sochinenie_opisanie.rar
методическая разработка по русскому языку по теме

Бармина Клавдия Павловна

В данной разработке описана вся предварительная работа по подготовке к написанию сочинения. А также разработаны две памятки, которые нужны детям для написания и проверки сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_opisanie.rar507.99 КБ

Предварительный просмотр:

      На примере ряда заданий  покажу как готовлю своих учеников к написанию творческой работы ( сочинение «В чём красота русской зимы»).

  1. Наблюдения и подбор определений, эпитетов, метафор к зимним явлениям, глаголов для описания действий ветра, снега и т.д..

Во время прогулок, экскурсий дети с восторгом рассматривают пуховые белоснежные сугробы, любуются снежными шубами ёлочек, показывают одно чудо за другим, приходят в изумление от открывающихся им дивных зимних картин.

- Какими словами можно описать красоту русской зимы?

Все «слова – находки», предложения записываются в тетрадь и систематически записи пополняются.

День – пасмурный, ненастный;

воздух – свежий, морозный, обжигающий, чистый, колючий, бодрит, холодит, прозрачен, как хрусталь, обжигает огнём;

 снег – пушистый, белый, как сахар, идёт сплошной стеной, валит, сыплет, падает,  ничего не видно;

снежинки – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на звёздочки, падают, порхают, кружатся, танцуют, искрятся;

 ветер – порывистый, злой, свирепый, бушует, крутит, бросает;

небо – хмурое серое;

туча – пухлая, серая, тяжёлая, снеговая свинцовая, мрачная, нависла, заволокла;

зима - белоснежная, красавица, величавая, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная;

узоры на окне – ледяные, причудливые, необыкновенные, удивительные, красивые, сказочные, восхитительные…

  1. Составление с этими словами словосочетаний, предложений, одно из которых записывали для грамматического разбора.

Белая пухлая туча заволокла небо.

Под солнечными лучами искрятся снежинки.

Алмазными россыпями сверкают сугробы.

В воздухе кружатся искристые звёздочки.

Искрятся снежинки разноцветными огоньками.

Мороз изрисовал окна причудливыми ледяными узорами…

  1. Нахождение определений, эпитетов, метафор, олицетворений  в произведениях на уроках литературного чтения (М.Пришвин «Календарь природы», С.Аксаков «Снег», И.Бунина, Н.Рубцова, К.Бальмонта, А.Пушкина и т.д.).

  1. Подбор эпиграфов.

  1. Составление предложений по картинам с зимним пейзажем.

Составленные предложения разбирались, дополнялись, обогащались более выразительными средствами.

  1. Конструирование сложных предложений.

Дети узнают о том, что соединить два предложения в одно можно с помощью одного из слов (потому что, которые и т.д.), и в этом случае высказывание получится точнее выразительнее.

Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки. Веточки нарисовал на окнах мороз. Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз.

И т.д.

  1. Составление устных рассказов – миниатюр на тему «Пурга». Обсудили, как назвать это явление. Подобрали слова: метель, буря, пурга, круговерть. Предлагаю опорные слова (тучи, небо, ветер, снег) и начало рассказа: «Я заметил…»

Вот что получилось:

Пурга

Я заметил, что в классе стало темно. Посмотрел в окно, а на улице – снежная круговерть -  пурга. Тяжёлые снеговые тучи заволокли небо. С неба валит хлопьями снег. А злой ветер бушует, крутит снег и охапками бросает его на землю.

После составления собственного рассказа дети слушают небольшое произведение писателя Л.А.Фёдорова

«Метель».

Метель разметала по земле охапки пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и ели белые – белые полушалки. А устав, легла и успокоилась. Стало морозно. Громко скрипел под ногами снег.

        Почему такая последовательность? Во-первых, при составлении рассказа дети использовали свои наблюдения, свой словарь, свои мысли. Во-вторых, детские работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются анализу. А рассказ писателя на ту же тему воспринимается как шаг вперёд.

  1. Составление устных рассказов – миниатюр после прослушивания музыкальных произведений (П.Чайковского).

Такой вид работы очень труден для детей, но способствует развитию воображения и речи. Я обязательно участвую в творческом процессе, помогаю им редактировать собственные сочинения.

  1. Обогащение текста выразительными средствами.

Например:

Зима.

Наступила  зима. На  небе  светит солнце.  Снег покрыл землю  ковром.  Хлопья  снега лежат на деревьях . На катке раздаются  голоса детей.

Зима.

Наступила белоснежная  зима. На сером небе изредка светит солнце. Мягкий пушистый снег покрыл землю тёплым ковром. Крупные хлопья белого снега лежат на деревьях снежными шапками, переливающими на солнце разноцветными огоньками. На катке раздаются радостные  голоса детей.

       При подготовке к сочинению мы с детьми много читаем, делимся впечатлениями, делаем выписки из книг, выбираем наиболее подходящие для сочинения слова, фразы, записываем в свои тетради.

После такой тщательной подготовки наступает урок, когда дети должны  написать сочинение «В чём красота русской зимы». К этому уроку у детей подготовлен огромный запас слов, предложений, подсказок (как составить сложное предложение, какие сравнения и другие изобразительные средства языка употребить, памятки),  эпиграфов и других находок, помогающих рассказать о русской зиме.

Обучаю детей пользоваться всем этим арсеналом при написании сочинения. Выдаю детям памятки, в которых записаны красочные высказывания с выделенными орфограммами на уроках русского языка самими детьми.

Приведу фрагмент урока и детские сочинения.