Охота на приведение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Дарицыренова Римма Мижитдоржиевна

Урок русского языка 3 класс (УМК А.В. Полякова) по теме: Непроизносимые согласные

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohota_na_privedeniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Охота на приведения.

Тема: Слова с непроизносимыми согласными

Цель: Объяснить, какие согласные считаются непроизносимыми, показать способ проверки непроизносимых согласных.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
  2. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речь, внимание;
  3. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, творческой активности учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Вводно- мотивационный этап

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

- Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их.

Итак, начинаем урок.

Но, что это такое?

А! Да, эта наша почта и к нам пришла срочная телеграмма.

Помогите! В нашем городе «Согласных» появились приведения. Помогите!

Что такое? Приведения?

Я думаю им нужно помочь.

А вы согласны?

Но все ли вы готовы к этому испытанию?

Создание ситуации успеха.

- Можете ли вы мне сказать, какой звук обозначает та или иная буква в слове?

- Да.

- Хорошо, давайте устроим вам испытание «Охота на звуки». Я буду показывать вам букву в слове, а вы будете называть звук, который она обозначает.

Слайд

Итак, слово коты. 

Учитель указывает на одну букву.

- Буква о обозначает звук [а]

- Бровь

- Буква в обозначает звук [ф,]

- Сделать

- Буква с обозначает звук [з]

- Лёд

- Буква д обозначает звук [т]

- Грустный

- Буква т не обозначает никакого звука.

Ситуация затруднения

- Нет звука, а буква есть? Может, это ошибка? Как вы думаете?

- Это ошибка.

- Если звук неслышим, а буква есть, надо как-то проверить.

Молодцы! Вы настоящие охотники за приведением: находчивые и сообразительные.

Постановка учебной задачи

- Какой же вопрос у нас возник?

- Надо ли писать букву, если звук неслышим, и как проверить эту странную орфограмму

Порой в словах встречаются

ужасные согласные.

Они не произносятся,

И как писать – не ясно нам.

Будем охотиться за приведениями!

Я думаю, мы справимся и с приведениями на острове «Согласных»

Отправляемся в путь!

Вы спросите, а на чем же мы доберемся до города? Предлагаю отправиться в путешествие на летучем корабле.

А чтобы, подняться на палубу корабля, необходимо правильно записать число в тетрадях.

Слайд (корабль)

Занять всем места 1 ряд – левый борт, 2 ряд – правый борт.

Все готовы!

Левый борт – подмигните левым глазом, правый – помашите правой рукой.

Полный вперед! Поднять паруса!

Но, что это такое, что там шумит,  я думаю у нас на корабле приведения.

Вот они!

Слайд

Найдите «лишнее»

Это буквы л, д, т,

Б, В, З, Л – лишнее л – непарный согласный, остальные парные согласные;

К, Д, С, Ф -  глухие согласные, д – звонкий согласный

Х, Т, Ц, Ч -  непарные глухие согласные, т – парный глухой согласный

Молодцы! Вот мы поймали наше приведение.

Знакомство с новой темой

Плавание продолжается. Полный вперед!

На горизонте город!

Слайд (остров)

Предлагаю приветствовать город.

Каким, словом обычно приветствуют при встрече?

Здравствуй.

Давайте поприветствуем город все вместе.

Какой удивительный город!

Как ярко светит…

Солнце.

Как радостно бьется …

Сердце

Физкультминутка

Раз- подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – четыре – руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- за парту тихо сесть,

Семь – восемь – лень отбросим.

Слайд

Солнце

Радостно

Сердце

Прочитайте слова. Что их объединяет между собой?

В середине каждого из этих слов имеется по нескольку согласных.

Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные в середине слова хорошо слышны?

Нет

 

Произнесите слова по очереди, сравните с написанием. Какой согласный не произносится, а буква пишется?

В слове «солнце» не произносится [л], но буква пишется.

