Урок русского языка 2 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Ведерникова Ольга Борисовна

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Тема: "Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vedernikova_olga_borisovna.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Ведерникова Ольга Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ «Долговская  СОШ»

УМК «Школа России»    

Тема: «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова»

Тип урока: комбинированный.

Обучающие задачи:

    1. Закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными     гласными в корне, закрепить умение распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, умение подбирать проверочные слова, обогащать словарный запас учащихся, прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы.

      2.Формирование  навыка правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений.

      3.Создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;  на умение разрешать поставленные проблемы.

     4. Расширение активного и пассивного словаря детей.

Задачи, ориентированные  на  развитие  личности  учащегося:

 1. Создание условия для развития у школьников  основных психических процессов – памяти, внимания, мышления.

 2.Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развития умения кратко излагать свои мысли.

3. Создание условий для  развития фантазии, воображения,  наблюдательности,  фонематического слуха, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

1.Раскрытие для детей красоты и богатства русского языка.

2.Обучение умению общаться между собой.

          3. Способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки;

приобщать детей к ЗОЖ.  

         

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, памятка-алгоритм для работы с безударными гласными.

      Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие

Урок русского языка

«Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова»

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методические рекомендации

1.

 Организационный момент. 

Ребятам предлагается собрать из слов предложение: нас, все, у, сегодня, получится. Сегодня у нас все получится.

Прочитайте это предложение с логическим ударением на разные слова.

Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, все получиться.

-Откройте тетради и запишите дату сегодняшнего дня. Помните, от чего зависит красивое письмо?

Эмоциональный настрой. 

Слайд №1-2

Личностные: самоопределение роли ученика

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

2.

Мобилизирующий этап

Составляют текст – рассуждение: 

Если Алексей нарисовал снеговика, а Николай не стал рисовать деревья зимой, значит, их нарисовал Роман, следовательно, Николай нарисовал детей на улице.

Выполним логическое упражнение. На экране запись:

Ребята – Роман, Николай и Алексей рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице. Алексей нарисовал снеговика, Николай не стал рисовать деревья зимой.

Определите, что нарисовал каждый из мальчиков, используя слова

 ЕСЛИ

ЗНАЧИТ

СЛЕДОВАТЕЛЬНО.

Мы выстроили логическую цепочку, теперь проверим.

Слайд №3

Слайд №4-5

Коммуникативные:

3.

 Определение темы и целей урока.

Цель: актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке.

Метод: беседа

Ответы учащихся:

Безударная гласная в корне

Проверяемая и непроверяемая

Называют тему урока

Тема урока “Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова”

Ребята – Роман, Николай и Алексей рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице. Алексей нарисовал снеговика, Николай не стал рисовать деревья зимой.

Что объединяет эти слова?

В чём различие?

На какие две группы мы поделим слова с безударной гласной в корне?

Кто из вас догадался и назовёт тему урока?

  1. Сегодня мы должны повторить правило проверки безударных гласных в корне.
  2. Упражняться в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

Слайд №6

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Слайд №7

Слайд №8

4.

Работа по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя с места.            Если буква гласная
Вызвала сомнение,           Ты ее немедленно
Поставь под ударение!

- Вспомните алгоритм проверки слов с безударными гласными.

 1. Читаю слово.

2. Определяю ударение.

 3. Подбираю однокоренные слова.

 4. Выделяю корень.

5. Подбираю проверочное слово.

6. Пишу гласную

(находится на классной доске)

Роман, Николай, Алексей, зимой, снеговика, детей. Вывод: в ударном и безударном положении гласные в корне пишутся одинаково.                 (Работа в тетради)

Найти слово в словаре и запомнить.  Р . бята,        р . совали, к . ртину, на  ул. це. (Самоконтроль)

 На тему “Зима”

Как проверить слова с безударной гласной в корне?  

Приведите примеры слов из текста с проверяемой безударной гласной. (Роман, Николай, Алексей, зимой, снеговика, детей). Устно подберите проверочные слова. Сделайте вывод: Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях?

А что нужно делать, если в слове безударную гласную проверить нельзя?  

Приведите примеры таких слов из логического упражнения. 

На какую тему ребята рисовали картину? 

Слайд №9

Регулятивные: планирование,

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Познавательные: моделирование

Слайд №13

Игра: “Ассоциации”. 

Цель: обобщение и систематизация знаний

Холод, стужа, мороз, снег, вьюга, метель, лыжи, коньки, санки, белая, новый год, подарки, горка

(Непроверяемая безударная гласная Е)

Запись слова в тетрадь

Выделяют безударные гласные. (а,и,о,е,я)

Декабрь. На улице мороз. На деревьях иней. Под ногами скрипит снег. Застыла река. Ребята спешат на хоккей.

            (Е, И, О)

(Работа в тетради)

(Декабрь, деревья - 7 букв, 6 звуков), (хоккей – 6 букв, 5 звуков)

Какие слова вам сразу приходят на ум, когда слышим слово “Зима”?

Ребята, давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с зимой Сегодня Зимушка пришла и к нам на урок и привела с собой первый зимний месяц. Посмотрите, какая белоснежная красавица. Весь урок она будет помогать нам в работе. Зимушка любит чистоту – посмотрите, какой порядок она навела на улице – всё белым-бело. Я думаю, что и в ваших тетрадках сегодня будет порядок.

Ребята, а какой сейчас идёт месяц? Какой же месяц привела с собой Зима? (Декабрь).

В народе говорят, что:

Декабрь – “ветрозим”, полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Какая орфограмма в слове декабрь? Измените слово так, чтобы было в нём две безударных гласных. (Декабря)                     Месяц декабрь принёс вам очередное задание             На доске слова: Д . КАБРЬ, УЛ . ЦА, М . РОЗ, Д.РЕВЬЯ, ИН . Й, СКР . ПИТ, Р . КА, Х . ККЕЙ.

