Использование краеведческого материала на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Докучаева Ирина Анатольевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА  НА  УРОКАХ        

                                         РУССКОГО   ЯЗЫКА

                                                                                                       Докучаева И.А.

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                          МБОУ «СОШ №2 г.Строитель»

                                                                                                                                             

     «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи», - пишет в книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёв.

     Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, «воспитывающая наука», как назвал её академик Д.С. Лихачёв. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребёнок не знает истории своей малой родины.

      Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание  к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств в региональном аспекте, характеризующем языковые особенности нашей местности.

     В современном государственном стандарте содержания образования предусмотрено время для реализации регионального компонента в содержании учебных предметов. Выделение  данного компонента стандарта сделало актуальным идею регионализации образования, под которой процесс  приближения образовательной сферы к реальным потребностям школы с учётом специфики региона, его культурно-исторических особенностей. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, любящего свой народ и  родной край.

    Как известно, учебники не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используются языковой материал, отражающий специфику нашего региона.

    Белгородская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности, которые надо учитывать при изучении русского языка. Такой подход является одним из направлений в формировании у обучающихся знаний о родном крае. Использование краеведческих материалов в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательную активность обучающихся. Актуальность этой темы заинтересовала меня и я стала пробовать разрабатывать краеведческий аспект в преподавании русского языка. Работа с таким материалом даёт возможность проводить лингвокраеведческую деятельность на уроках при изучении любой темы, совершенствовать грамматико-орфографические, пунктуационные и морфологические умения и навыки, а также использовать для контроля над усвоением программного материала .

    Эффективность усвоения любой темы будет высокой, если:

  1. использовать региональный материал, содержащий сведения о Белгородской области на различных этапах урока;
  2. будут подобраны специальные упражнения, направленные на усвоение и контроль учебного материала.

     На основе решения учебных задач можно сформулировать минимум знаний и умений обучающихся:

  1. иметь представление о культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края.
  2. Уметь анализировать произведения местных авторов, писателей и журналистов.
  3. Учиться излагать свои мысли на региональные темы (природа, культура, история).

    В своей работе использую словосочетания, предложения, тексты и  слова, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определённой местности, историческую ономастику, топонимику региона. Местный материал очень удобен для лингвистического анализа, полезен для записи различного рода примеров, в тоже время заставляет задумываться над многими вопросами жизни. При отборе материала необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаёт автор. Для современного обучающегося особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение. Учебные упражнения должны не только «работать» на изучаемое правило, но и затрагивать душу обучающегося, заинтересовать и увлечь его. «Легко себе представить, сколько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных накопится в душе детей…», говорил К.Д. Ушинский, который теоретически обосновал использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе школы.

    В ходе работы появились упражнения по темам. Приведу несколько примеров из них.

                     Тема: Однородные члены предложения

1.У истоков Ворсклы и Северского Донца Оскола и Тихой Сосны издавна жили восточные славяне.

2. На правом берегу Северского Донца на высокой Белой горе нёс свою нелёгкую службу город-крепость Белгород.

3. Вокруг него глубокий ров земляные валы и другие укрепления от врагов.

4. Извечно непаханая Ямская степь сохранилась до наших дней и стала заповедником.

  1.Прочитай. Можно ли назвать это текстом? Почему?

2. Определи однородные члены в предложениях.

3. Подумай, где надо поставить запятые.

4. Найди и подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

5. Найди слова, в которых есть приставки, выдели их

                          Тема: Текст. Предложение.

С.ло  Красн.е  ра.кинулось в ж.вописном месте у речки Пены здесь в крепос.ной с.мье р.дился и выр.с знаменитый русский актёр Михаил Щепкин

1.Прочитай. Определи сколько здесь предложений.

2.Запиши, правильно определяя границы предложений. Определи, в какой части слова, пропущена орфограмма.

3.Выпиши словосочетания «прил.+сущ.», определи падежи имён существительных.

4.Подбери близкие по смыслу слова к слову живописный.

                    Тема:  Предложение. Роль местоимений в предложении.    

     Село Казацкое построено в семнадцатом веке для служивых людей- казаков. Они несли службу в крепости Карпов а жили в слободе. Ведь им надо было прокормить себя и свою семью. Казаки выращивали хлеб рыбачили ходили на охоту. Всегда при них был конь и оружие на случай защиты от нападения татар.

1.Прочитай текст. Узнай, что обозначает слово – слобода.

2. Подумай, какие знаки препинания надо поставить между однородными членами

3. Найди в предложениях слова с приставками и выдели буквы-орфограммы в приставках.

4. Найди местоимения и определи, какими членами предложения они являются.

                        Тема: Правописание безударных гласных                                                                               В л.су на Ворскл.

