Заглавная буква в именах собственных
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Сафина Резеда Рашатовна

Урок по русскому языку. 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazy1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Заглавная буква в именах собственных. (1 класс)

Цель:

1. Закрепление написания имен собственных.

2. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, устную речь.

3. Воспитывать любовь к малой родине, взаимопомощь, аккуратность.

 Учащиеся должны:

- знать написание имен собственных

- уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Урок комплексного применения знаний и умений.

Материал: Ягафарова Р.Х.  Русский язык 1 класс. с 90-92

Оборудование: раздаточный дополнительный материал для групповой работы.

1. Организационный момент. (1 мин)

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять

Будем грамотно писать.

2. Актуализация знаний учащихся:

- Какое сегодня число? (15 апреля, потому что вчера было 14 апреля, а завтра будет 16 апреля)

- Какой сегодня день недели? (четверг, потому что вчера была среда, а завтра будет пятница. Потому что сегодня четвертый день недели)

3. Каллиграфическая минутка. (Образец букв прописан в тетради у каждого ребенка)

- Какие буквы написаны на первой строчке. (Л, М, А; заглавные)

- Чем похожи? Чем различаются?(дописывают строчку до конца по образцу)

Л М А

- Какие буквы написаны на второй строчке. (Т, П, Г; заглавные)

- Чем похожи? Чем различаются? (дописывают строчку до конца по образцу)

Т П Г

4. Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия)

- Посмотрите внимательно на доску. Скажите, какую букву будем писать в словах. (Большую, заглавную)

- А почему? (вспоминают правило)

- А как одним словом можно назвать слова Тишка, Бим, Волга, Саратов, Света. (имена собственные)

- Ребята, как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какая будет тема нашего урока? (Заглавная буква в именах собственных)

- Спишите эти слова себе в тетрадь.  

5. Взаимопроверка.  

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Если работа выполнена верно, нарисуйте солнышко, если есть ошибка, нарисуйте облако.

6. Физминутка для глаз

- Какое имя собственное вам встретилось? (Леопольд).

- С какой буквы напишем?

- Какой совет вам дает Леопольд? (Ребята, берегите зрение)

7. Первичное закрепление материала. Работа по учебнику

Упр.1 с.90

- образовать фамилии от слов волк, жук, мороз, нос, петух, сахар.

-какие фамилии образуем от этих слов? (Волков, Жуков, Морозов, Носов, Петухов, Сахаров)

- с какой буквы напишем фамилии людей? (с заглавной буквы)

- напишите фамилии людей в тетради. (один ученик работает на доске)

-проверьте.

7. Физминутка.

Маша шла, шла, шла.

И грибок нашла.

Раз грибок в кузовок,

Два грибок в кузовок,

Три грибок в кузовок.

Маша шла, шла, шла

И домой пришла.

- Какое имя собственное вам встретилось? (Маша).

- С какой буквы напишем?  (С заглавной)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упр.3 Запиши слова через запятую.

Казань. Котенок. Барсик. Река. Алсу. Волга.

(После окончания работы на доске повесить:

Казань, котенок, Барсик, река, Алсу, Волга.)

- проверьте свою работу по образцу.

-  почему слова Казань, Барсик, Алсу, Волга напишем с заглавной буквы?

(потому что это имена собственные)

9. Работа в парах.

- У вас на парте лежат карточки со словами (Кубян, Валя, Атня, Саша, Мурзик, Рекс, Ашит). Прочитайте. Эти слова нужно распределить по алфавиту.

-А теперь проверим.

- У всех так? (нет)

- А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её)

- Составьте предложение с любым из слов. (устная работа)

- Уберите карточки, на которых написаны клички животных.

- Уберите карточки, на которых написаны имена людей.

- Прочитайте слова, которые у вас остались. (Атня, Ашит, Кубян)

- Что они обозначают? (название района и села, в котором мы живем. Название нашей реки)

- а вам нравится здесь жить и учиться? Почему? (ответы)

10. Рефлексия.

- Чем занимались на уроке?

- Что понравилось?

- Что показалось сложным?

Молодцы. Спасибо за урок.

Урок русского языка в 1 классе.

