НЕВЕЖА И НЕВЕЖДА
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

Андреева Светлана Владимировна

Внеклассная работа. Лексическое значение слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevezha.rar2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по внеклассной деятельности во 2 классе

Тема урока «Понятие слов невежа и невежда»

Цель: продолжить работу над развитием устной речи. Строить сообщения в устной речи. Анализировать, делать выводы, сравнивать, высказывать свое мнение, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование: презентация учителя, карточки с басней А. И. Крылова «Свинья под дубом». Таблички: «Я знаю», «Я могу объяснить», «Я хочу знать»

Толковые словари на парту.

“Читайте больше!” – говорят вам взрослые. А почему они так говорят? Потому что люди давно заметили, что мало читающие пишут безграмотно.

Слайд 1

Посмотрите, чем отличаются слова «невежа» и «невежда» (Во втором слове появилась буква Д)

А кто может объяснить лексическое значение этих слов?

В литературном  языке нужно четко разграничивать слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по их значению и правильно употреблять их в речи.

Выберите табличку, которая поможет определить ваше состояние в начале урока.

Я хочу знать!

Я могу объяснить!

Я знаю!

Ребята, послушайте стихотворение А.Л.Барто «Невежа».

Дайте определение первому слову.

Слайд 2- 14

НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.

Однокоренные слова к нему: вежливость, невежливость, вежливо.

Вспомните литературных персонажей, о которых можно сказать, что он невежа.

Слайд 15

У вас на партах лежат карточки. Прочитайте басню.

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза  продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

«Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Один из учеников читает выразительно басню.

Учитель:

Как описывает Крылов свинью?

Ученики:

Прожорливая, противная, глупая…

Учитель:

Какие слова использованы для ее описания?

Ученики:

Невежда.

Учитель:

Почему она названа «невеждой»? Давайте обратимся к толковому словарю.

«Невежда» - малообразованный человек, неуч.

НЕВЕЖДА – это неуч, необразованный человек. Это слово входит в состав однокоренных слов: невежество, невежественность, невежественный.

Вспомните литературных персонажей, о которых можно сказать, что он невежда. Приведите примеры.

Слайд 16

Посмотрите на таблички, которые помогали определить ваше состояние в начале урока. Кто теперь может выбрать другую табличку? Докажите.

Итог занятия.  Можно ли сказать о сходстве или этих слов?  В чем их сходство?  В чем различие?

Информация для учителя

Невежа-невежда. Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать, т. е. знать. Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она все знает.

Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски – невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись : невежа-тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа- это невежливый, невоспитанный человек. А слово ведьма в сов. рус. яз. потеряло связь со словами невежа и невежда.