Урок русского языка по теме "Перенос слов".1 класс."Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

Тема: «Перенос слов».

Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.

Тип урока:  закрепление  знаний

Цель: Формирование предметных умений по теме «Деление слов для переноса», умений самостоятельно  планировать и оценивать свою деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №37 г.ТОМСКА

СЦЕНАРИЙ УРОКА

 

 АВТОР:

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №37г.Томска

Десинова Светлана Евгеньевна

Конспект урока по предмету «Русский язык» в 1 классе. Программа «Школа 2100»

Тема: «Перенос слов».

Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.

Тип урока:  закрепление  знаний

Цель: Формирование предметных умений по теме «Деление слов для переноса», умений самостоятельно  планировать и оценивать свою деятельность.

Задачи:

1.Формирование предметных умений.

                    правописные умения:

делить слова на части для переноса;

учебно-языковые умения:

делить слова на слоги;

правильно списывать слова,  проверять написанное, сравнивать с образцом.

2.Формирование метапредметных умений:

                    Личностные умения

принимать и осваивать социальную роль ученика;

устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

определять общие для всех правила поведения;

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

      Регулятивные умения

готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

отличать верно, выполненные задания от неверного;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Познавательные умения

ориентироваться в учебнике, тетради;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

проводить анализ учебного материала;

делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные умения:

донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе.

Технологическая карта урока (45 минут)

Этапы

цель

Содержание этапа

Обратная связь

Основная форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

результат

1.

Организационный момент

1мин.

Формирование самооценки готовности  к уроку

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

А сейчас проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка  

Слайд№1-2

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Фронтальная работа

Самооценка готовности к уроку.

2.

Психологический настрой

3мин.

Создание

положительного эмоционального фона

На вас,  надеюсь я, друзья,

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас! Слайд №3

В течение урока вы будете сами оценивать свою работу сигнальными карточками:

.- Отлично. Поднимается, если ученик отлично понял материал        этапа урока.  

      Сомневаюсь  в правильности своих рассуждений, допустил ошибку

 не получается, нуждаюсь  в       помощи. Помощь оказывают ученики, которые подняли красную карточку   под руководством учителя.

?

           Хотите задать вопрос учителю, детям. Уточнить   информацию.

В течение урока не забывайте заполнять оценочные карты.(см.Приложение)

Покажите свой настрой на урок.

Улыбаются, садятся на место

Поднимают сигнальные карточки

?

?

Фронтальная работа

Учитель побуждает                                                                            

  учеников к самоанализу деятельности, самооценке, самоконтролю.    

 Организация взаимопомощи.      Создание атмосферы взаимной          заинтересованности в  работе друг друга.  

3.

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

6 мин.

Актуализация и закрепление  знаний детей о способах переноса слов.

Назовите правила, которые нужно выполнять при письме в тетради.

Посмотрите на доску. Какие задания вы дадите для этих написаний? Слайд №5

На доске

де  ти нь на во ро

Задание

Составить и записать слова, подчеркнуть мягкие и твердые согласные.

Проверка

Назови слова, в которых только твердые согласные звуки.

Что можно сказать про другие слова?

Что указывает на мягкость согласных в этих словах?

На какие еще группы  можно разбить слова?

Подчеркните слова, которые совпадают с показами на доске  и вынесите количество подчеркнутых слов на поля.

 С каким словарным словом встретились?

Какую непроверяемую гласную в слове «ворона» нужно запомнить?

Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Можно это слово перенести с одной строки на другую? Почему?

Что общего в других словах?

Запишите эти слова,  разделяя возможными способами переноса. Слайд №6

Подчеркните слова, которые совпадают с образцом на доске  и вынесите количество подчеркнутых слов на поля.

Какие знания вам пригодились  при выполнении заданий?

Оцените свою работу при выполнении заданий с написаниями.

1 уч. Пишу с наклоном.

2уч. Нельзя обводить ручкой букву несколько раз.

3 уч. В конце предложений ставлю точку.

4 уч. Не захожу за границы строки.

5 уч. Нельзя стирать ручку резинкой.

1уч. Можно красиво списать

2уч. Из написаний составить слова и записать.

3уч. Распределить на группы.

4 уч. Подчеркнуть мягкие согласные

Один ученик работает за доской, остальные самостоятельно в тетрадях.

Ворона

В словах «день» и «дети» все согласные  мягкие.

Гласные «е», «и» и буква мягкий знак.

1уч. По количеству букв(4,6)

2уч. Слова, где все согласные мягкие и твердые.

3уч. Слова, которые переносятся и не переносятся.

4уч. Словарные и несловарные слова

Ворона.

