Главные вкладки

    Цифровые диктанты по русскому языку 4 класс
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Яковлева Наталья Александровна

    Цифровые диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл cifrovye_diktanty_po_russkomu_yazyku._4_klass.docx18.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЦИФРОВЫЕ ДИКТАНТЫ

    На  уроках русского языка я использую такую форму работы как цифровые диктанты. Такие диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике, а также можно использовать при переходе от одного этапа урока к другому.

    Методика проведения цифрового диктанта

    Какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.

    Данное условное обозначение обязательно записывается на доске.

    Учитель диктует слова ( словосочетания, предложения ), а обучающиеся фиксируют в тетрадях только цифры.

    В результате получается определённый код, который легко и быстро проверить.

    Такой вид учебной работы позволяет сэкономить время на уроке, способствует накопляемости оценок, развивает интерес у обучающихся.

    Цифровые диктанты по разделу «Предложение»

    ( разработаны по учебнику «Русский язык», 4 класс, Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова )

    Словосочетание и предложение

    № 1.

    1 – словосочетание

    2 – предложение

    Сильный ветер, плавает рыбка, работал в саду, тёплое пальто. Дружные ребята. Идёт дождь. Наступила осень, ножка стола. Урожай капусты, еду в город.

    КОД: 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 1

    № 2.

    1 – словосочетание

    2 – предложение

    Зеленеют листья, чудесный платок, сверкает на солнце, листья осины, шёл снег, автор рассказа, деревья пожелтели, написал сочинение, ягоды малины, сгустились тучи.

    КОД: 2, 1, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1, 2

    № 3.

    1 – предложение

    2 – словосочетание

    Улетели на юг, светит солнце, дует ветер, высокая сосна, жил в Москве, городская улица, журчит ручей, прыгают белки, малиновый сок, растут грибы.

    КОД: 2, 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2, 1

    Виды предложений

    № 1.

    1 – повествовательное

    2 – вопросительное

    3 – побудительное

    Тихо журчит лесной ручей.

    Что такое аптека?

    Солнце уже скрылось за лесом.

    Зачем вы меня разбудили?

    Собирай ягоды осторожно!

    Погода в июле стояла жаркая.

    Пойдём, папа, домой.

    Почему ты не пришёл?

    Идите скорее сюда!

    Полевые цветы долго стоят в вазе.

    КОД: 1, 2, 1, 2, 3, 1, 3, 2, 3, 1

    № 2.

    1 – распространённое

    2 – нераспространённое

    Льёт дождь.

    Листья опадают.

    Долго стояла дождливая осень.

    Улетают птицы.

    По небу неслись тёмные тучи.

    Крупные капли дождя стучали по крыше.

    С приходом осени покраснели листья осины.

    Наступила осень.

    Завяла трава.

    Перелётные птицы улетают на юг.

    КОД: 2, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1

    № 3.

    1 – восклицательное

    2 – невосклицательное

    Наступила осень.

    Как красив осенний лес!

    Берёзки надели золотые платья.

    Листья клёна разрумянились.

    Только сосны и ели остались зелёными.

    А сколько грибов в лесу!

    Как хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики!

    Они давно ждут грибников.

    КОД: 2, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2

    Главные и второстепенные члены предложения

    1 – главные

    2 – второстепенные

    Наступила долгожданная весна.

    Какими членами предложения являются слова: наступила весна?

    Побежали быстрые звонкие ручейки.

           Какими членами предложения являются слова: быстрые звонкие?

    Появилась зелёная травка.

    Какими членами предложения являются слова: появилась травка?

    Скоро покажутся зелёные листочки.

    Какими членами предложения являются слова: покажутся листочки?

    Громко и весело щебечут птички.

    Какими членами предложения являются слова: громко и весело?

    Появились первые весенние цветы.

    Какими членами предложения являются слова: появились цветы?

    В воздухе разливается весенний аромат.

    Какими членами предложения являются слова: в воздухе весенние?

    Ласковое солнышко освещает верхушки деревьев.

    Какими членами предложения являются слова: ласковое верхушки деревьев?

    КОД: 1, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2

    Однородные члены предложения

    1 – предложения с однородными членами

    2 -  предложения без однородных членов

    Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна.

    Рябина вся в красных бусах.

    У листьев ясеня жёлтый цвет.

    Королевой осеннего леса становится осина.

    Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания.

    Осенью осина превращается в красавицу.

    Листья осины жёлтые, малиновые, пурпурные.

    Хорошо смотреть на осенние деревья при закате.

    Лес весь лучится, сверкает, светится.

    КОД: 1, 2, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 1

    Простые и сложные предложения

    1 – простое

    2 – сложное

    Шуршит под ногами влажный песок.

    Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

    Пускай шумит волна морей!

    Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

    Десять дней Айболит не ест, не пьёт и не спит.

    В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями.

    Лес пахнет дубом и сосной.

    Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.

    КОД: 1, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 2

    Прямая речь

    1 –  предложение с прямой речью

    2 – предложение без прямой речи

    Мы попросили лесника, чтобы он нас проводил.

    «Что, кумушка, ты так грустна?» – ей с ветки ласково Голубка ворковала.

    «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» - говорит ей Муравей.

    Лесник сказал, чтобы мы шли за ним.

    И сказала скалка: «Мне Федору жалко.»

    Ребята ответили, что они готовы.

    И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?»

    И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»

     КОД: 2, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1

    Обращение

    1 -  предложение с обращением

    2 – предложение без обращения

    Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

    Я люблю тебя, Россия!

    Ты расскажи мне о своей поездке.

    Ленивое солнце ещё спит.

    Вы осмотрите всё кругом внимательно.

    Не трещите, морозы, в заповедном лесу.

    Растёт берёзка около дороги.

    Ёж, не верь словам лисицы!

    КОД: 1, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговые диктанты по русскому языку в начальной школе (4 класс)

    Время лесных малышей Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки. Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У ...

    Итоговый диктант по русскому языку 1 класс.

    Итоговый диктант  по русскому языку за  1 класс....

    Диктанты по русскому языку для 3 класса

    Данная подборка содержит 9 диктантов с грамматическими заданиями....

    Диктанты по русскому языку для 4 класса

    Данная подборка содержит 17 диктантов с грамматическими заданиями....

    Словарный диктант по русскому языку в картинках 2 класс

    Презентация  по русскому языку для 2 класса в картинках.Есть задание после написания и проверка...

    Сборник диктантов по русскому языку. 3 класс.

    В сборнике предложены разнообразные диктанты, разные по сложности и содержанию....

    Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 4 классов по теме «Слово в языке и речи»

    Назначение работы -  оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Слово в языке и речи», установить соответствие подготовки  обучающихся  4-х  классов по русскому...