Разработка урока по теме: «Заглавная буква «К». Письмо заглавной буквы «К». ОС «Школа 2100», 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конопкина Светлана Алексеевна

Согласно требованиям ФГОС, урок ориентирован на новые образовательные результаты. Учащиеся получают возможность для формирования положительного мотивированного отношения к процессу обучения, адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; приобретают знания о нормах этики и практический социальный опыт культуры поведения.

Освещение материала на уроке велось в соответствие с возрастными возможностями детей, по принципу мини – макс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_bukvy_n_k.doc400.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Конопкина Светлана Алексеевна МОУ «СОШ № 13» округа Муром Владимирской области

                                ОС «Школа 2100». 1 класс

        

Тема урока: Заглавная буква «К». Письмо заглавной буквы «К».

                                               Оборудование.

Презентация; иллюстрации корабликов с звуковыми значками; для выполнения групповых заданий: листы формата А – 3 с иллюстраций кактусов; с записью предложения; набор карточек с буквами (письменные и печатные заглавные, строчные).

Для учащихся: ручки с цветными пастами, синего, зеленого, красного цветов; прописи № 3; чистые листы формата А – 4 для выполнения творческого задания.

На доске:

                                                        Цели урока.

Образовательная.  

Формирование речевых и графических умений обучающихся:

- формирование умения писать заглавную букву «К», слоги и слова с новой буквой;

- формирование умения списывать слова с печатного образца, используя правильные соединения букв;

- обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающая.

Развитие аналитико – синтетических умений.

Развитие начальных коммуникативных умений на основе учебного взаимодействия обучающихся.  

Воспитательная.

Воспитание культуры учебного труда, взаимодействия и поведения.

Формирование УУД:

Регулятивные – определять, формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать и принимать учебную задачу; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с учебным материалом (прогнозирование); учиться планировать свои действия (составлять план) и  работать по предложенному учителем плану в соответствии с поставленной задачей; использовать схематическую запись плана действий для рефлексии учебного труда; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Познавательные – формирование умения осуществлять сравнение, анализ объектов с выделением существенных признаков; строить высказывание в форме связи простых суждений об объекте; использовать знаково – символические средства, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебной задачи; делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения); формулировать свое мнение, аргументировать свою позицию, слушать и понимать речь других и использовать для регуляции своих действий; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе.

Ход урока.

Орг. момент.

«Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.»

- Урок – Обучение грамоте.

II. Мотивация к уроку.

- Ребята, вы знаете, что в названии нашего урока есть (звучит) слово «грамота».

- Но, я уверена, что вы встречались  с этим словом и раньше. Что еще называют этим словом? Что это – грамота? (награда, …буквы, …)

- Да. В прошлом грамотой называли список букв.

-  В сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане …» гонец едет к царю с известием от царицы о рождении сына. «Едет с грамотой гонец …». Гонец – это человек, как у нас почтальон. Что же привез в сумке гонец? (письмо)

Слайд (иллюстрации:грамота, письмо, алфавит)        

- Смотрите, слово одно, а значений несколько! И все предметы объединяет одно общее: и письмо и грамоту для награждения нужно уметь написать, а для этого  ….? Что нужно знать?

- Буквы!

- Есть предположения о теме урока, чему будем учиться?

2. Актуализация знаний. И постановка проблемы.

1) Игра.

- Вы уже знаете многие буквы. А на сколько хорошо, покажет игра.

…………………..

А) - Вот эти кораблики ждут отправления. У каждого на борту свой знак (звуковичок).

- Вы – станете пассажирами на кораблях. Определить какой кораблик ваш, помогут билеты. Они у вас на столах.

- Сейчас под музыку вы отправитесь на корабли, согласно вашим билетам, помня о правилах культурного поведения.

………………

И  У  И  У  ы ы   а а                               Г  П  Т  Р  С             л  М  п  р т

 О  О                                                         Г П   Т  Р С  К      л  М  п  р т

………………

Музыка: дети разбиваются на группы (1 группа с гласными буквами на карточках; 2 группа – с согласными буквами на карточках). 

Проверка:

- Проверим, правильно ли вы определили свой корабль.

- 1 группа, как угадали? По какому признаку? Какие буквы в билете? (согласные)

- 2 группа, какие буквы на билетах? (гласные)

- Покажите.