Гласную «о»

Это слово «день»

Нет, в слове одна гласная, значит один слог, поэтому на новую строку переносится целым словом.

Другие слова можно переносить на другую строку по слогам.

Проверка

Во-рона, воро-на, де-ти.

Знание словарных слов, правил переноса, знание букв обозначающих мягкость согласных на письме.

Поднимают карточки.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

?

Фронтальная работа

Актуализируются знания, необходимые для понимания  темы.

Формирование умения учиться

Введение в тему урока и постановка учебной проблемы

3 мин.

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности

Послушайте стихотворение А. Шибаева

  Как я перенёс слова. Слайд №7

Мы изучаем перенос,

Вот как я слово перенёс «Едва»

Я перенёс: «Е –Два»

Так получил за это «два».

«Укол»- Я перенёс «У-кол»

 И получил за это «кол».

 «Опять» Я перенёс: «О-пять»

Теперь, наверно, будет «пять».

А вы как думаете, ребята? Почему?

Чтобы не повторять его ошибок, чему нам надо  научиться?

Используя, слова помощники, определи тему урока  Слайд №8

Повторим, Изучим, Узнаем, Проверим

Правильно. Тема урока  «Повторение правил переноса» Слайд №9

Давайте установим последовательность действий на уроке (Деформированный план)

Слайд №10 Слайд №11

Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока и план действий.

Нет, «пять» он не получить, т.к. не знает правила переноса.

Переносить слова.

Повторим правила переноса

Составляют план урока

Поднимают карточки

?

Фронтальная работа Организация сотрудничества учителя и учеников

Создание                      ситуации самостоятельного планирования своей деятельности

5.

Вовлечение в деятельность,  закрепление знаний учащихся

9 мин.

Организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности

Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными  и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

Для выполнения поставленной цели будем работать в группах .Слайд №12

Ваша задача:

1.Внимательно прочитать слова.

2.Найти общий признак в этих словах, помни, может быть «ловушка».

3.Определить, к какому способу переноса относятся эти слова.

4.Договориться и выбрать представителя, который будет защищать мнение группы.

Слайд №13

Какая была цель этого этапа урока?

Удалось ли получить результат?

Кто хочет себя и свою группу  похвалить за выполнение этого задания?

У кого были затруднения?

Откройте учебник на странице 18, и найдите правило, которое помогло вам справиться с заданием. Слайд №14

Оцените, насколько хорошо вы поработали в группах.

Каждая группа получает карточку с набором слов.

( см. приложение)

Проверка

1гр.(Майка, мой, район, змейка)

В нашей группе слов общий признак- все слова с «Й».При переносе «Й» не отделяют от впереди стоящей буквы и оставляют на строке.  «Ловушка» -это слово «мой», 1 слог, поэтому это слово переносить нельзя.(остальные группы аналогично рассуждают)

Повторить все способы переноса

Да.

Читают правило и выбирают отрывок  на способ переноса для слов своей группы

Поднимают карточки

Уточнение моментов, вызвавших затруднения

?

Групповая работаСамоопределеник деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).

Ученики осознают ценность совместной деятельности. Повышается мотивация учебной деятельност

Индивидуальная работа. Осмысление и проработка                 прочитанного  материала.

6.

Физминутка.3 мин.

Восстановление физически 

Музыкальный видеоролик

Слайд №15

Дети повторяют  предлагаемые движения.

Повышение активности,

 интереса

7.

Применение  полученных знаний

4мин.

Развитие внимания.

Зачем же нужно уметь переносить слова с одной строки на другую?

Как нужно действовать, чтобы правильно перенести слово с одной строки на другую.?(алгоритм) Слайд №16

Игра «Помоги шмелю»

Над цветами шмель летал.

В словах слоги он считал.

Шмель то в школу не ходил

И немножко начудил.

Он надеется на вас:

Друг мой первоклашка.

Ты теперь всезнашка!

Мой перенос прочитай-ка

Где ошибки?  Вот вопрос!

Ты исправь мой перенос. Слайд №16по щелчку

Поднимите руку, кто может смело сказать: «Я могу научить шмеля переносить слова»

Кто еще сомневается, что может научить?

Кто не может? У кого есть вопросы?

А какое доброе дело мы сделали при выполнении этого этапа урока?

Умея переносить, мы экономим место на строке, экономим лист в тетради, а значит,  экономим бумагу и относимся бережно к лесу.

1уч.  Найти гласные.

2 уч. Определить количество слогов

3 уч.  Вспомнить необходимое правило.

Дети читают слова с доски, если есть ошибка – хлопок.

Поднимают карточки

Помогли шмелю, закрепили правила переноса.

Уточнение моментов, вызвавших затруднения

?

Фронтальная работа

Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

8.

