Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Волошина Людмила Алексеевна

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

«Исследовательское обучение» – подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока. Многозначные слова.

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)

  1. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, словари С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой , презентация

Дидактическая цель: познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений.

Задачи урока:

  1. Развивать внимание к значению слова;
  2. Развивать умение анализировать значение и происхождение слова;
  3. Вести наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи.
  4. С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
  5. Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
  6. Формировать умение работать в группе.
  7. Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.

Вы уже знаете, что слово состоит из звуков и имеет значение.

-Что изучает фонетика? Лексика? Где можно найти лексическое значение незнакомых тебе слов?

IV.Постановка темы и целей урока. 
ПОДВЕДЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ

 (от известного к неизвестному).

-Откройте 26 страницу учебника, послушайте стихотворение А.Л. Барто.

 «Разговор с дочкой»    

«Мне не хватает теплоты», -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

И в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала», -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.

-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?

-Какое значение в этом тексте имеет слово теплота?

-Найди в толковом словарике то значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте.

Рубрика «Тайны языка»:

-Как  называются слова, имеющие одно или несколько значений? (чтение правила)

-Сформулируйте, о чём мы будем говорить на уроке, тему урока.

Я предлагаю исследовать причины появления у слова нескольких значений.

V.Работа над новым материалом

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ

Давайте вспомним , как проходит работа ученого-исследователя.

  1. Определение темы, проблемы исследования
  2. Выдвижение гипотезы
  3. Выбор методов исследования
  4. Составление плана исследования
  5. Сбор, обработка информации
  6. Анализ и обобщение полученных материалов
  7. Подготовка отчёта исследования
  8. Защита сообщений
  9. Обсуждение итогов завершённой работы

Итак, тема нашего исследования «Причины появления у слова нескольких значений».

Гипотеза: значения слов появились на основании сходства.

Как вы думаете, какие существуют способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?

-Можно спросить у взрослых, посмотреть в справочной литературе, обратиться за помощью к компьютеру, попытаться подумать самому, наблюдение за словом.

План исследования

- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(2,4,5)

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сбор, обработка информации

Давайте разделимся на несколько групп, попытаемся исследовать слова:

1 группа - кисть

2 группа - корень

3группа - ручка

Работать будем по плану:

  1. Запиши слово, определи часть речи, выдели орфограмму.
  2. Разбери слово по составу.
  3. Напиши слово в транскрипции.
  4. Перечисли известные тебе значения слова;
  5. Составь словосочетания, употребив эти слова в переносном значении.
  6. Придумай и запиши предложение с этим словом.
  7. Дай лексическое значение изучаемому слову, а затем сравни с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)
  8. Сделай вывод.


Поможет вам в работе учебник стр.27

Анализ и обобщение полученных материалов

-Какой вывод можно сделать о проделанной вами работе?

- Почему у слов появилось несколько значений? Давайте сравним ваш вывод с выводом учебника. Страница 28.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Заслушиваются ответы детей каждой группы.  Помните, что сообщение должно быть кратким.

Есть вопросы к выступающим?

  1. Многие слова, которые мы сейчас знаем как многозначные, раньше имели только одно значение, но постепенно у них стали появляться и другие значения, помимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.

  1. Наблюдение над многозначными словами.

1) Составьте словосочетания, употребив эти слова в переносном значении, обсудите и запишите:

1 группа – носик, ушко

2 группа –головка, ножка

3 группа-глазок, ручка

-Проверка (дети читают словосочетания, а учитель показывает на слайде соответствующую картинку: носик чайника, носик ботинка; головка чеснока, лука, цветка, сыра; ушко игольное, у ведра, цветок –медвежье ушко, у деревянного тазика ушко (ушат); ножка стола, стула; глазок дверной, картофельный; ручка шариковая, у двери, у чайника, чашки)

-Какой вывод можно сделать о проделанной нами работе? (слова имеют несколько значений и употребляются в прямом и переносном смысле)

-Напомните, с какими частями речи мы работали? ( имена существительные)

Вывод: имена существительные  имеют несколько значений.

2)- Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений? (могут)

Прочитайте на странице 28 учебника  стихотворение Я.Райниса «Соловушка»

Объясните, в каких значениях употреблено слово золотой. Если затрудняетесь, обратись за помощью к словарику.

-Объясните значение словосочетания золотой человек ( золотое сердце, золотой характер)

-Какие словосочетания со словом золотой вы знаете? (золотые руки, золотые листья, золотой ключик, золотое кольцо, золотой голос)

-В каких значениях употреблено слово золотой в этих выражениях?

-Напомните, к какой части речи относится слово золотой .

-Какой вывод можем сделать? (имена прилагательные  могут иметь несколько значений)

3) Могут ли глаголы быть многозначными?

-Прочитайте стихотворение.

В.Орлова  «Часы».

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы стоят на месте!

-Какое это стихотворение по настроению? (юмористическое, шуточное)

-Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении (стоят, спешат, идут, отстают)

-Объясните значение слова идут (быть в действии)

-В словаре Ожегова дано 26 значений слова идут.

-Какой частью речи являются эти слова?

-Сделайте вывод (глаголы могут быть многозначными и иметь несколько значений)

  1. Значит, многозначными могут быть и имена существительные, и прилагательные, и глаголы.

        

VII. Работа с толковым словарем.

-Найдите в словарике слова масло и пейзаж.

Стр.148 многозначное слово масло (2 значения)

Стр.150 многозначное слово пейзаж (2 значения)

  1. У каждого многозначного слова есть основное значение, оно всегда в толковом словаре пишется первым, а другие значения, которые возникли в результате переноса названия с одного объекта на другой, называется переносными  значениями и они в толковом словаре будут под № 2, 3 и т.д.

VIII. Закрепление.

1.Работа в тетради и на доске.

- Сейчас нужно будет распределить слова в два столбика. В первый будем записывать слова, с основным значением, а в другой с переносным.

Основное значение слова

Переносное значение слова

шить иглой

игла дикобраза

щучий хвост

хвост очереди

детская ручка

дверная  ручка

золотой кулон

золотое сердце

стальная проволока

стальная воля

колючий кактус

колючий взгляд

вода закипела

закипела от возмущения

упала с горки

температура упала

IX. Рефлексия.

-Какова тема урока? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

-Какие слова называются многозначными и однозначными?

-Что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова?

-Где можно выяснить значение непонятных тебе слов?

-Какие словари вы знаете? (показ слайдов)

Сегодня на уроке (продолжи)

я узнал...

я понял...

мне было интересно...

мне было трудно...

X. Домашнее задание: найти в толковом словарике 2 многозначных слова, придумать словосочетания с переносными значениями этих слов.

festival.1september.ru

konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc –

nschool2.ucoz.ru_tbkp/otkrytyj_urok_rus-jaz_vo_2…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...

Русский язык 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Технологическая карта к уроку русского языка. 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"   Тема урока: правописание приставок на з- и с-...

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...

Урок русского языка 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Цель урока: Организовать учащихся для совместной познавательной деятельности по "открытию" способа определения написания гласных о,ё после шипящих в корне слова. На уроке применялись различн...

Урок русского языка 2 класс .УМК "Начальная школа 21 века". Тема "Однокоренные слова"

Урок с применением технологии деятельностного метода обучения....