Урок по теме "Родственные слова" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Не стандартные формы проведения урока по теме "Родственные слова" урок-презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Жило-было слово ХОД В слове выХОД, в слове вХОД, В слове ХОДики стучало И в поХОДе вдаль шагало.

Слайд 4

Существительные: стройка, строитель, строительство, строение. Прилагательные: строительный, строительский. Глаголы: строить, строиться.

Слайд 5

Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются РОДСТВЕННЫМИ. Мор е- мор як; слов о- слов арь. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Поэтому родственные слова иначе называются ОДНОКОРЕННЫМИ.

Слайд 6

Как растут слова Как-то много лет назад Посадили странный сад . Не был сад фруктовым- Был он только словом. Это слово- слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Вот из сад а Вам рас сад а . Вот еще по сад ки рядом. А вот сад овод. С ним сад овник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном.

Слайд 7

На лесной полянке Летом, спозаранку Собрался лесной народ — Все водили хоровод. Перепуталась родня, Не поймут, где, чья семья. Долго вёлся разговор. Разгорелся даже спор! Тут сова на ветку села, Всем молчать она велела И сказала: «Я, друзья, Расскажу, где, чья семья.

Слайд 8

Ёж, ежонок и ежиха,

Слайд 9

Слон, слонёнок и слониха,

Слайд 10

Лось, лосёнок и лосиха,

Слайд 11

Лис, лисёнок и лисица,

Слайд 12

Тигр, тигрёнок и тигрица,

Слайд 13

Гусь, гусёнок, гусеница».

Слайд 14

Молодец, сова, умна, Но ошиблась и она. Догадайтесь же, ребятки, Чья не встретилась семья?

Слайд 15

Ёж, ежонок и ежиха, Слон, слонёнок и слониха, Лось, лосёнок и лосиха, Лис, лисёнок и лисица, Тигр, тигрёнок и тигрица, Гусь, гусёнок, гусеница». Молодец, сова, умна, Но ошиблась и она. Догадайтесь же, ребятки, Чья не встретилась семья?



Предварительный просмотр:

1.Оргмомент.

2.Чистописание.

3.Слайд 1. Тема: «Родственные слова».

4.Учитель рассказывает сказку «Деревья из слов».

- Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Деревья из слов».

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака — из множества водяных капелек, лес –

из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из

 своего - «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою

часть смысла – «смыслиночку». Самая  главная из них корень.

— Как? — спросите вы. — Разве у слова может быть корень? Это же не растение!

— А вот послушайте.

 Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что

 с ним делать?» А слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое

 дерево». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти.                      

  Сначала один росток пустило, потом второй, третий... Много ростков появилось от

  слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево вы –

  росло!

                 

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали, от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

Потом на глаза попался им еще один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уж очень юркий. И попросил он людей тоже посадить его в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но все-таки решили его посадить, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, но все они были чем-то похожи на своего прародителя.

- Нарисуйте, ребята, это дерево и постарайтесь подобрать к нему как можно больше побегов.

 Жило-было слово ХОД 

 В слове выХОД, в слове вХОД,

 В слове ХОДики стучало,

 И в поХОДе вдаль шагало.

                                    (Е. Измайлов)

- Проверяем, у кого какое дерево получилось.

5.Слайд 3, появляется после проверки.

6.Игра «Большая родня».

Жил-был корень — обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строительство, строение, — и прилагательные: строительный, строительский, — и глаголы: строить, строиться.

Видятся родные и близкие не часто, письма писать разлюбили, вот и решил наш старец собрать воедино большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья-глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя долго ждать и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы-, у кого до-, есть и за-, и на, и от, и  по, и под, и при-. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: молодцы родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали! И всё больше из них глаголы — деловые, энергичные. И сегодня работают и в прошедшем потрудились на славу, и о будущем не забывают.

И существительные от них не отстают — спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами не бедны.

Задание. Попробуйте записать в своих тетрадках как можно больше слов-родственников этой большой семьи.

                   

Слайд 4.

7.Делаем вывод.

8.Слайд 5  - правило.

9.Работа с учебником.

Упражнение 291, страница 43.

10.Физкультминутка.

11.Игра «Мы - однокоренные слова». (Тест).

12.Слайд 6. Весёлые стихи «Как растут слова».                    

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово — слово- корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло —

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

                           (Е.Измайлов.)

- Выписать однокоренные слова.

 13. Слайды 7-13.

На лесной полянке

Летом, спозаранку

Собрался лесной народ

Все водили хоровод.

Перепуталась родня,

Не поймут, где чья семья.

Долго вёлся разговор,

Разгорелся даже спор!

Тут сова на ветку села,

Всем молчать она велела.

И сказала: « Я, друзья,

Расскажу, где, чья семья.

Ёж, ежонок и ежиха,          

Слон, слонёнок и слониха,

Лось, лосёнок и лосиха, 

Лис, лисёнок и лисица,

Тигр, тигрёнок и тигрица,

Гусь, гусёнок, гусеница ».

Молодец, сова умна,

Но ошиблась и она.

Догадайтесь же, ребятки,

Чья не встретилась семья?

14.Словарный диктант с секретом. (Работает ученик у доски).  

Комната, корова, молоко, ягода, помидор, концерт, язык.

- Обведите карандашом буквы, на которую указывает цифра.

3,2,3,3,5,4,3.

-А почему нас так можно назвать?

15. Итог урока.

- Какие слова называются родственными?

16. Домашнее задание: упражнение 293.

 

Открытый урок по русскому языку

во 2 классе.

Тема: « Однокоренные слова».

Учитель:

Пятых Марина Николаевна.

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков

Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1.    Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....