Б) – А теперь сравните буквы в группах, чем отличаются? (по какому признаку? – Заглавные и строчные, печатные и письменные)

- А теперь вы должны расселиться по каютам парами. Как можно объединиться в пары, какие буквы можно соединить в пары? (заглавную печатную и заглавную письменную; строчную письменную и печатную маленькую)

(на билетах печатные буквы и письменные)

- Найдите друг друга, печатная – письменную, заглавные с заглавными – маленькие с маленькими. Беретесь вверху за руки и вставайте в ручеек (выходите вперед).

- А гостей попросим быть контролерами. Если пара объединилась правильно, пропускаете, сигналя зеленым кружком. Пара проходит в каюту, на свои места.

В) Проблемная ситуация.

- А кто без пары? Какая у тебя буква на билете, покажи. Она печатная или письменная? Маленькая или заглавная?

- Ребята, а почему …. пассажир оказался без пары?      

- А мы знакомы с письменным вариантом заглавной буквы «К»? Нет.

3. Формулировка темы урока.

- Как помочь пассажиру? Чему будем учиться на уроке? (учиться писать заглавную «К».) А для чего нужна заглавная буква «К»? Какие слова пишутся с заглавной буквы?

4. Составление плана работы на уроке.

- Теперь составим план действий, порядок работы на корабле в виде модели.

- 1 пункт – учимся писать заглавную букву «К». (модель ручки крепится)

- 2 пункт – дальнейшие действия? Буква дружит с гласными? Можно слог написать? Чему будем дальше учиться?

- Писать слоги, учиться правильно соединять буквы в слогах (моделируем слог)

              (Как схемой показать слоги?)

- 3 пункт (схема слова – черточка): чему будем учиться?

- Писать слова с заглавной буквой «К».

- Откройте билеты, выберите модель «человечка», какой звук обозначает буква? Раскрасьте шляпку нужным цветом.

 (1 ученик работает у доски,

 выбирает модель «звуковичка», крепит на доске)  

- 1 пункт 


- 2 пункт


- 3 пункт



         ---


 Физ – кА        Отправляемся в плавание.

                           Вот кораблик на волнах

                           (очерчиваем руками контур корпуса корабля)       

                           На раздутых парусах.

                           (волнообразные движения руками по вертикали)              

                           Его солнышко встречает.

                           Он плывет, его качает.

                               

- Думаю, что вы были внимательны к ответам своих одноклассников. Работу кого из ребят вы бы оценили?  (кто был активным, часто и правильно отвечал)

5. Работа по плану. Пропись с. 13.

- Кто – то из вас знаком с начертанием письменной заглавной буквы «К»? С ее графическим образом?

- Откройте заднюю обложку прописи. Найдите в алфавите заглавную букву «К» и подчеркните ее простым карандашом.

Слайд: К  К

а) - Сравните печатный образ заглавной буквы «К» и письменный. Есть что – то общее? Сразу букву написать сможете?

 - Попробуем выделить ее элементы. Из каких элементов построена буква?

б) Работа в прописи.

- Откройте прописи на странице 13.

В рамке – экране  найдите первый элемент буквы, точку начала,  работаем ручкой с синей пастой, «пробегите» по стрелкам. 

 

Учитель показывает образец письма на доске.

«Пишем в воздухе».

Работа в прописи:

- 1 – я строка: работаем под счет (3 элемента). Дальше самостоятельно.

Запись в рамке – экране:

- Второй элемент: работать будем ручкой с зеленой пастой, «шагаем» по стрелкам.

- 1 – я строка: обводим по контуру второй элемент.

в) Образец начертания буквы полностью: Слайд - анимация буквы с шариковой ручкой.

г)

Образец написания заглавной письменной буквы «К» на доске; прописывание буквы в воздухе.

Самостоятельная работа: письмо по контуру буквы.

2 – я строка:

Учитель называет слова, дети обводят букву по контуру.

            (когти,  Кристина, кактусы, Катя, Кирилл)

- Какой пункт плана выполнили? (1 – ый)

- Какие слова я называла? (имена) Есть у нас в классе ребята с такими  именами? Сможешь написать теперь свое имя?

- А 2 пункт плана о чем? (учиться писать слоги)

Физ – кА  для глаз.

д) Пропись с. 14 – вверху: письмо слогов.

- Найдите вверху строчку со слогами.

Слайд: фрагмент прописи (с. 14).  

- Обозначь точками красного цвета гласные буквы.

