РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
статья по русскому языку по теме

Бугинова Елена Анатольевна

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обучения, основанных на диалоге младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Бугинова Елена Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 им.Г.С.Фатеева» с. Красногвардейское

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Аннотация

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обучения, основанных на диалоге младших школьников.

Ключевые слова: образование, русский язык, речь, творчество

Keywords: education, Russian, speech, creation

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Толстой

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Начальная школа – основа обучения каждого человека. Важнейшей целью начального образования является развитие личности младшего школьника с учетом его индивидуальных особенностей [8].

Вместе с тем наблюдаются противоречия между все возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых им сведений. Указанные противоречия заключаются в остающихся в основном репродуктивных методах школьного обучения [3].   

Одним из первых составляющих компонентов фундаментального ядра содержания общего образования является такой предмет, как  «Русский язык». Задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам [10]. Отсюда можно сделать вывод о том, что овладение умением составлять письменные тексты входит в группу важнейших образовательных задач изучения русского языка.

Таким образом, развитие речевого творчества младших школьников требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, где педагог выступает не ретранслятором знаний, а организатором, соучастником процесса обучения и развития [4].

Также одним из условий, способствующих становлению творческого потенциала детей младшего школьного возраста, является подбор заданий, насыщенных исследовательскими элементами и направленных на обеспечение творческого поиска [5].

Уже в первом классе целесообразно включать прием «Развитие ассоциативного мышления». Ассоциации используются для актуализации личного опыта  учащихся, «открывают» работу воображения, тем самым содействуя развертыванию творческой деятельности каждого. Кроме того у школьников вырабатываются необходимые умения по построению простого предложения: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения. Так, учащимся предлагается дополнить любую запись до предложения своими ассоциациями [7]. Например: осень – это очарование разноцветья красок в природе. (Бычихина Полина, 4 класс)   

Для формирования умения находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова используется прием «Синквейн» - (от фран. «пять») [9]. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.  

 Первая строка – одно имя существительное;

вторая строка – два прилагательных;

третья строка – три глагола;

четвертая строка – афоризм и т.д.;

пятая строка – одно итоговое слово. Например:

1.Вкус

2.Сладкий, сочный

3.Наслаждаться, смаковать, лакомиться

4.Во рту тает

5.Наслаждение

(Маслов Александр, 4 класс)

Прием «Слово - магнит» развивает навык письменной речи, учит отбирать наиболее важную информацию и представлять ее в сжатом, лаконичном виде. Необходимо представить, что слово живое существо, которое способно, как и человек, радоваться, грустить, быть добрым. Лексическое значение слова дети находят  в толковом словаре. Добрые слова отмечаем знаком «+», злые знаком    «-».

- Произнесите слово «солнце».

- Определите, доброе оно или злое.

- Представьте, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите слова, которые способны притягиваться к данному слову (по принципу: доброе тянется к доброму).

Вариант выполнения задания. Слово  солнышко (+):солнечный день, голубое небо, птички, бабочки, букашки, звонкие песни, радость, лесная поляна, тепло, дети, игры.

У каждого свои варианты. А в целом происходит непроизвольное наращивание лексики, мотивированной внутренними мыслительными  ассоциациями ребенка.

Подобранные слова – это «речевые кирпичики», из которых  можно построить целое здание, т. е. составить свой связный письменный  рассказ [6]. Например: На небе нет ни одного облачка. Светит ласковое солнышко. Его любят все. Птички, бабочки, букашки выбрались на солнышко и резвятся на поляне. Им весело. Не надо их ловить! (Дмитриев Дмитрий, 4 класс)

После того, как ученики выполнили данное задание, необходимо провести работу – комплексный анализ авторского текста: предложить объяснить  правописание слов, знаки препинания, подобрать заголовок, определить тему, главную мысль и т.п. Главное, чтобы работа носила последовательный, системный характер и охватывала все изученные разделы науки о языке.

Ведь не секрет, что в школе при обучении детей письменной речи остается еще большой запас неиспользованных резервов. Поэтому важная задача работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением  подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода [2].

Нужно помнить, что работа по организации детского творчества не терпит одноразовости, фрагментарности, суеты, что первые успехи всегда заслуживают поощрения, а первые трудности и неудачи не повод для огорчения.

Вместе с тем, говоря о проблеме развития речевого творчества, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без продуктивной деятельности [1]. Именно об этом сказал великий ученый Л.С.Выготский, когда написал: «Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».

Список использованной литературы

  1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008.
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Прохорова Л.Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников // Начальная школа. - 2003.- № 2.
  5. Саломатина Л.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования // Начальная школа. - 2010.- № 12.
  6. Слащева Н.Н. Развитие речи и речевого творчества ученика. Образование: взгляд в будущее: Сборник лучших работ участников IV Всероссийского конкурса педагогов. - Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010.
  7. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. - М., ЦГЛ, 2006.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
  9. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы / авт.-сост. Т.В.Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"

Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...

Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...

Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи  у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС

Развитие у детей  познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...

Игры для развития речевого дыхание детей младшего школьного возраста

Зачастую, в логопедический пункт зачисляются дети с нарушениями звукопроизношения. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Источником образования звуков речи является воздушная стр...