     Кругом ст.ят могуч.е неохватные2 дубы. У.кие л.сные тр.пинки п.р.секают их мощные, п.хожие на высокие пороги, корни. Тихо и сумрачно. Под н.гами т.невыносл.вые растения с ш.рок.ми3 тёмными зелёными листьями1 и белыми цв.точками. Иначе в таком подлеск. . просто не выжить. Часто можно набр.сти на купену. За отпечатки на корн.  купену называют «соломоновой печатью».

1.Прочитай текст. Определи значение словосочетания «соломонова печать».

2. Какой это текст: повествование, описание или рассуждение?

3. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели часть слова, в которой пропущена буква.

4. Выполни задания под цифрами.

                               Диктант по теме: «Правописание корня»                                                                                          

                                             Встречи в лесу

     В лесу на Ворскле можно встретить редких бабочек. В старых трухлявых пнях грызут древесину большие личинки. Со временем из них появятся красавцы жуки-олени. Если повезёт, то можно увидеть рогатого гиганта цвета спелого каштана в полёте.

     Стоит отвернуть лесную подстилку из дубовых листьев и увидим ходы желтогорлых мышей. На фоне вечернего неба часто мелькают летучие мыши.  Им для охоты не нужен свет. На берегу Ворсклы  можно услышать дружный лягушачий хор и крик коростеля.

      В просторном небе без опаски парят серая цапля, балабан, чёрный коршун и неясыть.

                                   Орфографические задания

1.Предложение №6  разобрать по членам предложения и частям речи.

2. Выписать из текста слова, распределив их в столбики  по трём правилам корня.

3. Подбери однокоренные слова: повезёт –

                                                         небо –

         Тема: «Правописание окончаний имён прилагательных»                        

                                             Начало Северского Донца

   Есть в Прохоровск… районе село Подольхи. Неподалёку от села целое ольхов… урочище – Плющинское. В глубок… глинистых оврагах бьют из-под земли живые ключи.  Они дают силу и звонкость говорлив…2 ручьям, которые прорезают дно оврагов.

     И родники, и ручейки – всё это и есть исток Северск… Донца. В Подольхах он течёт прозрачненьк…3 ручьём прямо по сельск… улице.

1.Прочитай текст.

2. Как можно озаглавить его? Объясни свой выбор.

3. Спиши текст, правильно определяя окончания прилагательных.

    Вспомни! Как не ошибиться в написании окончания.

4. Узнай, что означают слова:

      урочище, исток, овраг

                                                   Развитие речи

                                                        Изложение

                                                  Белгородский мел

     Миллионы лет назад места, где мы живём, были под водой. Здесь вздымались тёплые волны Мирового океана.

     Многие морские животные имели раковины. Когда они умирали, то раковины падали на дно. За тысячи лет на дне выросли целые горы раковин. Верхние раковины давили на нижние,  а ещё сверху всё заносило песком и глиной. Под этой тяжестью получался камень-известняк, а из самых мелких ракушек – мел. Вот откуда наши меловые горы и бугры.

    Океан со временем отступал, а меловые горы остались. От Белой горы получил своё имя Белгород.

 

  1.Прочитай текст.

2. Какой это текст – описание, повествование или рассуждение?

    Обоснуй свой выбор.

3. Составь план текста.

4. Выполни орфографическую работу.

5. Перескажи текст устно по плану, а потом запиши в тетрадь по памяти.

                         Тема: «Правописание   приставок»

 1.Прочитай . Является ли этот отрывок текстом?  Объясни свой выбор.

2.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выдели, в какой части пропущена орфограмма. Выдели приставки в словах.                             3.Выпиши группы  родственных слов из текста.                                      4.Выполни полный разбор по составу слова, в котором четыре слога, есть орфограммы в приставке и корне.

                                                  Ямская степь

           При Петре I была организована почта – яма. П.р.возку почты  выполняли ямщики. Оскольский воевода п.жаловал за усердную службу ямщикам степной участок земли в устье речушки  Осколец. Так начиналась пригородная слобода Старого Оскола – Ямская. Туда продолжали з.селяться ямщики. Они п.р.возили из города в город почту по степи. И.вечно непаханая Ямская степь с.хранилась до наших дней и стала заповедным местом Белгородского края.

       Контрольное списывание с заданием по теме: « Склонений  имён     существительных»       Утро в Ямской степи

1.Прочитай .  Определи тип текста.

2.Объясни написание выделенных слов.

3.Спиши, выполняя работу по образцу.

 Образец:          Необозримое пространство (ед. ч., ср.р., 1 скл., Им. п.), покры тое ковром(ед.ч.,ковёр,м.р., 2скл., Т.п.) всевозможных цветов(мн.ч.,цветок, м.р., 2скл., Р.п.).

