Изменение имен прилагательных по родам
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Романцова Вера Николаевна

Урок русского языка в 3 классе. Программа: "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по программе «Планета Знаний»

3 класс

Учитель начальных классов

I категории

МБОУ Калиниской СОШ №7

Романцова Вера Николаевна

2012

Методический паспорт урока.

Тема: «Изменение  имён  прилагательных по  родам  и  числам»

Цель.     Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных ; о том, что род прилагательного  совпадает с родом, существительного, к которому  данное  прилагательное  относиться.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку; воспитывать  любовь к природе; организовать работу в  группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Планируемый результат:

  1. смогут узнать, какие родовые окончания бывают у имён прилагательных;
  2. будут учиться распознавать их;
  3. будут продолжать обучаться самостоятельно «открывать» знания по теме урока;
  4. продолжат развитие умения работать в группе.

        Тип урока – усвоение новых знаний

Предмет – русский язык

        Возраст детей – 9 -11лет, класс – 3

 По содержанию –  с элементами межпредметной интеграции                                    (окружающий мир)

           По форме организации – комбинированный (групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

 По видам  деятельности –  поисково-исследовательский

           По результатам выполнения – практический

Оборудование: 

  1. Учебник «Русский язык» 3 класс «Планета Знаний» 1 часть
  2. Рабочие листы для проведения исследования.
  3. План работы для каждой группы.
  4. Карточка для формулирования вывода-отчёта (для каждой группы).
  5. Карточки для составления таблицы
  6. Пк , мультимедийный проэктор,  интерактивная доска.

Материалы: Презентация «Изменение  имён  прилагательных по  родам», учебники,  индивидуальные карточки.

Структура  урока

1. Орг. момент.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

3. Постановка проблемной ситуации.

4. «Открытие» нового знания.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

6. Самостоятельная работа

7. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь! (слайд 3)

- Открываем тетради. Записываем число и классная работа. (слайд 4)

  1. Минутка чистописания. Словарная работа.

- Отгадайте загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень) (слайд 5)

- Дети, я неспроста загадала вам эту загадку. Ведь наш урок проходит накануне праздника «Осени». И сегодня нам на уроке будет помогать сама королева Осень. Встречайте её! (слайд 6)

- А теперь назовите первый звук в слове «осень». Дайте ему характеристику.

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

ОоО ОоО

о оо оо оо

(слайд 7)

- Вспомните словарные слова на букву «о». (Огурец, одуванчик, огород). (слайд 8)

  1. Актуализация новых знаний.
  1. Постановка проблемной ситуации.

- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня  не я вам сообщу тему урока, а вы мне скажете какая тема урока, проведя небольшое исследование. Для этого выполните следующее задание.

(Дети заранее разделены на две группы).

- У вас на столах есть рабочие карточки. Возьмите карточку №1.

- Каждой группе даны словосочетания.

1 группа                                           2 группа

пасмурный день                            пёстрый лес

пасмурное утро                             пёстрая картина

пасмурная погода                         пёстрое платье    (слайд 9,10)

- Найдите карточку №2 с планом работы для каждой группы. Ознакомьтесь с ним.

План работы для каждой группы

  1. Прочитайте словосочетание.
  2. Укажите имена существительные и имена прилагательные.
  3. Определите род имён существительных.
  4. По роду имени существительного определите род имени прилагательного.
  5. Выделите у прилагательных окончания.
  6. Сформулируйте вывод-отчёт в карточке № 3. (слайд 11)

Вывод отчёт группы

  1. Мы работали со словосочетаниями … (назвать).
  2. По роду имён существительных определили род имён прилагательных.
  3. У имен прилагательных выделили окончания.
  4. Мы узнали, что у имён прилагательных:
  1. в мужском роде окончания ……….;
  2. в женском роде окончания ………..;
  3. в среднем роде окончания …………

  1. Выступление каждой группы с отчетом. Сверка результатов исследования.

  1. Открытие нового знания.

- Всегда ли у имен прилагательных одинаковые окончания?

- От чего это зависит?

- Какова тема урока? (Дети формулируют тему урока)

«Изменение имен прилагательных по родам»

(слайд 12)

  1. Работа с правилом в учебнике.

- Откройте учебник на странице 56. Прочитайте правило. (Читает один ученик вслух).

- Верный ли мы сделали вывод? Обобщим его по таблице. (слайд 13)

- я думаю, осень очень довольна вашей работой. Но можно немного и отдохнуть. Проведем осеннюю физминутку.

Физминутка (слайд 14)

Мы листики осенние на веточках сидим.

Дунул ветер – полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

  1. Первичное закрепление.

- Продолжим нашу работу.

- Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители» (слайд 15)

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных ни собственного рода, ни числа.

- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными.

Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы.  Существительные были очень рады новым друзьям.  Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

- А сейчас выполним задание, которое для вас приготовила осень. Возьмите карточку № 4.

-Соедините стрелками прилагательные с подходящими по смыслу существительными. Запишите получавшиеся словосочетания в тетрадь. Определите род имен прилагательных, выделите окончания.

1 группа

дремучий                      гриб

звонкое                         книга

ядовитый                      лес

интересная                   эхо

2 группа

шерстяной                      настроение

золотая                            рассказ

хорошее                          осень

увлекательный              шарф

(Проверка по слайдам) (слайд 16,17)

- Молодцы. С заданием справились. А теперь Осень приглашает нас на прогулку  в лес. В это время года лес очень красивый. Но мы должны помнить, как вести себя в лесу! Назовите правила поведения в лесу. (Дети называют правила) (слайд 18)

- Во время прогулки мы с вами будем собирать листья для осеннего букета. Но нам нужно будет брать не все листья, а только те листочки, на которых указаны правильные окончания. А королева Осень нам в этом будет помогать. (слайд 19-28)

- Молодцы! Вот какой красивый букет у нас получился!

- Но с королевой Осенью нам пора прощаться. Ей очень понравилось, как вы работали на уроке. (слайд 29)

  1. Самостоятельная работа

- А у меня к вам еще одно задание. У вас у каждого на столе есть карточка с заданием. Выполните их в рабочих тетрадях.

  1.     Подберите однокоренные прилагательные к существительным осень, дождь, небо и запишите словосочетания. Определите родовые окончания имён прилагательных.
  2. Найдите в тексте словосочетания существительных с прилагательными. Выделите родовые окончания:

Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

 Березы желтою резьбой

 Блестят в лазури голубой,

 Как вышки, елочки темнеют,

 А между кленами синеют

 То там, то здесь в листве сквозной

 Просветы в небо, что оконца.

  1. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

- Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

- Понравился вам урок?

- Научились ли вы чему-то новому?

- От чего зависит род имени прилагательного?

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: стр. 56. Упр. 59

Спасибо за урок!!!  (слайд 30)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....

Изменение имен прилагательных по родам

Презентация  к  уроку  "Изменение  имен  прилагательных  по  родам"  в  3  классе """ ...

Изменение имен прилагательных по родам.

Конспект урока по русскому языку 3 класс по программе "Школа России". Урок по учебнику Рамзаевой Т.Г. Урок - ознакомление с новым материалом....

русский язык, 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"

конспект урока УМК "Планета Знаний" на тему "Изменение имён прилагательных по родам"...

презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."

Данная презентация поможет познакомить с изменением имён   прилагательных по родам и числам;  поможет развитию умения определять род и число прилагательных;  углубить представлени...