В слове «сердце» не произносится [д], но буква пишется.

В слове «радостно» не произносится [т], но буква пишется.

Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните непроизносимые согласные

Перечислите согласные, которые в этих словах пишутся, но не произносятся.

Слайд

Согласные   л, д, т.

Вот наши старые знакомые всё те же приведения.

Какие же у нас  милые и стеснительные приведения.

А как же их зовут? Как вы думаете?

Непроизносимые согласные.

В русском языке могут встречаться три согласных звука рядом. Некоторые звуки произносить пудрят неудобно, поэтому один звук исчезает – не произносится. Их называют непроизносимыми согласными.

Но у нас появилась проблема: звука нет, а буквы есть!

Что вы предлагаете?

Нужно найти способ проверки.

Попробуем найти такой способ, при помощи которого можно проверить эту орфограмму.

Откройте учебники на стр. 116   Упр. 227

В какой части слова находятся эти согласные?

В корне слова.

К какому выводу вы можете прийти.

Чтобы проверить непроизносимые согласные в корне слова, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки четко произносится.

Карточки( работа в парах)

Среди слов, которые написаны на карточках, найдите проверочное слово к выделенным словам.

Солнце                           Радостно                             Сердце

Солнцу                           Радость                                Сердечко

Солнышко                      Радостная                            Сердца

Солнечно                       Радостный                           Сердчишко

Для слова «солнце» проверочными будут слова «солнышко» и «солнечно».

Для слова «радостно» - «радость»

Для слова «сердце» - «сердечко»

Словарная работа

Сегодня путешествуя, мы обрели новых друзей! Пуская хоть они и приведения., но приведения такие милые и добрые. Можно сказать, что это для нас радостное событие, счастливый радостный день.

Каким близким по значению словом можно заменить эти выражения?

Праздник

Веселая минутка «Вот так!»

Как живешь?

Вот так! (показать большой палец.)

Как идешь?

Вот так! ( прошагать двумя пальцами одной руки по ладошке другой)

А бежишь?

Вот так! ( согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)

Ночью спишь?

Вот так! (руки «лодочкой» под щечку и положить на них голову)

Как берешь?

Вот так!

А даешь?

Вот так!

Как шалишь?

Вот так! (надуть щеки и разом стукнуть по ним.)

А грозишь?

Вот так! ( погрозить пальцем, своему соседу)

У нас сегодня праздник!

Подберите однокоренные слова к слову «праздник»

 

Праздничный, празднично, отпраздновать

Что вы заметили?

Это слово нельзя проверить

Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить, следует запомнить его написание.

А о словах, написание которых нужно запомнить мы познакомимся в следующее путешествие.

Итог урока

Наш корабль взял курс домой. Отгадав ребус, вы узнаете название корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.

Буревестник.

Какая согласная в слове непроизносимая?

Согласная т.

Подберите проверочное слово

Весть

Как называют наших милых и очаровательных приведений?

Непроизносимыми согласными

Почему их так называют?

При произношении их не слышно.

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Подобрать проверочные слова, в которых эти согласные четко слышаться.

Домашнее задание

Упр. 228 стр.117


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на приведение к единице

Образец записи решения  задач на приведение к единице и подборка задач данного вида для закрепления умения ....

Презентация "Задача на приведение к единице"

Работа с задачей на приведение к единице....

Охота на приведение

Презентация к уроку русского языка 3 класс (УМК А.В. Полякова) по теме: Непроизносимые согласные...

Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения её в соответствие с требованиями ФГОС.

В данной работе изложены требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывающие возрастные и индивидуальные особенности об...

индивидуальная работа по математике. задачи на приведение к единице.

Материал для индивидуальной работы по теме "Решение задач на приведение к единице". Цели: Закрепление умения решения задач на приведение к единице; совершенствование вычислительные навыки учащихся; р...

Решение задач . Приведение к единице.

индивидуальная карточка тест...