Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Алексеева Анна Алексеевна

Открытый урок русского языка в 3 классе с использованием презентации, технологии межпредметной интеграции и технологии проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание приставок и предлогов.

Цели:

- научить различать приставки и предлоги на письме;

- закреплять знания учащихся о составе слова;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать речь, внимание, память и мышление учащихся;

- воспитывать интерес к изучению русского языка;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

 

Упражнение № 145 на странице 149 учебника Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык 3 класс первая часть»

- Проверьте, правильно ли выполнено домашнее задание на карточке, найдите ошибки, исправьте их.

КАРТОЧКА

Сдать, сгрузить, здуть, сгореть, связать, збежать, сжевать, сплисать, зделать, сбросить, сводить, сдвигать.

- В каких словах вы нашли ошибки?

(«здуть»- приставки «з» не бывает;

«збегать»- приставки «з» не бывает;

«зделать»- приставки «з» не бывает;

«сплисать»- безударная гласная «я», проверочное слово «пляс»)

  1. Минутка чистописания

На доске: кр…чал, ш…гал, б…жал

- Как думаете, какие буквы будем прописывать на минутке чистописания?

(и, а, е)

- Почему?

(в слова «кричал» надо вставить букву «и», проверочное слово- «крик»;

в слова «шагал» надо вставить букву «и», проверочное слово- «шаг»;

в слова «бежал» надо вставить букву «и», проверочное слово- «бег»)

- Прописать соединения строчных букв ИАЕ. К этим глаголам мы на уроке ещё вернёмся.

  1. Словарная работа

- Вспомним некоторые словарные слова.

а) Загадки

СЛАЙД № 2

Он в берлоге спит зимой

Под огромною сосной,

А когда придёт весна,

Он проснётся ото сна.

На доске под комментарий ученика: Медведь

СЛАЙД № 3

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое.

На доске под комментарий ученика: Корова

Слайд № 4

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

На доске под комментарий ученика: Собака

- Чем похожи эти слова?

( все слова- имена существительные в единственном числе;

все слова обозначают названия животных млекопитаюших)

- Какое слово лишнее?

(«медведь»- существительное мужского рода, а все остальные существительные женского рода;

 медведь- дикое животное, а корова и собака- домашние)

б) Работа у доски

- Придумайте к каждому слову однокоренное слово, напишите и выделите в словах корень.

  1. Работа над новым материалом

На доске: Правописание приставок и предлогов

- Прочитайте тему урока. Как думаете, о чём будем сегодня говорить? Разобраться с новой темой нам помогут слова из минутки чистописания и словарные слова.

На доске:

(на) кричал  (на) собаку;

(у) бежал  (от) медведя;

(про) шагал (до) коровы

- Назовите слова с приставкой.

(«накричал», «убежал», «прокричал»)

- Что такое приставка?

- Как пишется приставка с корнем?

- Прочитайте слова с предлогами.

(«на собаку», «от медведя», «до коровы»)

- Что такое предлог?

- Как пишется предлог с другими словами?

- Как это доказать?

(надо поставить между предлогом и словом вопрос или другое слово)

- Запишите словосочетания, раскрыв скобки.

  1. Физ. минутка

- Если я назову слова с приставкой- наклониться, если назову слова с предлогом- присесть.

Для друга, зашёл, в углу, потекут, от берега, с горы, заплясал.

  1. Упражнения для закрепления

а) «Найди лишнее слово»

На доске:

  1. (про)скакала, (по)родистая, (на) гриве
  2. (в) тайге, (на)охоту, (за)рычал

- К какому животному можно отнести слова первой строки?

(к лошади)

- Найдите в первой строке лишнее слово.

(«на гриве»- с предлогом, остальные- с приставкой)

- Запишите слова с приставкой.

- - К какому животному можно отнести слова второй строки?

(к тигру)

- Найдите во второй строке лишнее слово.

(«зарычал»-с приставкой, остальные- с предлогами)

- Запишите слова с предлогами.

  1. Работа с учебником.

Упражнение № 7 на странице 6  Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык 3 класс вторая часть»

- О ком этот текст?

- Что ещё вы можете сказать о волке?

(Если хватит времени, то можно выполнить упражнение № 10 на странице 6)

  1. Итог урока

- О чём говорили на уроке?

- Что такое приставка?

- Что такое предлог?

- Для чего служит приставка?

- Для чего служит предлог?

- Как пишется приставка?

- Как пишется предлог?

По ходу ответов заполнить таблицу:

Приставка

Предлог

это

часть……………………….

часть………………………..

служит для

пишется

- О каких животных говорили на уроке?

- Как думаете, какие из этих животных занесены в Красную книгу России?

СЛАЙД №  5- Амурский тигр

СЛАЙД № 6- Белый медведь

СЛАЙД № 7- Красный волк

  1. Домашнее задание  упражнение № 11 на странице 7
  2. Выставление оценок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Детский дом- школа»

городского округа Орехово-Зуево

Конспект открытого урока

русского языка

в 3 классе

по теме

«Правописание приставок и предлогов»

урок дан учителем начальных классов

 Алексеевой А.А.

в рамках школьной недели

гуманитарных наук

20 декабря 2012года