Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Работа в тетради.
1. Запишите число.
- Чистописание.
-Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?
-Нарисуем улитку на строчке.
(Показ на доске: сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»)
(Показ улитки на компьютере) слайд 1
-Какие буквы написаны на следующей строчке? (ь, ъ, ы)
-Обратите внимание на одинаковые элементы написания этих букв, на соединения с этими буквами.
(Ученики проговаривают написания букв и прописывают по образцу).
3. Работа с рядом слов:
Прочитайте слово, в котором:
- ь – разделительный
- ь – обозначает мягкость согласного звука
- есть хитрые буквы, почему хитрые?
- состоит из 3 слогов
- из 2 слогов
- односложные слова.
Какие знания понадобились?
Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?
Обозначим.
- Прочитайте ряд слов.
На доске карточки со словами с пропущенными буквами:
Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса,
- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?
- Почему ты считаешь, что я права (не права)?
Какое задание можно выполнить со словами?
- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее?
Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.) |
Учащиеся работают с рядом слов.
Роль Ь, правило определения слогов.
Обозначить гласные буквы.
Учащиеся читают ряд слов:
Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса,
Учащиеся делают выбор.
Обоснование детьми своего выбора?
Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)
Предположения детей.
| Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
Постановка учебной задачи | Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого | - Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы.
(учитель пишет на доске или один из учащихся)
Слово не входит на строку. масса
- Что же делать?
- Что значит перенести?
2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?
- Какие у вас идеи?
Учитель фиксирует варианты переноса на доске.
- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.
Задание было одно?
Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?
Как вы думаете, какая тема урока?
- Учитель фиксирует тему на доске Перенос слов.
Вы говорили правила переноса слов. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?
О чём это нам может говорить?
-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.
Какие задачи поставим перед собой?
ФИЗМИНУТКА (для глаз) | Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием.
Надо слово перенести
Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.
Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.
Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…
Да
Как переносятся слова.
Как переносить слова; правила переноса слов.
Во множественном.
Наверное, их много, несколько.
Открыть правила переноса, научиться переносить слова. | Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Открытие «нового» знания
| Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
инструкция
целеполагание
предъявление результата
| Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?
У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.
А план работы такой. Слайд 2
1. Прочитать слова
2. Обратить внимание на выделенные буквы
- Посмотреть, где стоит знак переноса
- Сформулировать правило переноса слов.
Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?
Сколько правил у нас получится?
Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.
Слушаем результаты работы групп.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 3.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
Вы согласны с выводом группы?
Фиксирует на доске правило:
Слова переносятся только по слогам.
Слушаем вторую группу. Слайд 4.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
Вы согласны с выводом группы?
Фиксирует на доске правило:
Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом.
Слушаем третью группу. Слайд 5.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
Вы согласны с выводом группы?
Фиксирует на доске:
Буквы Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку.
Слушаем четвёртую группу. Слайд 6.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод
Вы согласны с выводом группы?
Фиксируем:
Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.
Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим Слайд 7.
А почему нельзя переносить?
Слово из одного слова не переносится. | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.
Правило переноса слов.
Сколько групп, столько и правил
Дети работают в группах и формулируют правило.
Представитель от 1 группы показывает задание.
Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш,
Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.
Показ задания.
Все читают хором слова: груп-па, тон-на.
Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.
Показ задания.
Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд
Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)
Показ задания.
Все читают хором слова: оси-на, Юлия
Выделены слоги О -, Ю-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.
Читаем слова: сон, конь.
Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.
Слова переносятся только по слогам! | Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической |
Реализация построенного проекта:Структу-рирование полученных знаний
| Построение нового способа действия | Сколько правил мы открыли?
Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.
Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?
Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.
Фиксирует на доске:
- Читаем слово.
- Делим на слоги
3. Вспоминаем, какое правило подходит.
4. Записываем
Для чего нужно вспомнить,какое правило подходит?
Физминутка «Арам-зам-зам» | Проговаривают правила.
Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил.
Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.
Можем перенести неправильно | Составленный алгоритм переноса слов |
Первичное закрепление нового способа действия | Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий | Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?
Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку? Дописываем.
Игра «Живые буквы».
Горка, мостик, урок, дым, Мишенька.
Тест. Слайд 8-11.
Проверка. Слайд 12. |
Не могли перенести слово МАССА.
Применяют алгоритм и объясняют перенос.
| Выполненное задание |
Рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Какое открытие мы сегодня сделали?
Для чего нам понадобились эти правила?
Как нам удалось открыть правила.
Что понравилось на уроке?
Оцените себя с помощью таблицы.
Слайд 13
Воспользуйтесь подсказками на экране. | Правила переноса слов.
Не смогли перенести слово.
Мы работали в группах, выполняли задание.
Дают словесную оценку и цветовую. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |