Сочинение по картине
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Фурштатова Надежда Евгеньевна

Урок по русскому языку

Сочинение по картине И.Левитана "Март"

 

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Изгарская основная общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района

Открытый урок по русскому языку 

Сочинение по картине И.Левитана "Март"

3 класс

Провела Фурштатова Н.Е.,

учитель первой квалификационной категории

2007 год

Цели урока:

Познакомить с жизнью и творчеством И.И. Левитана;  формировать умения строить текст в определенной композиционной форме; привлечь внимание детей к красоте весенней природы;  развивать способность внимательного отношения к изучению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
Оборудование урока: 

Репродукция картины И.И. Левитана “Март“.

Выставка иллюстраций времени года – весна.

Выставка рисунков детей.

Выставка книг (пословицы, загадки, поговорки, о весне).

Подготовительный материал для словарной работы (см. далее).

Стихотворения поэтов о весне.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока и основной цели:

Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа (по картине И.И. Левитана “Март”).

Что значит написать сочинение-описание по картине?

Через проблемно-диалоговый метод подвести учащихся к следующим ответам:

Определение ее предметного содержания, подтекста, основного замысла (идеи), средств художественной выразительности.

Передать свое отношение к пейзажу на картине, свои чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает.

II. Слово учителя об авторе картины

Левитан Исаак Ильич (1860-1890г.г.)

Левитан написал картину “Март” в 1895 году.

Известно, что картина написана с натуры под Москвой. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности в игре всех цветов и красок.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Картины Левитана можно назвать патриотическими. Чувство Родины рождается, как будто бы из незначительных вещей, хотя бы таких, как стоящие сани, запряженные лошадью. Все это крупицы, из которых создается великолепное целое, что зовется Родиной. О каждой из картин можно написать исследование и поэму. Они обладают свежестью, необыкновенной силой передачи мгновенного, мимолетного чувства прекрасного. Художник не только видит природу, он ее понимает и осмысливает. Пейзажи Левитана именуются “пейзажами настроения“. Они передают чувства, мысли и душевное состояние автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведения.

Слово учителя

И.И. Левитан умел находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувства любви и восторга. Он передал красками – пробуждение природы, наступление весны.

III. Рассматривание картины Левитана “Март“

Каково общее впечатление от картины, грустное или радостное?

IV. Работа со словарем настроений

Какие чувства, желания рождает пейзаж?

Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение.

радость

         

восторг

         

волнение

удивление

 

восхищение

 

беспокойство

испуг

 

грусть

 

интерес

Каким одним словом можно выразить настроение создаваемое картиной?

Праздник

V. Анализ картины

Каков, по-вашему замысел картины? 

Художник показал пробуждение природы, весеннее обновление земли. Все словно замерло вокруг, согретое ласковы солнцем.

Какой день изобразил художник?

День теплый и солнечный.

Как вы догадались, что день солнечный. Ведь самого солнышка здесь нет?

На это указывают желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стенах дома, тени от деревьев,небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце.

По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

Яркое солнце; высокое голубое небо; капель с крыши дома; проталинка у дома; снег побурел, подтаял; ветки берез тянуться к небу; к нежным лучам солнышка.

Что вы можете сказать про цвет неба?

Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и прозрачный, что кажется, будто от него идет какое-то радостное сияние.

Какие краски использовал художник, чтобы показать свое отношение к весне?

Дети обращают внимание на все оттенки снега, голубые тени, дорогу в коричневых, фиолетовых тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца.

Какие тона преобладают – теплые или холодные?

Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льют теплые желтые тона.

VI. Учитель подводит детей к обобщению

При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам.

Что вы можете сказать про ком снега на крыльце?

Ком снега подтаял и скоро с шумом упадет с крыши на землю.

Обратите внимание на лошадь у крыльца.

Лошадь пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравиться этот теплый весенний день. Она ждет тепла, свежей травки.

Рассказ учителя по содержанию картины.

