Главные вкладки

    3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)
    методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

    Соколова Елена Яковлевна

    На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настроение и обучение человека. В течение урока учащиеся активно обменивались информацией. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.  Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon antonimy_otkrytyy_urok.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   3 класс          

                      Открытый урок по русскому языку  «В лабиринте слов»   (работа в парах, игровые технологии)

     

     На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настроение и обучение человека. В течение урока учащиеся активно обменивались информацией. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.  Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться.

         

    Тема:    Антонимы (Слова-спорщики )

    Цели: Расширить представления об употреблении в речи антонимов.

    Задачи: Работать  над связной речью учащихся.

              Прививать любовь к родному языку.

    Оборудование:

    1. Раздаточный материал для учащихся(карточки с заданиями и текстами)
    2. Набор карточек для учителя с антонимами
    3. Динамическая картина на доске

       

    Орг. момент  

    Работа над новым материалом

    - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в страну слов и нам предстоит побродить по её лабиринтам. Работать будем в парах.

    - Но для начала давайте проведём небольшую разминку.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

    - О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

    - Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.

    Вьётся синяя река,

    Убегает к морю.

    Говорит отец:  

    Мелка!

    Глубока! – я спорю.

    Так мелка иль глубока?

    Как же быть нам с нею?

    До колен отцу река,

    Ну а мне – по шею.

    - Кто же прав? (Ответы учащихся)

    - Оказывается оба правы, каждый по своему.

    - В русском языке есть слова с противоположным значением, их ещё называют слова спорщики.

    - Как вы думаете почему их так называют? (Ответы)

    Тема нашего урока – Слова с противоположным значением – антонимы (Вывешивается на доске).

            У каждого из вас на столе есть задания,  которые мы вы выполним на уроке. Для этого понадобиться предельное внимание.

    Задание № 1

            Прочитайте стихотворение про себя, и постарайтесь найти слова с противоположным значением.  

    № 1 Прочитай.  Найди и подчеркни антонимы.

    У прохожих на виду

    Висело яблоко в саду.

    Ну кому какое дело?

    Просто

    Яблоко

    Висело.

    Только конь сказал,

    Что низко.

    А мышонок -  высоко.

    Воробей сказал,

    Что близко,

    А Улитка – далеко.

    А Телёнок  - озабочен

    Тем, что яблоко

    Мало.

    А цыплёнок – тем,

    Что очень

    Велико и тяжело

    А котёнку всё равно:

    Кислое – зачем оно

    - Что вы!

    Шепчет Червячок, -

    Сладкий у него бочок.

    - Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Телёнок и Цыплёнок и Червячок?

    -Почему  каждый из них сказал о яблоке по- своему?

    - Можно ли к слово яблоко подобрать антоним ?

    - Назовите другие слова к которым нельзя подобрать антоним ?

    (Физминутка)

    -Употребление антонимов делает нашу речь более выразительной.

    - Для выполнения следующего задания нам предстоит пройти по лабиринтам.

    -Я буду называть слова, а вы должны подобрать к ним подходящие антонимы.

    - Из первых букв каждого антонима можно будет прочитать слова. ( на доске открываются два лабиринта, с закрытыми буквами, по мере выполнения задания буквы открываются)

     грязный-                 чистый

    искусственный-        естественный

    трусливый-                смелый

    мягкий-                твёрдый

    грубый-                нежный

    замкнутый-                 открытый

    слабый-                сильный

    светлый-                тёмный

    ь

    широкий-           узкий

    твёрдый-            мягкий

    старый-              новый

    скучный-             интересный

    бесполезный-   ценный

    неряшливый-     аккуратный

    обратили внимание на то, что к некоторым словам можно было подобрать несколько антонимов?

    1. Надо сказать, что когда слово имеет несколько значений, то к нему  можно подобрать несколько антонимов.
    2. Внимательно прочитайте и выполните задание.

    Задание № 2

     № 2 Вставьте пропущенное слово.

    Мелкий пруд    …                         пруд

    Мелкий дождь        …                         дождь.

    Свежий хлеб    …                          хлеб.

    Свежий огурец …                          огурец.

    Свободный стул  …                   стул.

    Свободная обувь …                  обувь.

    Сладкое яблоко …                          яблоко.

    Сладкое лекарство…                 лекарство.

    Весёлая переменка

     - Ответьте , пожалуйста, на вопросы.