                                                                 (1 ученик работает у доски – с/ оценка)

Прочитайте самостоятельно слоги.

- Теперь зеленым цветом, точками  покажите – мягкие согласные.

- Красным – точки соединения букв.

                                                                   (1 ученик у доски; с/оценка работы)

- Запись под диктовку: обводим по контуру тот слог, который называю; и самостоятельно еще раз на этой же строке. (Ко Ка Ки Ку)

Самооценка.

- Оцени свою самостоятельную работу.

(дети рисуют кружок определенного цвета?)

- какие слоги получились наиболее удачными, обведи карандашом в кружок.

- Какой пункт плана выполнили? (2 – ой)

***

Учитель на доске пишет неудачные варианты слогов. Обсуждение.

Карточки для обсуждения ошибок в парах, группах. ???

***

6. Первичное закрепление нового знания (умения).

Пропись с. 15

- Под рисунками в столбиках есть слова. Что общего? С какой буквы начинается каждое слово?

- Не читая, можете догадаться, что это за слова? (имена)

- Что подсказало? (рисунки)

- На кораблях кроме вас есть и другие пассажиры. Давайте с ними познакомимся.

-Найди и прочти слова с заглавной «К». Чем похожи? Чьи имена? (девочек)

- Как зовут девочек?

- Чем отличаются слова? Сколько слогов (гласных) в слове Клара? Кристина?

- Кто сможет, самостоятельно запишите любое из этих имен на линейке под портретом, а портрет выберите на свое усмотрение.

- Кто затрудняется, работаем вместе со мной. (Проговаривание по слогам имени Клара, запись по слогам)

С/проверка: сравни свою запись слова и образец на доске.

- Какой пункт плана выполнили? (3 – ой)

- Все пункты плана выполнили?

7. Применение нового знания в творческой деятельности, в новых условиях.

- Назовите слова, которые начинаются с буквы «к». А если бы стали записывать их, то с какой буквы, маленькой или заглавной?

1) Задания на выбор.

- А теперь задание: вспомните, какие слова на букву «к» пишутся с заглавной буквы, а предмет нарисуйте на листочке. Задание выполните в паре.

2) Групповые задания.

- А у доски  поработать есть желающие? (желающие детей делятся на 2 группы)

Задание: выбери нужную букву (заглавную письменную или письменную строчную) для названия картинки (и текста).   (К…актусы.)

Задание: подбери правильно букву для слов в предложении.

                                                                       (У   ..?.оли     .?.. актусы.)

Проверка

Задание 1 – ой группы:

- С какой буквы записали слово, почему? Ведь, кактусы – это не имя.

                                         (Название картины пишется с заглавной буквы.)

Задание  2 – ой группы:

- Объясните свой выбор букв в предложении.(У К…оли к…актусы.)

7. Подведение итога урока.

Телефон мобильный мой

Я ношу его с собой.

Вот на кнопочки нажму,

Быстро маме позвоню.

- О чем расскажете маме?

- Чему учились? Что получалось хорошо? Какое задание было трудным? Какую задачу поставите себе?

- Дневник (ежедневник), оцените свою работу на уроке?

- А что запомнилось особенно?

Приложение: задания для групп

Задание № 1

К  ?  к      

             

             

        .…а к т у с ы .

У  ости   растут актусы .  

К

к

 ?  ………………………………у р с к  ? ……………а п у с т а

                               

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавная буква «К». Письмо заглавной буквы

Формирование речевых и графических умений обучающихся: формирование умения писать заглавную букву «К», слоги и слова с новой буквой;формирование умения списывать слова с печатного образца, исполь...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Конспект урока на тему: «Обозначение мягкости на письме гласными и ь». (УМК "Школа России" 1 класс)

Обобщение знания об обозначении на письме мягкости согласных букв гласными буквами и мягким знаком....

Конспект урока математики. Тема: "Стоимость единицы товара или цена" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о функциональной зависимости между ценой и стоимостью и количеством; формирование умений решать задачи на нахождение цены предмета; отработка вычислитель...

Конспект урока по русскому языку 1 класс. Тема: Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б». Программа: перспектива.

Цели:Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими буквами....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения определять гласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.Задачи урока:Дидактические:1) дать представление о том, как ...

Письмо строчной буквы ч", "Письмо сточной буквы Б"

Русский язык "Письмо строчной буквы ч", "Письмо сточной буквы Б"...