэзию, различные конкурсы.
Мне очень повезло, что ученики почувствовали мою заинтересованность и
любовь к искусству в целом, и к литературе, как виду искусства. Узнав о конкурсе
Н
а
ч
а
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
11
«Читаем вместе в классе и в семье» (2007г. СВАО г.Москвы), мы с детьми
решили принимать участие. Но номинация «Самый читающий класс» не совсем
подходила первоклассникам. Тему проекта подсказали сами дети «Книжный
магазин», так как у каждого ребенка первое знакомство с миром литературы
связано с книгой-подарком. Это подтвердило анкетирование: «Получали ли вы в
подарок книгу? Когда? Кто подарил? В связи с чем?».
После увлекательной экскурсии в книжный магазин «Молодая гвардия»,
фоторепортажа с рекламным менеджером, викторины и подарков, у нас родилась
идея создания проекта и небольшой литературной композиции, с которой мы
выступали на районном конкурсе в СВАО г. Москвы, прошли на город и стали
лауреатами городского конкурса «Читаем вместе в классе и в семье».
Надо отметить, что в период предшкольной подготовки, опираясь на
принцип «смотри на гласную, читай весь слог», я могу за короткий срок (от 5 -10
уроков) научить ребенка читать. И хотя умение читать – не основной показатель
готовности ребенка к школе, работать в 1 классе с такими детьми легче и
интереснее. Тем более, что «Азбука» («Букварь») Е. В. Бунеевой и Р.Н. Бунеева,
как и все учебники образовательной системы «Школа 2100», составлены по
принципу «мини-макси», и материала для дополнительного чтения и развития
речи читающим детям достаточно.
Кстати, это стимулирует нечитающих. Используя прием «читаем по
цепочке», я заметила волнение 1 мальчика (Панафидина Д., нечитающего), после
урока я спросила о его волнении.
- А я не умею читать.
- А хочешь быстро научиться?
- Да!
Это был наш маленький секрет, и мы за несколько занятий по букварю
Н.Жуковой научились читать по моей технологии. И к концу букварного периода
Данилка читал даже лучше «читающих» до школы детей.
Мне импонирует технология работы с текстом на уроке литературного
чтения системы «Школа 2100».
По этой технологии у детей формируется правильный тип читательской
деятельности, который представляет собой «трехступенчатый» процесс
целенаправленного индивидуального осмысления и усвоения детьми книг (до
чтения, в процессе и после чтения).
Эта методика была описана профессором Н.Н. Светловской, и хорошо
разработана авторским коллективом под руководством Р.Н. Бунеева и Е.В.
Бунеевой.
Работа с текстом до чтения позволяет развитие такого важнейшего
читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать,
Н
а
ч
а
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
12
Н
а
ч
а
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых
слов.
Работа с заглавием текста очень важна и по русскому языку, что потом
скажется в старших классах при написании сочинения на заданную тему.
Ученику надо «вчитаться», вдуматься в каждое слово формулировки темы
письменной работы (сочинения, эссе и т.д.). Зачастую старшеклассники пишут
просто сочинение по произведению, игнорируя, или не понимая заданной в теме
сочинения проблемы, которую предполагается раскрыть юному автору.
Надо отметить, что чтение - это общение, диалог читателя с автором через
текст. Я учу своих детей «читать между строк», предполагать, что хотел сказать
автор произведения.
В «рабочей тетради» даны варианты формулировок основной темы и
идеи произведения, что способствует развитию речи в выражении главной
мысли прочитанного. На уроках чтения идет большое обогащение словарного
запаса детей. Я учу ребят строить свои высказывания по определенным
моделям, типа: «я считаю, что…», «мне импонирует то, что…», «автор хотел
показать…». Различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный)
тоже благоприятно сказываются на развитии речи детей.
Большую роль в развитии речи детей играют уроки с использованием
пословиц, поговорок, загадок. Я включаю в урок игры с пословицами, определяя
иносказательный смысл, обращая внимание на образность выражений, учимся
самостоятельно составлять загадки по определенным моделям.
Взаимосвязь уроков русского языка и литературного чтения способствует
целенаправленному развитию речи младших школьников.
13

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический сборник

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИВ ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕЕгорова Валентина Егоровна,учитель начальных классовЯзык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное:он...

Методический сборник рекомендаций родителям младших школьников в реализации развивающих идей ФГОС.

Предлагаемый материал включает методические советы для родителей в помощь по воспитанию детей. Тесты, анкеты, алгоритмы, памятки помогут родителям объективно оценить уровень требований к детям и сдела...

методический сборник "Родина человеку дается не зря"

Рекомендовано для учителей начальных классов Республики Хакасия по изучению родного края....

Методический сборник рекомендаций для родителей учащихся младших классов с целью реализации развивающих идей ФГОС.

В данном методическом сборнике для родителей учащихся начальной школы помещены  советы, рекомендации, памятки в помощь воспитанию. Они будут полезны  для изучения материалов как молодыми род...

Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"

Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....

Методический сборник материалов к квесту "Тачки в стране дорожных знаков"

Квест "Тачки в стране дорожных знаков" предназначен для учащихся 2-3 классов. Квест отличается от игры по станциям с аналогичным названием....

Методический сборник материалов к интерактивной игре "Азбука безопасности"

Игра предназначена для учащихся 2-3 классов. Проводится на интерактивной доске....