    1. Какое молоко даёт чёрная корова?  (белое)
    2. Если взять сухой берёзовый листик и бросить в чистую дождевую воду, какой он будет?  (мокрый)

    Попробуйте подобрать рифму.

    Ручейку говорила река:        

    - Ты узок, а я….(глубока).

    Ты мелок, а я…!

    Об одном позабыла река –

    Что она началась с … (ручейка)

    А теперь отгадайте загадку

    Бывает он в холод,

    Бывает он в зной,

    Бывает он добрый,

    Бывает он злой.

    В открытые окна

    Нежданно влетит,

    То что-то прошепчет,

    То вдруг загудит.

    Притихнет, умчится,

    Примчится опять,

    То вздумает по морю

    Волны гонять.

             Выполним задание № 3

    № 3 Вставьте пропущенные слова в пословицы

    Больше думай, … говори.

    Большому уму и в … голове не тесно.

    Будет день – будет и … .

    Будет зима – будет и … .

    В мороз заснуть легко, проснуться …

    Век долог, да час … .

    Где сорняк цветёт, там хлеб … .

         Горькая правда лучше … лжи.

         Добро помни, а зло … .

         Дождик вымочит, а красное солнышко … .

        Новых друзей наживай, а … не теряй.

        Ученье – свет, а не ученье - … .

        Знай больше, говори … .

        Лучшая вещь новая, лучший друг - … .

    (Физминутка)

            Давайте сделаем вывод что же такое антонимы (Ответы учащихся)
    Прочитайте памятку

      Узелки на память
    Антонимы – это слова с противоположным значением, например: весёлый – грустный, чёрный – белый.
    Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза и многих других.
    Антонимы разнообразят нашу речь, делают наш язык ярким и выразительным. Антонимы  используются для того, чтобы подчеркнуть противоположность.

     Рефлексия

    Прочитайте притчу. Притча – это короткий поучительный рассказ.

    Задание № 4. Подчеркните антонимы.

    Равнодушный
                                                         
    (притча)

       Ни много ни мало лет тому назад, ни далеко ни близко отсюда жил в одном царстве – государстве странный мальчик. Никогда в жизни он не смеялся и не плакал, не огорчался и не радовался, ни с кем не враждовал и ни с кем не дружил. Был он ко всему безразличным и равнодушным. И вот однажды взяла мама его за руку и отвела на высокую гору, где жили Добрый и Злой Волшебники. И упросила мать, чтобы её сыну характер изменили: от равнодушия избавили.
            Будь по-твоему, - говорят Чародеи, - только пусть он сам выберет, каким хочет стать: смелым или трусом, настойчивым или безвольным.
            Думал- думал равнодушный мальчик, а потом и говорит равнодушно:
    А всё равно мне!
    Так и остался равнодушный – равнодушным.
            Кто из вас понял в чём заключается главная мысль? (ответы учащихся)
     
    ИТОГ УРОКА
            -Подводя итог нашего урока, ещё раз хочется  сказать, что русский язык один из самых красивых языков.  И такие слова как антонимы делают нашу речь разнообразной и обогащают её. (Ученица читает стихотворение)


    Вот тараторка для ребят:
    Когда молчат , не говорят.
    Когда стоят на том же месте,
    Не совершают путешествий.
    Что далеко, не очень близко.
    Что высоко, не слишком низко.
    Нельзя приехать, не уехав,
    И грызть орех, коль нет орехов.
    Никто сидеть не может стоя,
    Лить из порожнего в пустое.
    Нельзя писать на белом- мелом,

    И называть безделье делом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.

    Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений....

    Лингвистический турнир знатаков русского языка "В мире слов" (работа с одарёнными детьми).

    Лингвистичесий турнир знатаков русского языка "В мире слов", знакомит учащихся с фразеологизмами, этимологией, поисковыми  исследованиями на языковом материале (работа с одарёнными детьми)....

    Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.

    Конспект урока по русскому языку. 3 класс.  Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности  проверки их написания....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Контрольная работа по теме «Слово и его значение»" 2 класс "Перспектива"

    Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение»Планируемые результаты:·...

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА По русскому языку в 4б классе с использованием ИКТ, игровой и технологии обучения на тему: «Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом»

    КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 4б классе с использованием ИКТ, игровой и   технологии обучения на тему: «Упражнения  в составлении словосочетаний с за...

    Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

    Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...