МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

Федорова Зарема Иннокентьевна

Методическое пояснение к теме "Безударные гласные в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnye_glasnye.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 ПО ТЕМЕ «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

ПРОГРАММЫ II КЛАССА

Обозначение гласных звуков в безударных слогах.

Во втором классе учителю следует обратить внимание:

а) на выделение учащимися в словах не только безударного гласного звука, но и безударного слога;

б) на осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;

в) на умение обнаруживать в тексте орфограммы, то есть безударные слоги, безударные гласные;

г) на быстроту реакций у детей —— изменение слова: «к.. .са — косы», «р. ..са — росы», «р.. ды — ряд», «сн. ..пы — сноп», «ст. ..на — стен».

В результате многократных повторов таких сочетаний проверяемых и проверочных слов в памяти детей формируются ассоциации, школьник даже в слабой позиции фонемы уже слышит ее по аналогии с сильной позицией.

(1 слайд) Обнаружение безударных гласных сопровождается работой над печатным текстом: путем наблюдений дети выясняют, как в практике письма принято обозначать безударные гласные. Зная уже способ проверки безударных гласных, дети обобщают наблюдения и таким образом подготавливаются к усвоению правила, теории.

Они устанавливают, что проверять нужно гласные буквы а, о, е, я, и в безударных слогах, а гласные у, ы, ю проверять ударением не нужно.

Дети сами могут сформулировать правило: «Буквы а, о, е, я, и в безударных слогах нужно проверять. Для проверки нужно так изменить слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным. Например: «нога — ноги»,  «зима — зимы»

Правило, составленное детьми, проверяется по учебнику.

Ступени работы над обозначением безударных гласных звуков:

(2 слайд) а) наблюдения над словами, где гласные — под ударением, сопоставление этих слов с теми словами, где эти же гласные становятся безударными: «волны — в. ..лна», «стрелы — стр...ла», «белый — б.. ла», «ряд — р.. ды». Анализируя такие пары слов, второклассники указывают ударные и безударные слоги. Важно сосредоточить внимание детей на словах с сильными позициями гласных (в устной работе выделять ударные слоги голосом, в письменной — подчеркивать);

б) обнаружение слов, которые подлежат проверке по данному правилу. Необходимо, чтобы дети быстро обнаруживали такие слова в тексте, который они читают, воспринимают на слух (диктант) или употребляют в самостоятельно составляемом тексте — в сочинении и изложении. Тренировка в обнаруживании орфограмм идет по трем линиям: чтение, восприятие на слух, употребление в собственной речи;

в) подборка проверочных слов: «н...жи — нож», «р...ка — речка»; не надо создавать у детей иллюзию, будто для проверки безударных гласных обязательно менять форму числа, как в большинстве упражнений учебника. Следует поощрять учащихся, которые приводят нестандартные проверочные слова, и тем более не одно, а 2—З слова. Произношение проверяемого и проверочного слов вместе формирует ассоциации словообразовательного (или формообразовательного) типа: возникновение в памяти учащегося слова, например, «сосна», где звук [о] безударный, непроизвольно, по  ассоциации воспроизводит в его памяти и слово «сосны»; вместе со словом «начали» по ассоциации вспоминается и «начало», так формируется фонематический слух;

г) решение, какой буквой следует обозначать безударный гласный звук; запись слова; самопроверка.

(3 слайд) Задание: В текстах найти слова, в которых нужно проверить безударные гласные.

Деревья весело шумели,                              И только ель одна меж ними      

Когда вернулась к нам весна,                   Была безмолвна и мрачна. (А. Плещеев)

 (4 слайд) Во 2 классе даются списки непроверяемых слов, правильное написание которых обязательно. В обучении письму непроверяемых слов применяются следующие методы и приемы:

а) метод языкового анализа — приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;

б) зрительное запоминание — вместе с кинестезическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов;

в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: «корова», «лошадь», «собака»), однокоренных слов («рабочий, работа, работать»), форм слова («стакан — стаканы», «учитель — учителя»), сравнение по значению («машина — машинка — машинища» «деревня — город», «мороз - жара»), пример противопоставления ( «учебник, ученик» — «учитель») и т. п.;

г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов, В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;

д) составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: «пальто» — «осеннее пальто», «надел пальто», «пальто велико»; «сорока» — «сорока-болтунья», «белобокая сорока», «заметили сороку», «сорока улетела» и т. п.;

е) составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;

ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву а, на букву м, больше слов с безударными гласными и т. п.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлоги (2 презентации+ методические указания к урокам)

Учебно-методический комплекс "Предлоги" создан для изучения этой темы в курсе русского языка во 2-3 классах (в зависимости от УМК). 2 презентации содержат учебную информацию в доступном, увлекательном...

Организационно-методические указания.

Урок физической культуры 1 класс....

Задание на лето после 1 класса с методическими указаниями

В папке содержатся задания по математике, русскому языку. список книг на лето, а так же список детских фильмов, рекомендуемых к просмотру....

Методические указания к проведению физкультурно-спортивного праздника "Веселое ГТО"

Цель учебного занятия:- популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;- привлечение к сдаче норм ГТО и регулярным занятиям физической культурой ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По дисциплине «Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений»

Методические указания разработаны для работы студентов, изучающих дисциплину «Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений». В методических указаниях приведены р...

"Сто дорог - одна моя" программа и методические указания к курсу внеурочной деятельности по направлению "социальное"

Программа курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» по направлению «социальное» предназначена для учащихся 2-3 классов. Направлена на формирование у учащихся з...