Тема: Слова-названия действий

Цель:

   учащиеся должны:

- познакомиться со словами, обозначающими действие предмета;

- уметь находить слова, отвечающие на вопросы Что делал? Что делает? среди других

- уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Урок введения нового знания

Материал: Ягафарова Р.Х.  Русский язык 1 класс. с 100-103

Оборудование: раздаточный дополнительный материал для групповой работы, белочка, корзинки(рисунки)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.


2.Актуализация знаний.

-Запишем сегодняшнее число.

Минутка чистописания.


 -К нам в гости пришла белочка. Она собрала грибы, на которых написаны слова-названия. Вам надо распределить эти слова по группам и положить в корзины. А белочка пока поспит. Она очень устала. Вы работайте тихо, не шумите.

Слова:  красный, стол, прыгает, прыгает, вкусный, книга, читает, небо, новая.


3Постановка учебной задачи.

- Вы смогли выполнить задание?

Почему?


-А какой вопрос мы к ним поставим?

Значит, какой будет сегодня тема урока?


4. открытие «нового знания»

-как вы  думаете, что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делает?

Давайте, посмотрим рисунки.

-Белка что делает?

-Ёжик что делает?

Мальчик что делает?

- Теперь посмотрим на доску. Как вы думаете, что обозначают эти слова: предмет, цвет предмета, вкус предмета,  работу или движение?

- Работа и движение по другому называется действие. Значит, что обозначают слова, отвечающие на вопрос «что делает?»


Физкультминутка

Хомка, хомка-хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Какие действия выполняет хомячок?


5. Первичное закрепление.

Упр 2. с 100

-Прочти стихотворение .

Под корягой гриб стоял.

На ветру листок плясал.

На цветке пчела сидела.

А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях.

Спали бабочки на пнях.

Пил жучок с листка росу

Жарким днем в густом лесу.

Всё летало, спало, пело

И по делу, и без дела.

Птица, бабочки, листок –

Каждый дей|ство|вал, как мог. 


-Какие слова обясняют слово действовал?



-выберите из стихотворения слова-названия предметов и  и запишите их рядом со словами-названиями действий.


6. Самостоятельная работа  с взаимопроверкой.

Упр 4. Прочти слова. Подбери к ним слова-названия действий и запиши.

-а теперь поменяйтесь тетрадями, прочтите и поднимите руки, если думаете, что написан неверно.


7. Включение нового знания в систему знаний.

-Перед вами лежат карточки. В них написаны три ряда слов. В каждой группе найди лишнее слово и исключи его.

-Какое слова исключили из первой строчки? Почему?

-из второй строчки?

-из третьей строчки?



8. Итог урока.

- Давайте разбудим белочку, подарим ей новую корзину и положим туда новые слова.

Как мы назовем эту корзину?

-А теперь расскажем белочке, что нового мы сегодня с вами узнали.









(Ответы детей)









Ученики кладут слова стол, книга, небо в корзину «слова-названия предметов», слова  красный, вкусный, новая в «слова-названия признаков», а слова  читает, прыгает, собирает не знают куда положить.





-Нет

- мы не знаем, какие это слова-названия.

-что делает?

- слова, отвечающие на вопрос Что делает?




-затрудняются



- прыгает.

-собирает.

- читает.


Слово прыгает обозначает движение, а слова читает и собирает – работу.




Эти слова обозначают действие предметов.










-встает, моет, трет, подметает, выходит.




Словарная работа:

Под корягой – кәкре-бөкре агач астында

Лопотал – бытылдаган

И по делу, и без дела – кирәкле-кирәксезгә

Действовал – эш иткән







Слова: стоял, плясал, сидела, пела, лопотал, спали, пил, летало, спало, пело.


Самостоятельная работа с последующим обсуждением.

Стоял ...(гриб). Плясал ... (листок).

Сидела ...(пчела). Пела...(птица)




Собака ... дом. Корова ... молоко. Кошка ... мышей. Петух громко... .

(даёт, ловит, сторожит, кричит).

Взаимопроверка с последующим обсуждением.




Горка, город, грязный, гусь

Белка, белый, большой, больной.

Пишет, письмо, поёт, покупает.


- грязный, п.ч. это слово-названия признака

-белка, п.ч. предмет

- письмо, п.ч. предмет, остальные слова обозначают действие.






“Слова-названия действий”

Узнали слова-названия действий, они отвечают на вопрос “что делает?” и идут рядом со словами-названиями предметов.