    Хороша степь в час её пробуждения. Этот час приходит перед самым рассветом, когда ночь вдруг сделается темнее чернил. Ароматы улеглись, но вот неожиданно проносится ветерок по цветам. Солнце ещё не всходило, но вокруг стало светлее. Вот ударил где–то перепел, ему отозвался второй, третий и заколышутся травы. Они побегут по степи волной, как в море. Степь просыпается. Вот раскрывает свои бутоны высокий козлобородник. Скоро под солнцем начинают гореть тысячи его золотистых цве-тов. Лёгкий ветерок серебрит на солнце седые перья ковыля.

                                   

      Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.

    Село ( В\в)ислое расположено у (Р/р)ечушки (Л/л)иповый (Дд)онец. Река питается (Р/р)одничками. Особенно богат (Р/р)одниками (П/п)опов (Л/л)ог. Старые ракиты в нём напоминают о бывшей (У\у)лице. Раньше принято было возле каждого дома посадить (Р/р)акиту.

        На холмах, изрезанных оврагами, расположилось (С/с)ело (Д/д)митриевка. По холмам растут степной (К\ к)овыль, бессмертник, (О\о)всяница и гори-цвет.

         На землях села(Б/б)утово находятся лесные (У/у)рочища (Т/т)оварино и (Г/г)ринёв лес.

Наибольшую ценность деревни (З\з)авидовки представляют медоносные, кормовые и лекарственные (Т/т)равы.

  1. Прочитай. Найди имена собственные. Сформулируй правило отличия имён собственных от имён нарицательных.
  2. Спиши. Определи, какими членами предложения являются имена собственные.
  3. Выполни самопроверку, оцени свою работу                                                 

                                                      Изложение

                                     Троица в селе Казацком

   На Троицу сходились в село люди со всех окрестных деревень. Привозились качели, хохлушки продавали разноцветные пряники и конфеты.  Селянки были нарядно одеты в сарафаны, корсеты с лентами, вышитые рубашки, на шее – ожерелье, цепочки, бусы из бисера и стекла. Голову покрывали красивыми платками – бухарками. Все эти наряды делались собственноручно. Женщины сами ткали, пряли, шили и вышивали. Будничные «чуни» и «коты» заменяла кожаная обувь – открытые туфли у женщин и сапоги у мужчин.

                      Задание для контроля изученного

    С*ло  (К/к)расный Отрожек – это  *стр*вок среди ш*рок*й  водной глад*   р*ки  (В/в)орсклы.

  1. Подумай, какие буквы надо вставить в слова. Запиши предложение с орфографической  защитой.
  2. Найди имена существительные. Выпиши их в два столбика по группам.
  3. Определи склонение и падеж у нарицательных имён существительных.
  4. Найди существительное с безударным окончанием. Определи, каким членом предложения оно является.
  5. Какое существительное нельзя переносить по слогам? Запиши к нему однокоренные слова.                                                                                  Тема: Изменение имён существительных по числам.

     Попробуйте объяснить, почему некоторые имена существительные по числам не изменяются?  Распределите слова на две группы, объясните свой выбор:  дубравы, лес, овраг, Павел Савин, местность, Прохоровка, ножницы, житель, брюки, Вислое, поле, Хоркина.                                                         Воспитывающее обучение русскому языку - один из главных дидактических принципов. Обогащение знаний обучающихся об истории Белгородской области, привитие любви к малой родине, интерес к родному слову -  цели, которые я ставлю перед собой и ребятами, когда обращаюсь в своей работе к лингвистическому краеведению. Ко всему сказанному можно добавить уникальные слова Игоря Чернухина: «Там, на родине малой, глубоко зарыты наши земные корни, там и корни, истоки большой родины – России. Обруби эти корни, перекрой исток – и не будет России».

                                                        Мы  проходим по вечности с мамой,

                                                        Наша тропка бежит и бежит.

                                                        И я верю: без родины малой

                                                        И большая не сможет прожить.

                                   

                                                         

                                                                           

   

                           

                                                                   

                                                               

                                                                   

                                                               

                   

                                                                         

                                           

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Наглядного материала на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида”

В данной работе рассмотрена методика использования схем на уроках русского языка в коррекционных классах...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка.

Тексты к раеведческого содержания с заданиями по темам уроков русского языка в начальных классах....

Авторская методическая разработка по использованию интерактивного материала на уроках русского языка во 2 классе

Авторская методическая разработка по использованию интерактивного материала на уроках русского языка во 2 классе...

Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»

Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...

Статья "Некоторые методы и приемы использования ономастического материала на уроках русского языка" (из опыта работы учителя)

Одной из важных задач обучения русскому языку является пробуждение интереса, положительной мотивации к изучению русского языка....

Методические рекомендации по использованию краеведческого материала на уроках русского языка.

В реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, особое место занимает курс изучения русского языка. В обязательном минимуме содержания  начального образования образовательная обл...