Заглавные буквы Р,Т,Г,П в именах собственных. Урок обучения письму. 1 класс. УМК "Школа России". ФГОС.
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Билинская Ирина Ярославна

Тип урока – урок повторения предметных ЗУНов знаний.

Основная    цель:    закрепление    навыков    правильного    написания  заглавных букв и имён собственных; формирование  самооценивания.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательная    задача:    закрепить  правило    написания заглавной буквы в известных категориях  имен  собственных  и познакомиться с ранее  неизвестными ; продолжить формирование навыков самооценки;

 Развивающая:    развивать    мыслительные    операции,    внимание,    речь, коммуникативные способности и регулятивные навыки;

Воспитательная: воспитывать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности);

Содержание урока соответствует  программе, задачам урока, что  позволяет осуществлять межпредметные связи, способствует  развитию интереса и творческих способностей, формированию УУД (универсальных учебных действий): познавательных, коммуникативных и регулятивных. Обучающиеся активно участвовали в процессе целеполагания, сумели самостоятельно сформулировать тему урока.

Выбранная мною структура урока оптимально соответствует типу урока, отличается композиционной стройностью, взаимосвязанностью этапов и усложнением видов деятельности от этапа к этапу, постановкой учебных задач и подведением итогов.

Сочетание разнообразных методов: объяснительно-иллюстративный, метод эвристической беседы, частично-поисковый способствовали активизации мыслительной деятельности, обеспечивали развитие познавательной самостоятельности. Самостоятельная работа занимала значительное место на уроке: ребята, ребята отрабатывали  правописание имён собственных,  устанавливали причинно-следственные связи, занимались поисковым чтением.

На уроке чередовались способы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная. Это позволило вовлечь всех учащихся в процесс познания.

Для достижения максимального результата были использованы элементы современных технологий: ИКТ,  создание ситуации успеха, здоровьесберегающая.

Повышению мотивации способствовала система самооценивания результатов действия учащихся на уроке. Использование  листов самооценки обеспечивало формирование навыков самоконтроля и самооценки. Учащиеся были активны, уровень усвоения знаний - продуктивный.

Эмоциональный и психологический фон урока - благоприятный..    Ребята   сумели самостоятельно   сформулировать   правила   правописания   имен собственных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМЕНТАРИЙ

1.Мотивация учебной деятельности





Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как мы работаем и чему уже научились. Поэтому я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес  нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и новых знаний вам.

- Какой  у нас сейчас урок? (обучение письму)

- Составим план работы. Что мы обычно делаем на уроках обучения письму? (пишем красиво, работаем самостоятельно, в парах, рассуждаем-думаем-сравниваем, оцениваем, читаем целыми словами, читаем выразительно, проверяем, моделируем,)

- Что мы сейчас делали? (планировали)

- Вы молодцы! А где нам может пригодиться умение планировать свою деятельность?














Ответы  учеников. Планирование.

Составление плана работы на уроке при помощи опорных значков.

Ответы учеников.

УДД личностные: освоить личностный смысл учения, желания учиться

2.Целеполагание








- Посмотрите на экран (слайд № 1: «Мальчик делает уроки»)

- Кто это? (Мальчик)

- Придумаем ему имя.

- Назовите опасное место в этом слове (большая буква).

- Никита прочитает нам  отрывок из  стихотворения  Е. Измайлова:

Буква большая

Выросла вдруг,

Выросла выше

Всех букв-подруг…

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки  в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней  им быть и виднее,

Чтобы звучало

Громко и гордо

Имя твоё…

- Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о заглавной букве в именах, фамилиях)

- Оцените свою деятельность предварительно, т. е. спрогнозируйте оценку(кратко повторяем критерии самооценки): - Кто выбрал  зел. –

                                     желт. –

                                     красн. -

- В каких случаях, знакомых вам, пишется заглавная буква? (заполняем левый столбец)

  - Чему научимся к концу урока? (заполняем правый столбец)

                           

 Слайд № 2:

ЗНАЮ

УЗНАЮ

?

?

 После ответов ребят появляется запись в таблице:

ЗНАЮ

УЗНАЮ

Большая буква в

- ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ людей;

- КЛИЧКАХ животных;

- НОВОЕ: большая буква в других словах.

- Представьте это правило в виде схемы (модели).



Ответы учеников.



Выразительное чтение стихотворения наизусть.























Ученики проговаривают учебную задачу на урок.


Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.


















Моделирование.


УДД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

готовность к принятию и решению учебных и познавательных  задач.

УДД регулятивные:

  1. формируем умение высказывать своё предположение на основе  работы с электронной презентацией;

2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3. Создание ситуации успеха







- А зачем нам знать это правило?