Составьте, используя эти слова, рассказ на тему “Зима”: Запишем текст, выделяя и объясняя орфограммы.

Выделите грамматическую основу в четвёртом и шестом предложении.

Назовите безударные гласные, которые встретились в тексте.

Найдите слова, в которых количество букв не соответствует количеству звуков.

Познавательные

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.самооценка- Так значит, чтобы не было ошибок, что нужно? (Знать правила и применять их).

 

5.

Физ.минутка

  1. Представьте, что в нашем кабинете пошел снег. Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь…
  2. Представьте, что из снега, который нападал в нашем классе, мы начали лепить снежки. Давайте, покидаем друг в друга снежки. А сейчас вы превратились в снеговиков. Покажите, какие вы красивые, довольные. Но вот выглянуло солнышко, снеговики стали таять. Сначала голова, потом туловище, и растаял совсем.

Садитесь. Возможно, к концу урока мы слепим своего нового снеговика

Слайд №17

Рациональная организация учебной деятельности обучающихся. Направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

8.

 Работа по учебнику  

Работа по карточкам

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает как стекло.

На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло.

Мальчик двигается

Стр. 110, упр. 174 . Фронтальная работа у доски используя алгоритм проверки б\г.  

Прочитай стихотворение, объясни выделенные буквы. Почему мальчику тепло, ведь на улице мороз?

Зимние прогулки во дворе и походы на лыжах в лесу или парке очень полезны. Но обязательно нужно к ним подготовиться: тепло одеться, открытые части тела смазать кремом, вазелин или гигиеническая помада поможет сохранить губы от обветривания. Зимой, особенно в сильные морозы, существует опасность обморожения. Это очень опасно. В обмороженных частях сначала ощущается холод и боль, кожа твердеет и светлеет, затем наступает онемение, и боль проходит, но это плохой признак! Нужно принимать срочные меры, чтобы кожа или части тела не омертвели.

Что в этих случаях делать? (удалить одежду с повреждённой части тела, потом осторожно подвигать пальцами, если это рука, то поднять выше уровня сердца, чтобы востановить кровообращение, согреть тёплыми руками пострадавшую часть тела, добравшись до дома опустить в тёплую воду обмороженное место, принять горячую ванну, выпить горячего чаю и обязательно обратиться к врачу! Нельзя растирать и массировать повреждённую морозом область тела, категорически запрещается трогать образовавшиеся волдыри. Поэтому в сильный мороз необходимо тепло одеваться, не обувать тесную и недосушенную обувь, нельзя долго находиться на ветру, медленно прогуливаться по улице, играть в снежки.

Скоро начнутся зимние каникулы, я думаю, что эти знания вам обязательно пригодятся.

Коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра, видеть ошибки, контролировать себя и партнера

Познавательные

Слайд №18

9.

Самостоятельная работа.

Работа в парах

Работа в тетради

Работа по учебнику

Составьте из данных слов четыре предложения, запиши, вставляя пропущенные буквы, подчеркни главные члены.

  1. Д*твора, снежную, любит, зиму.
  2. З*вут, на, к*ток, к*ньки.
  3. А*дёт, лыжня, в, лес.
  4. Р*бята, с, гор, к*таются, на, санках.

Стр. 110, упр.175.

Слайд №19

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно

и произвольно строить речевое высказывание; соседа.Оценивание на этапе. (При работе в парах учитель наблюдает за учащимися: умение работать с источниками информации, умение общаться друг с другом, договариваться между собой, умеют ли поддерживать беседу, правильно ставить вопросы по данной теме). Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,владение монологической и диалогической формами речи.

10.

Выслушиваются варианты детей: “А мороз невелик”; “Приезжай к нам грузовик” “Появляйся снеговик”.

Внимательно прочитайте и попробуйте быстро произнести эти строчки. А теперь попробуйте дорифмовать последнюю строчку“А мороз невелик…”; “Приезжай к нам г…” “Появляйся с…”).

Наш снеговик может появиться, если мы еще раз четко произнесем эти строки.

Из трех комков (кругов разного цвета и размера) на магнитной доске учитель с детьми моделируют снеговика.

Слайд №20

Коммуникативные:

11.

Работа с однокоренными словами.

Проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово снег

Снеговик, снег, снеговая, снежинка, снежок, снегоход

Какая орфограмма в слове снеговик?

Подбери однокоренные слова.

12.

Домашнее задание 

(по рядам). Снеговик принёс вам домашнее задание. Задание даётся на фоне снежинок.

  1. Придумайте свой рассказ, используя однокоренные слова с корнем “снег”.
  2. Придумать загадку или сочинить стихотворение о зиме.
  3. Написать мини-сочинение на тему “Зимний день”, “Зимние забавы”.

Слайд №21

Самооценка учащихся своей деятельности на уроке по 3 уровням.

Дети на большой, средний и маленький “комы” снеговика приклеивают снежинку

А теперь оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке. Оцените себя по трем уровням: 1) “очень хорошо”; 2) “хорошо”;                        3) “удовлетворительно”.

Слайд №22

14.

Итог урока

Сегодня на уроке я: научился…..
было интересно…
было трудно ….
мои ощущения…

Выставляются и комментируются оценки за урок.                                  Что нового вы узнали на уроке? Что вам с этого урока пригодиться для жизни? Какая цель была поставлена на уроке? Как вы считаете, она достигнута? На улице зима. Нам с Зимушкой понравилось, как работали на уроке…

Слайд №23

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Презентация к уроку русского языка (УМК "Школы России") 3 класс "Изложение после зрительного восприятия текста"

Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе УМК "Школы России" по тексту упражнения 88 части 1 учебника....