Самостоятельная работа. Диагностика  знаний.

4мин.

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

К нам в гости пришел Незнайка, который часто бывал на наших уроках. А так как сегодня у нас обобщающий урок, он тоже выполнил задание  и готов вам показать свои знания. Слайд №17

На столах у вас лежат листочки с его работой. Вы в роли учителя, если слово разделено на слоги верно  «+», неверно  «- «

Что нужно вспомнить, чтобы найти ошибки Незнайки?

Как вы думаете, как справитесь с заданием?

Что нужно сделать после написаний?

Давайте проверим.

Слайд №18

А кто увидел еще ошибку у Незнайки?

К какой группе правил относится эта ошибка?

Проверка

Подведем итог данной работы (меняются работами с соседом):

Подчеркните слова, в которых ваш сосед правильно нашел ошибки у Незнайки, вынесите количество подчеркнутых слов на поля.

Поднимите руки, кто допустил 1-2 ошибки.

Кто ошибся 3 раза?

Кто не сделал ошибок?

Молодцы, все старались.

Оцените, насколько хорошо выполнили тест.

Правила переноса.

Поднимают карточки

Дети выполняют мини-тест(см. приложение)

Проверить.

1уч. Слова «о-льха», «кар-п» Незнайка перенес неправильно, т.к. одну  букву на строке не оставляют,

переносят.(остальные аналогично)

Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной.

Правописание имен собственных.

Сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика, указывает на недочеты

Поднимают карточки.

?

Уточнение моментов, вызвавших затруднения

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом.

?

Индивидуальная работа

Самооценка-

прогностический характер

Активизация мыслительной                    деятельности.                      

Побуждение  к самопроверке понимания изученного материала

Проверка в парах

9.

Выполнение разноуровневых заданий

8мин.

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

На следующем этапе урока мы с вами будем выполнять разноуровневые задания. Слайд №19

Рассмотрите карточки. Вы можете сделать выбор и выполнить любое задание по сложности, с каким вы считаете, справитесь.

Как думаете, как справитесь с заданием?

Проверка Слайд №20,21,22

  Подчеркните слова, которые совпадают с показами на доске  и вынесите количество подчеркнутых слов на поля.

Оцените, насколько хорошо выполнили задание.

(См. приложение)

Каждый ученик выбирает себе задание.

Поднимают карточки

Проверяет его по  образцу  на доске.

Поднимают карточки

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом.

?

                     

Индивидуальная работа

Создание ситуации выбора и самопознания

Самооценка-

прогностический характер

10.

Рефлексия учебной деятельности

 

4 мин.

Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений

Ребята, что мы называем предложением?

На доске: Слайд №23

знают переноса хорошо правила ребята

Можем назвать эти слова предложением?  Почему.

Переставьте слова так, чтобы получилось предложение. Слайд №24

Кто может сказать, что хорошо умеет переносить слова и отлично усвоил правила переноса? Слайд №25

А кто еще допускает ошибки?

Какая была  тема урока?

Что мы планировали сделать?

Выполнили план урока?

За что себя можешь похвалить?

Над чем еще надо поработать?

Какие задания тебе понравились?

Какие задания оказались трудными?

С каким настроением уходите с урока?

  Оцените  правильность и активность на уроке на «волшебных линеечках»?

Слайд №26

Слова, связанные по смыслу.

Нет, слова не связаны.

Дети переставляют слова.

Ребята хорошо знают правила переноса.

.

Повторение правил переноса

Повторим правила переноса, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме.

Поднимают карточки

?

Фронтальная работа

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка тема «Перенос слов» 1 класс Составила учитель начальных классов МАОУ СОШ №37 г.Томска Десинова С.Е.

Слайд 3

-отлично - сомневаюсь -нужна помощь -хочу задать вопрос. ?

Слайд 4

де ти нь на во ро

Слайд 5

Ворона, дети, день.

Слайд 6

В о-ро на , в оро -на , де-ти .

Слайд 7

Е - ДВА У- КОЛ О-ПЯТЬ Как я перенёс слова.

Слайд 8

Повторим … Изучим … Узнаем… Проверим…

Слайд 9

Повторение правил переноса

Слайд 10

СОСТАВЬ ПЛАН УРОКА ? Подводим итог урока Применяем знания Вспоминаем правила Выбираем задания Тренируемся

Слайд 11

ПЛАН УРОКА 1. ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА 2.ТРЕНИРУЕМСЯ 3.ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ 4.ВЫБИРАЕМ ЗАДАНИЯ 5.ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА

Слайд 12

ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА Инструкция выполнения работы . 1.Внимательно прочитай слова. 2.Найди общий признак в этих словах, помни, может быть «ловушка». 3.Определи, к какому способу переноса относятся эти слова.

