«Развитие речи. Обучающее сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Научить детей писать сочинение-описание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сочинение-описание20.92 КБ

Предварительный просмотр:

                          Урок в 3-м классе по русскому языку.

Урок провела: учитель I категории

Мурадова  Лейла Дамировна

«Развитие речи. Обучающее сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка».

Тема урока: «Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка»

Цели: формировать умение читать картину, понимать идейный замысел художника; развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

                                  План урока.

1.Организационный момент .

2. Постановка цели.

3. Повторение.

4.Работа над новым материалом.

5. Физическая минутка.

6. Работа над новым материалом.

7. Орфографическая минутка.

8. Написание сочинения.

9. Итог урока.

10. Домашнее задание.

                                       Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Постановка цели.

- Сегодня нам с вами предстоит написать сочинение – описание по картине Васнецова… А какое, вы узнаете позже.

Что мы для этого должны

    (на доске)

Знать.                                                                    Уметь.

-художественное отношение;        - составлять художественное описание;

- микротемы в описании.           –«читать» картину;

                                                           - выбирать точные слова для описания.

               

3. Повторение.

- Но сначала вспомним, что такое текст?

- Какие типы текстов вы знаете?

-Чем отличается текст-описание от других типов текста?

- Какие виды описания вы знаете?

- Чем отличается художественное описание от научного?

4. Работа над новым материалом.

- Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. (на доске портрет художника). Юра нас познакомит

С биографией живописца Васнецова.

Прослушайте сообщение и ответьте на вопрос: Какие детские впечатления легли в основу написания картин?

                               (Сообщение).

Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь. И как бы не менялись со временем вкусы и суждения об искусстве, имя и картины этого художника остаются дороги каждому.

   Васнецов был сыном священника, рос среди крестьян и очень любил их простоту, доброту, с большим интересом слушал их песни, сказки.

    Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. У него зародилась страстная привязанность к народным сказкам. Убедиться в этом нетрудно, если обратиться к его творчеству. Посмотрите на его картины.

(На доске прикреплены картины художника)

- Ребята, какой картины здесь нет?

- Дома вы прочитали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и были в роли художников и рисовали иллюстрации к этой сказке. (Оформлена выставка.)

-Но прежде чем обратимся к рисункам, скажите, какой она предстает в сказке?

-Какой рисунок соответствует словесной характеристике героини больше других и почему?

-Каким вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?

(Вывешивается картина и дописывается тема урока.)

-Посмотрите внимательно на картину. Сравните с рисунками. Чем отличается?

-Какое настроение героини сумел передать художник? Еще? (Грустное, печальное.)

-Одну из лучших своих картин В.М. Васнецов написал в 1881 году. Эта картина «Аленушка». И хранится она в Москве, в Третьяковской галерее.

-Об этом ценитель искусства художника Эмма Игоревна Голубева сказала:

«Картина «Аленушка» свидетельствует об огромной любви  Васнецова к

Своему народу»

Это и будет нашим эпиграфом к уроку.

- Посмотрите внимательно на картину.

Давайте, закроем глаза и постараемся представить картину.

- Что запомнилось больше всего? (Поза, лицо.)

- Почему Аленушка находится в самом центре картины? (Чтобы обратить внимание.)

- Что бросается в глаза в ее внешности? (Босиком, старый сарафан, растрепанные волосы.)

- Из какой семьи Аленушка, богатой или бедной?

- Обратимся снова к эпиграфу. Как вы теперь понимаете слова Голубевой?

- Через образ Аленушки автор выразил любовь к народу.

- Что самое главное в описании портрета? (Глаза. Большие, печальные, грустные.)

- Можно ли, посмотрев на картину, сказать, что у девочки горе?

Что на это указывает? (Это выражает поза: опущена голова, колени обхватила, согнулась.)

- Какое чувство она вызывает у зрителей, у нас с вами? (Сочувствие, жалость.)

- Возьмите карточку под номером 1 и заполните:

Глаза

Внешность

Поза

- Что окружает Аленушку? Давайте опишем фон. (Лес, озеро.)

- Что можно сказать о лесе?

- Если трудно, вспомните, как его описывают в русских народных сказках. (Дремучий, темный, страшный, загадочный, колдовской.)

- А какая в озере вода? (Тоже темная, как и страшный лес.)

- Какое время года изображено на картине? Найдите признаки. (Осень: желтые листья на березах и на поверхности воды)

- Почему Васнецов выбрал осень? (Грустное время, природа, как и челове, печалится.)

- Лес темный, и на душе темно.

- Заполните карточку №2.

Лес

Небо

Озеро

- Какие слова получились?

-Какие из них являются эпитетами?

5. Физминутка.

- А сейчас физминутка. Ее тоже я взяла не случайно, какое время года изображено на картине и физическая минутка осенняя.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Дети садятся на места.)

- Отдохнули, работаем дальше. Для того, чтобы придать соответствующее настроение своей картине, художник использует несколько приемов – освещение и отбор красок. Цвет имеет большое значение. Тон неяркий, в нем преобладают темно-зеленые  и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая листва, пожелтевшая зелень. Лицо девушки озарено светом, чтобы на темном фоне выделить его для зрителей. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение Аленушки.

6. Составление плана.

- А сейчас мы вместе составим план нашего описания.

1. Вступление.

Художник-сказочник.

2.Основная часть.

-Какие микротемы в картине?

1) Описание Аленушки.

2) Описание леса.

3) Описание озера.

3. Заключение.

Отношение художника к героине и наше отношение.

- Расскажите по плану и , используя карточки, описание картины.

7.Орфографическая подготовка.

- Перед тем, как начать писать сочинение, обратимся к карточкам. В каких словах вам встретились знакомые орфограммы? Назовите их.

8. Написание сочинения.

-Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Пользуясь планом и карточками, составьте художественное описание картины «Аленушка», используя два пункта.

(Звучит «Лунная» соната)

9. Итог урока.

- Обратимся еще раз к эпиграфу. Свидетельствует ли картина об огромной любви Васнецова к своему народу?

- Понравилась ли вам картина?

- Какие чувства вызвала?

-Так, чему мы сегодня учились?

10. Домашнее задание.

- Откройте дневники. На дом – дописать сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение с использованием картины В.М.Васнецова "Аленушка".

Представлен урок по развитию речи по теме: "Обучающее изложение на основе слухового восприятия текста с использованием картины В.М.Васнецова "Аленушка", также повторяется и правописание падежных оконч...

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край....

Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Задачи:учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержа­ние картины;совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повеств...

Урок русского языка 4 класс Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова«Иван Царевич на Сером волке»

Задачи:учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержа­ние картины;совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повеств...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России&q...