Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_yaz.doc528 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  СОШ  № 2000

                    Урок по русскому языку.

Тема: « Закрепление изученного.  Глагол. Неопределённая  и  личная   форма  глагола.

Написание –ться и –тся в глаголах.»

                           

                                     

                                                                 

Конспект  урока в  4 классе «Б»

Учитель: Фомина А.В.

2012-2013 год

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-восстановить  и  закрепить знания  учащихся об общем понятии глагола, как части речи;

-восстановить и закрепить  знания учащихся о неопределённой форме глагола,

правописании сочетаний  –тся  и –ться  в возвратных глаголах,

-закреплять умения определять число, лицо, время личных глаголов,

-расширять словарный  запас  учащихся,

-продолжить формирование устной связной речи,

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-развивать умения различать личные глаголы от глаголов неопределённой формы,

-развивать орфографическую зоркость,

-фонематический слух,

-память, внимание, логику, мышление,

-развивать познавательную деятельность,

-способствовать развитию творческой активности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-воспитывать умение  слушать учителя и товарищей, воспитывать культуру  поведения , умение работать самостоятельно и коллективно,

-формировать у учащихся чувства ответственности и взаимопомощи.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ:

-создание благоприятного психологического климата,

-поддержание высокой работоспособности   и сохранения здоровья,

-формирование положительного эмоционального состояния учащихся.

ТИП УРОКА : УРОК – ВИКТОРИНА «СТРАНА –ГРАММАТИКА»

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

медиапроектор  , экран для проецирования слайдов, галстуки для капитанов команд, карточки с тестами для закрепления.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Учебник «Русский язык » Л.М.Зеленина, рабочая тетрадь на печатной основе  2 часть,

рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

ТСО: компьютер, экран, медиапроектор.

Этапы

урока.



СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 ЭТАП.

Организационный момент.






2 ЭТАП.

Определение учебной деятельности.














































































3 ЭТАП.

Сообщение темы урока.










4 ЭТАП.

Работа по теме урока.







































































5 ЭТАП.

Физкультминутка.











6 ЭТАП.

Закрепление.




















7 ЭТАП.

Итог урока.

       






                                   

           












8 ЭТАП.

Домашнее задание.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте наших  гостей Подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям.

-Покажите ,какое настроение  у Вас в начале урока. Поднимите значки настроения.



-Откройте рабочие тетради ,  запишите «число»,  «Классная работа».

-Прочитайте первую строчку в оформлении классной работы.

-Что записали?

-Дайте характеристику этого предложения.


-Измените предложение так , чтобы оно стало распространённым.


-Какую часть речи добавили?

-Какую часть речи называем глаголом?

-

-Каким членом предложения оно будет являться?

-Кто из вас знает, как в старину звучало слово «говорить»?

(Глаголить).


-Есть и другие варианты  слова «говорить». Это слова: «гутарить», «баять», «калякать».

-Эти слова мы используем в своей речи сейчас?

-Это исконно  - русские , но  уже устаревшие слова. Посмотрите , как богат наш язык!

-Как вы думаете .  какое из устаревших слов дало название части речи - глагол?

( Глаголить. )


-Сейчас я буду «глаголить», «баять», «гутарить», а по- другому  «говорить»пословицу , а вы внимательно её слушайте  и  приготовтесь  записывать.


-Волков бояться – в лес не ходить.

-Как понимаете эту пословицу?

-Какие орфограммы в ней встретились? Назовите их.

-Что вы можете сказать о глаголах?

-Как они называются?

-Как по - другому можно назвать глаголы неопределённой формы?

-Почему они так называются?

-Образуйте от них личные глаголы.

- Подберите синонимы к слову бояться.

Трусить ,робеть ,трепетать, опасаться, дрожать.


-Сегодня на уроке  какую тему будем продолжать?


-Какие орфограммы закрепим?

-А поможет нам в этом страна «Грамматика».


-В ней правит славный царь ГЛАГОЛ. Этот царь хочет узнать , какие вы знатоки  его части речи?

-Для этого нам нужно выполнить задания , находящиеся на улицах глагольного

царства – государства.

-Вы делитесь на две команды: глаголы-инфинитивы и личные глаголы.



-Выполняя задания ,участники каждой  команды и их командиры будут зарабатывать баллы.

- Не забывайте о дисциплине  : ответы должны быть полными, грамотными, с места не выкрикивать, выкрик  считаться ответом не будет, за нарушение дисциплины будут сниматься баллы, уважительно относитесь к членам своей и другой команды.

1 ЗАДАНИЕ. УЛИЦА «ВНИМАТЕЛЬНАЯ».


-Первая улица ,на которую мы с вами отправляемся  ,  называется «Внимательная».

-Участвуют  капитаны двух  команд.  (Если слово соответствует названию команды, то командир хлопает в ладоши).

-ПОЁТ  , СМЕЯТЬСЯ, ПЕРЕШЁЛ, РАЗЪЕХАТЬСЯ, СОБИРАЕТСЯ,СОБИРАТЬСЯ,СМЕЁТСЯ,ПРОХОДИТЬ,ПРОХОДИЛ,ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

2 ЗАДАНИЕ . УЛИЦА «ФОНЕТИЧЕСКАЯ».