- Как вы думаете, ребята, зачем человеку имя? (Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека уже давно нет, а имя его живёт. Что такое имя? Имена – это особые слова. Ведь если показывают на кошку, а вы говорите: «Вот собачка бежит», - вам никто не поверит. Но если свою сестрёнку Олю при знакомстве вы называете Машей, то никто не заподозрит обмана. В Древней Руси давали сразу два имени: одно для жизни, другое – для Бога, т.е. крёстное имя.

- Сейчас мы будем смотреть  отрывок из сказки (Слайд № 3 : видеофрагмент из сказки Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков».)

 -Подумайте, каким значком вы оцените деятельность мальчика? (красным)

- Ему нужна помощь?

- Мы сможем помочь? (да)

- Итак, отправляемся в сказку «Страну невыученных уроков»…







УДД регулятивные:

1)формируем умение высказывать своё предположение на основе  работы с электронной презентацией;

  1. формируем умение оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  2. формируем умение  осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию учебной деятельности.

УДД познавательные:

  1. формируем умение  извлекать информацию  из зашифрованных схем, текстов;
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;  
  4. формируем умение на основе анализа  объектов делать выводы;  
  5. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  6. формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; отвечать на вопросы учителя;

УДД личностные:  

желание учиться.

4. Тренировочные задания

















































































Слайд № 4: Страна невыученных уроков. Закрытые ворота, которые охраняют  ?, ! , рядом с ними стоит королева Каллиграфия.

- Что нам нужно сделать, чтобы попасть в Страну невыученных уроков?  (открыть ворота)

- Чтобы ворота открылись, мы должны узнать охранников. (? – спрашивает, ! – удивляется, радуется, королева Каллиграфия – учит красиво писать)

Слайд №5: Открытые ворота, видна тропинка…

-Путешествуя, мы попадём во владения этих героев. А чтобы наш незадачливый ученик вернулся домой, мы должны вместе с ним пройти испытания.

Слайд № 6 : Дворец Каллиграфии. Чтобы продолжить путешествие мы должны выполнить задания .

Слайд № 7: Тетрадный лист, на нём написаны буквы, верхняя часть которых закрыта кляксами.

- Узнали буквы? Назовите их. (Заглавные Т,Г,П,Р.)А сможем ли мы правильно и красиво написать эти заглавные буквы? Выполните предварительную самооценку.

ФИЗМИНУТКА № 1:

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

-Я ТЕТРАДЬ СВОЮ ВОЗЬМУ,

И НАКЛОННО ПОЛОЖУ.

Я, ДРУЗЬЯ, ОТ ВАС НЕ СКРОЮ

РУЧКУ Я ВОТ ТАК ВОЗЬМУ.

СЯДУ ПРЯМО, НЕ СОГНУСЬ,

ЗА РАБОТУ Я ВОЗЬМУСЬ.

Слайд № 8: Поочерёдно появляются  буквы, карандашик показывает технику написания. (ребята  «пишут» обратной стороной ручки у себя на ладонях, а затем делают запись в тетрадях.)

-Сравните свои записи с эталоном. Обведите карандашом самые лучшие буквы. Оцените свою работу: если нет  исправлений, в основном все элементы написаны правильно – с наклоном, до половины широкой, дополнительной строки,  или есть 1-2 незначительных недочёта – можно поставить зелёный значок, если было трудно правильно прописать буквы – есть 3-4 исправления или нарушения правописания – жёлтый значок.

Слайд № 9: Дворец Вопросительного знака. Чтобы продолжить путешествие мы должны ответить на вопросы.

- Кто пишет сказки?

- Какие бывают сказки?

Слайд №  10: Русские народные сказки. Авторские.

( на слайде появляется обложка одной из сказок).

*Какие русские народные сказки вы знаете?

Звукобуквенный  анализ  слова Репка. Составить схему при помощи звуковичков.  Проверка - выполняет ученик у доски, остальные в тетради. Я тоже выполнила разбор – проверка по эталону.

 Авторские.

- Фрагмент из какой сказки вы смотрели? Кто её автор? ( обложка сказки Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

 -Что мы сейчас делали? (ответ одного ученика, его самооценка по критериям)

- Открой свой дневник и закрась кружок.

- Мы попали в сказку, чтобы помочь герою. Как вы думаете, сколько испытаний мы должны пройти (три – троекратный повтор).

Слайд №  11:Обложка тетради, где фамилию и имя ученика закрыл возмущённый восклицательный знак.

- Что своим видом показывает нам  восклицательный знак?

 - Почему восклицательный знак закрыл собой фамилию и имя ученика?

- А вы, догадались, чья это тетрадь? (Перестукина Виктора)

- Какое правило не знает ученик?

- Вы сможете исправить ошибки?

- Что будете делать? (вставляют пропущенные заглавные буквы, сравнивают с образцом)

- А свои фамилии и имена вы сможете написать? Поставьте в лист самоконтроля в первую графу «ПРОГНОЗ» - значок.