Картина И. Левитана «Март» - один из самых поэтичных пейзажей в русском искусстве. Художнику удалось передать самые первые мгновения весны, самые первые ее шаги. Дыхание весны ощущается во всем: в ноздреватом снеге, в проталине у дома, в капели, в прозрачном воздухе и в голубом, по-весеннему высоком небе.

Когда смотришь на картину, возникает ощущение, что зима отступает, не в силах сопротивляться весне.

На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особенно тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит еще не тронутой. Небо – высокое, нежно-голубое, чистое. Свет солнца теплый, желтый. Под действием солнечных лучей снег на крыше начал подтаивать и вот–вот, шурша, сползет с нее.

Удивительная тишина вокруг. Но присутствие человека незримо ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь. Она пригрелась на солнышке и задремала. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.

Предлагаются задания на развитие творческого воображения

Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, постоять под сосной и полюбоваться красотой, погреться на крылечке под лучами солнца.

Чтобы бы вы могли там услышать?

Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст наста под ногами.

Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?

 Сравнения: шапка снега; снег белый, как мел; ветви деревьев, как кружева на фоне неба.

Красочные определения: чарующий, изумительный, превосходный, прекрасная картина, прозрачный воздух.

Слова в переносном значении: береза радуется, царство зимы; лошадь призадумалась, снег играет.

Олицетворение: солнце льет свое тепло, грустит зима.

Какая часть речи поможет Вам точно и ярко описать признаки предметов, изображенных на картине? (Имя прилагательное).

Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.

снег

         

лес

березы

 

лошадь

небо

 

солнце

Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.

Словарная работа

Снег

Плотный, серый, грязный, ноздреватый, рыхлый.

Лес

Зеленый, темный, манящий.

Березы

Хрупкие, стройный, тоненькие, изящные.

Лошадь

Рыжая, дремлющая, усталая.

Небо

Голубое, прозрачное, ясное, чистое, высокое.

Солнце

Яркое, сияющее, ликующее.

Составление плана сочинения

О чем напишем в начале сочинения?

На картине изображена ранняя весна, природа в марте

Как художник показывает приближение весны?

Описание картины

Какую роль играет цвет в картине?

Какое впечатление производит картина?

Примерный план

Вступление. Название картины, автор. Первый месяц весны.

Цвет и настроение картины.

Небо, солнце, воздух.

Снег, деревья.

Мое отношение к картине.

Устное рассказывание по плану

Речевая подготовка

Задание 1

Найти неточно употребляемое слово и замени его.

Снег отсвечивает нежными красками (оттенками) розоватого, голубоватого, зеленого.
Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение (настроение).
Художник показывает (передает) нам радость.

Задание 2

Подбери синонимы к словам.

Художник – мастер кисти, живописец, пейзажист, автор.
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искриться, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.

Задание 3

Определите, в чем ошибка и исправить ее.

Солнечный свет отражается на снег (на снегу).
Полотно показывает прелести (прелесть) этой поры.
И на радость всех (всем) набухают почки.
Чистое весеннее небо радуют глаза (глаз).

Орфографическая подготовка

Обратить внимание детей на написание слов, обозначающих местоположение, цвет.

Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, коричневый, фиолетовый.

Самостоятельная работа над сочинением

Написание сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки учителем, - на чистовике.

Работа над редактированием текста

Основные этапы:

Оценка учителем результатов работы класса в целом.

Зачитывание отдельных удачных и неудачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.

Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своем сочинении (или сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным»)

Работа над ошибками (групповая и индивидуальная)

Подведение итогов урока

Использованная литература:

Я иду на урок. Развитие речи. Книга для учителя.

И. Левитан. Сборник репродукций картин И. Левитана с комментариями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; ...

Сочинение по картине

Презентация к уроку русского языка сочинение - описание по картине...

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница"

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница" в 4 классе. Конспект урока и презентация....

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение ...

Презентация к уроку сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Презентация помогает ярче и образнее представить материал к уроку....