-Запишите фонетическую транскрипцию слова - вторник.

- Дайте характеристику первого звука, четвёртого.

(Участники из двух команд записывают транскрипцию слова на доске и  дают устную характеристику звуков.)

3 ЗАДАНИЕ. УЛИЦА «СЛОВАРНАЯ».


-Кто догадался, почему она так называется?

Запись словарных слов под диктовку:

Желтеть,  ошибаться ,участвовать, желать, чувствовать, интересоваться , ездить, негодовать, ненавидеть, тревожиться.

(Двое учащихся из каждой команды записывают слова на доске.)

Самопроверка по словарю.

-Исправьте допущенные ошибки в словах. Запомните, как они пишутся.

-На какие группы можно разделить данные слова?

4 ЗАДАНИЕ. «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕУЛОК».


-В этом переулке заблудились буквы-е и  – и. Помогите правильно поселить их в словах.

Запись в тетрадях словосочетаний.

Зап…вать  песню, зап…вать   соком, пос…деть на скамейке, пос…деть от старости, зал…зать на дерево, зал…зать раны.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте свои работы.

5 ЗАДАНИЕ .УЛИЦА «СПОРТИВНАЯ»


-Выполнять действия, если услышите

1 команда - личные глаголы,

2 команда - глаголы инфинитивы.

(Летать, рисует, купаться, купается, читает, приходить, говорит,  слушать.)

6 ЗАДАНИЕ. УЛИЦА «ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ».


-Что такое фразеологизмы?

-Замените фразеологизмы одним глаголом неопределённой формы и запишите их столбиком:

Зарубить на носу(запомнить),унести ноги(убежать),водить за нос (обманывать),чесать языки (болтать), клевать носом( засыпать).


-Сколько глаголов записали?

-Какие глаголы записали? Докажите.

-Запишите напротив этих глаголов личные глаголы 3 лица  ,  мн.числа , настоящего времени. ( Двое учащихся из каждой команды первыми выполнившими задание подходят к учителю для индивидуальной проверки)  

7 ЗАДАНИЕ. УЛИЦА «ПОЭТИЧЕСКАЯ».


-Поможет нам выполнить это задание рабочая тетрадь с. 38 упр. 1.

-Прочитайте задание.

-Какие литературные приёмы использовал автор?

-Прочитайте первое четверостишие. Подготовьтесь рассказать его по памяти.

-Сколько предложений в первом четверостишие?

-Какие орфограммы встретились? Как и почему их надо правильно написать?


-Как будем писать каждую строчку?

-Какие знаки препинания ставим в конце каждой строки?

Запись стихотворения по памяти.

Самопроверка по учебнику.

8 ЗАДАНИЕ. УЛИЦА «ТЕСТОВАЯ».


-Проверим, насколько хорошо вы усвоили понятия о глаголе. Для этого выполните тестовое задание.

  1. ГЛАГОЛ обозначает:

А) предмет,

Б)  действие предмета,

В) признак предмета.

  1. ГЛАГОЛЫ в неопределённой форме отвечают на вопросы:

А) что делать?

Б) что делает?

Б) что сделать?

  1. Вставьте пропущенные буквы:

А) улыбает…ся ;         в) общат…ся ;

Б)хмурит…ся;              г)купат…ся .

  1. ГЛАГОЛ в предложении является:

А) обстоятельством;

Б) подлежащим;

Г) определением;

Д) сказуемым.


-Поменяйтесь с соседом своими тестами.

-Я буду читать правильный ответ , а вы ставить «плюс» или «минус».

-Поставьте отметку своему товарищу.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

-Подведём итог и выясним, какая команда сегодня победила?


-Что больше всего понравилось на уроке? Почему?

-С каким настроением заканчиваем урок?

-Покажите значки настроений?



Учебник :

С. 53 ,упр. 37 .


РЕЗЕРВ.

-Придумать и записать стихотворение (двустишие или четверостишие), где встречаются глаголы неопределённой формы.













СЛАЙД 1















Слайд 2.













СЛАЙД 3.






Слайд 4.












Слайд 5.











СЛАЙД 6.











СЛАЙД 7.












Слайд 8.









СЛАЙД 9.



















Слайд 10 .














Слайд 11.









СЛАЙД 12 .










СЛАЙД 13











СЛАЙД 14.


 










Слайд 15 .














Слайд 16.




























СЛАЙД 17.









Слайд 18 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Поговорим о начальной форме глагола"

Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных фо...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Повторение и углубление представлений о глаголе" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о глаголе; формирование навыка определять глагол в тексте. Планируемые результаты Предметные: -знать что такое глагол; уметь определять в тек...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Повторение и углубление представлений о глаголе" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия глагол; усовершенствование навыка находить глагол в тексте. Планируемые результаты Предметные: -знать какие вопросы задаются к глаголам; что такое ...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Повторение и углубление представлений о глаголе". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о глаголе; формирование навыка находить глагол в тексте.Планируемые результатыПредметные:Знатьчто такое глагол; на какие вопросы отвечает глагол.у...