На карточке запишите, проговаривая, свою фамилию и своё имя. Сравните свою запись с эталоном.

Слайд № 12:Обложка тетради по письму, на которой поочерёдно появляются фамилии и имена детей. Оцените свою запись: нет ошибок, буквы написаны правильно - зелёный значок, есть исправления, 1-2 ошибки – жёлтый значок.

ФИЗМИНУТКА № 2:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.






Ответы учеников.













Ответы учеников.








Разминка для пальчиков.

Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.













Работа в тетрадях.


Самооценка.





Ответы учеников.










Ответ ученика.

 


Ответы учеников.

Работа в тетрадях.






Самооценка, проговаривание критериев.














Работа с карточками– шаблонами. Проверка по эталону.







Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.

Работа с карточками– шаблонами. Проверка по эталону.

Самооценка.









УДД коммуникативные:

участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга.

УДД регулятивные:

принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи.

УДД коммуникативные:

умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

УДД познавательные:

 Умение моделировать и анализировать; умение наблюдать и делать простые выводы.

УДД познавательные:

Умение находить  необходимую информацию.

УДД коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

УДД регулятивные:

Умение корректировать выполнение задачи;

 прогнозирование (предвосхищение результата)



































УДД регулятивные:  умение соотносить правильность выполнения с образцом.



















УДД регулятивные:

прогнозирование (предвосхищение результата)

5.Создание ситуации разрыва









- Внимательно посмотрите на обложку тетради, перечитайте надпись, можете ли вы дополнить нашу схему – модель новым пунктом (названия населённых пунктов)

- ! приготовил ещё одно задание. Нужно найти  в тексте слова, которые пишутся с большой  буквы и объяснить почему они написаны так.

- Откройте «Азбуку»  на с.86, внимательно прочитайте  текст в верхней части страницы. Какие слова пишутся с заглавной буквы? Что они обозначают? (Отечество, Родина, Россия – называют родную страну, государство).

*Запишите слова на букву Р.

 Дополним схему – модель ещё одним пунктом (названия стран).

Моделирование.




УДД познавательные:

Умение находить  необходимую информацию;

отвечать на вопросы учителя.

6. Работа в парах.















Правила работы в парах.

- слушать друг друга;

- помогать друг другу;

- вместе решать возникшую проблему;

(прогнозирование самооценки)

-Возьмите слова, распределите в две группы. Объясните,  по какому признаку группировали.

- Один, два, три! Работу в парах начни!

(У каждой пары своё задание – дифференцируются по степени сложности)

 Проверка по эталону. Слайд № 1 4(ка

Самооценка(лист самоконтроля)

 *Звуковой анализ одного слова.


Слайд № 15( 

ЗНАЮ

УЗНАЛИ

Большая буква в

- ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ людей;

- КЛИЧКАХ животных;

- НОВОЕ: большая буква в

НАЗВАНИЯХ СТРАН

- Буква большая совсем не пустяк,

В букве большой - уважения знак!

Работа в парах.

УДД коммуникативные:

  1. формируем умение слушать и понимать других;
  2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  3. формируем умение оформлять свои мысли  в устной форме;
  4. формируем умение работать в паре.

УДД регулятивные:  умение соотносить правильность выполнения с образцом.

7. Оценочно  - результативный компонент.



Слайд № 15: Видеофрагмент (герой благодарит ребят за помощь)

- Что из запланированного сделали?

- Как оценим свою работу? (в дневниках)

Что мы сегодня делали на уроке?

- планировали свою деятельность;

- развивали речь (проговаривали)

- работали с информацией.

- Где нам пригодится это?

УДД личностные:  

личностный рост, личные достижения, освоить личностный  смысл учения, желание учиться.

УДД регулятивные:

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже  усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно- тематическое планирование уроков ИЗО 1 класс "Школа России" ФГОС

Календарно- тематическое планирование уроков ИЗО составлено с учетом ФГОС 2 поколения. С характеристикой основной деятельности учащихся....

Календарно- тематическое планирование уроков ИЗО 1 класс "Школа России" ФГОС

Календарно- тематическое планирование уроков ИЗО составлено с учетом ФГОС 2 поколения. С характеристикой основной деятельности учащихся....

Урок математики 1 класс (Школа России ФГОС)

Тема «Результат сравнения» математика 1 класс       Задачи·         Обучающие: научить сравнивать числа, выражая результат сравнен...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Технологии" 2 класс, "Школа России", ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Календарно-тематическое планирование уроков в 3 классе. Школа России.ФГОС

Календарно-тематическое планирование уроков в 3 классе. Школа России.ФГОС...

Конспект урока обучения письму "Письмо заглавной и строчной букв «О о». (УМК Школа России, 1 класс)

Тема: Письмо заглавной и строчной букв «О о».Цели деятельности учителя: формирование графического навыка: обучение написанию строчной и заглавной букв «О о», их соединение с др...