Слайд 13

Майка мой район змейка 4. Отъезд объем подъезд въезд 2 Язык ягоды авария овощи 5.Ребята дети свекла слог 3 . Класс масса суббота сумма 6.Бульон польза пеньки вьюн

Слайд 14

Правила переноса

Слайд 16

ТРЕНИРУЕМСЯ КО-ЗА КО-НЬ ЛЕ-ЙКА ЗАЙ-КА У- ШИ ШЕЯ ЛО-Б ГЛА-ЗА УТ-КИ

Слайд 17

ПРИМЕНЯМ ЗНАНИЯ Верно (+) или неверно (-) разделены слова для переноса Бель-чонок Звер-ьки Лужа-йка Зе-леный О-льха То-поль Кар-п Класс-но Уро-жай

Слайд 18

Проверяем Бель-чонок + Звер-ьки - Лужа-йка - Зе-леный + О-льха - То-поль + Кар-п - Класс-но - Уро-жай +

Слайд 19

ВЫБИРАЕМ ЗАДАНИЕ 1.Списать, разделив слова для переноса, применяя правило . Майка, ветер, кино, собака, подъезд, пальто, коридор, масса. 2. Выписать слова , которые можно переносить, разделив для переноса. Чайка, Зоя, рябина, съезд, имя, имена, деревья, котик, час, Анна, объехал. 3. Списать слова в два столбика: в первый –двусложные, во второй- трехсложный, разделив для переноса. Дорога, ягода, ветер, кино, карандаш, пенал, каток, осина, группа.

Слайд 20

ПРОВЕРЯЕМ ЗАДАНИЕ 1.Списать, разделив слова для переноса, применяя правило . Май-ка, ве-тер , ки-но , со-бака , соба-ка , подъ-езд , паль-то, ко-ридор , кори-дор , масса.

Слайд 21

ПРОВЕРЯЕМ ЗАДАНИЕ 2. Выписать слова , которые можно переносить, разделив для переноса. Чай-ка, ря-бина , ряби-на , име-на , де-ревья , ко-тик , Ан-на , объ-ехал .

Слайд 22

ПРОВЕРЯЕМ ЗАДАНИЕ 3. Списать слова в два столбика: в первый – трех сложные, во второй- дву хсложные, разделив для переноса. До-ро-га ки-но я го-да ве-тер ка-ран-даш пе-нал оси-на ка-ток

Слайд 23

ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА Знают, переноса, хорошо, правила, ребята

Слайд 24

ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА Ребята хорошо знают правила переноса.

Слайд 25

ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА



Предварительный просмотр:

Лист самооценки деятельности учащегося  (для учащихся)

-   отлично понял материал   данного  этапа урока и  выполнил задание без ошибок.  

-  сомневаюсь в правильности своих рассуждений, допустил ошибку.

                                             -не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков и                        

        ошибок

Оценить себя по критериям с помощью специального значка «х» (крестика)

П       Я правильно отвечал на вопросы, не допускал ошибок при выполнении заданий

  А      Я  активно  работал в группе, на уроке. Мне было интересно.  

                   П                                                         А



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Верно (+)  или  неверно (-) разделены слова для переноса

Бель-чонок

Звер-ьки

Лужа-йка

Зе-леный

О-льха

То-поль

Кар-п

Класс-но

Уро-жай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок русского языка в условиях внедрения ФГОС (ОС "Школа 2100")

Выступление на школьном педагогическом совете о современном уроке в условиях внедрения ФГОС (на примере уроков русского языка)...

Урок русского языка "Приставки и предлоги". Образовательная система "Школа 2100"

Урок предназначен для того, чтобы оганизовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие знаний  о приставке и предлоге. Через проблемную ситуацию дети ставят перед собой цель и т...

Контрольный тест по русскому языку за 1 полугодие. 3 класс (Школа 2100).

Контрольный тест по русскому языку за 1 полугодие.3 класс по программе: "Школа 2100"....

Карточки с проверочными работами по математике и русскому языку за 4 четверть 3 класс, Школа-2100

Карточки с проверочными работами по математике и русскому языку  за 4 четверть 3 класс, Школа-2100. Стандарты второго поколения....

Тест по русскому языку "Спряжение глаголов" для 4 класса (Школа 2100)

Тест по русскому языку по теме "Спряжение глаголов" предназначен для 4 класса программа Школа 2100...

Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению 2 класс Школа 2100

С началом учебного года у учителя много забот и хлопот. Одна из них - сотавление рабочей программы на учебный год....

План-конспект урока русского языка "Правила переноса слов" 1 класс УМК "Школа России"

Материал  позволяет формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенк...