Как узнать окончание?
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Мартьянова Аурика Ивановна

Урок русского языка во 2 классе  направлен на:

а) становление и проявление индивидуальности учащихся;

б) развитие творческих способностей школьников;

в) формирование положительной Я-концепции личности учеников;

г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения.

         Достоинство урока в разнообразии форм и методов работы и возможности хорошего усвоения учебного материала детьми с разным уровнем развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx19.67 КБ
Файл prilozhenie_1.docx17.3 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.13 КБ
Файл prilozhenie_3.docx10.31 КБ
Файл prilozhenie_4.docx10.25 КБ
Файл prilozhenie_6.docx10.31 КБ
Файл prilozhenie_7.docx13.14 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_8.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                             Мартьянова  Аурика  Ивановна       219-968-276

Технологическая карта урока русского языка во 2 А классе.

Цель: научить распознавать окончания.  

Проблемное обучение, поисковая деятельность по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с включением дифференцированных заданий и упражнений и моделирования нового знания.  

Этапы урока

Деятельность учителя

Демонстрационный материал, пособия.

Деятельность учеников

Настрой

-  В гости приходят друзья, а друзья приносят радость, добро, улыбку! Мы улыбку тоже можем сейчас подарить, а вот порадовать гостей мы сможем нашей работой на уроке, чтобы ушли они от нас с добрыми чувствами!

-  А что для этого требуется?

-  У нас все получится!

Улыбка гостям

Наше внимание, старание…..

Минутка чистописания

Прописываем элементы букв!

- Кто попробует проговорить сегодняшнее число?

Даниэла придумывает узор из элементов букв

Актуализация знаний

Ситуация успеха

Словарная работа.

Методический прием «комментированное управление»

Кроссворд на доске

Приложение 1

Решение кроссворда: один ученик пишет на доске, второй – комментирует с места, третий – вписывает слова в кроссворд. Так работает весь класс по очереди.

Обнаруживается слово с неизвестным написанием   директор

Подведение к проблеме

Ситуация затруднения

Орфографическая задача

-  Загадайте ВЫ это слово!

-  Какие гласные вставить в слово?

-  Какая орфограмма перед нами?

-  Как решить эту орфографическую задачу?

-  Записываем новое слово!

-  Выделим корень!

Обращаемся к памятке:

1.Спросить у взрослого

2. Заглянуть в орфографический словарь

3. Вспомнить правило

 

Директор, директорский, директриса, директорство.

Лексическое значение слова

Обнаружение орфографической задачи

Решение ОЗ с помощью словаря

- Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова!

Наблюдение за изменением слова в тексте

-  Давайте прочитаем текст про директора!

-  Как вы думаете, это легко или трудно?  

-  Посмотрите на повторяющиеся слова в тексте, одинаково ли они записаны в предложениях?

-  Давайте вынесем эти слова в столбик!

-  Есть вопросы или какие-то мысли?

-  И мы познакомились с новой частью слова – ОКОНЧАНИЕМ !

-  Кто-нибудь может сказать, что такое окончание?

-  Окончание выделяется вот так:

Текст на листах

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

ОПОРА окончание

Приложение 5

Можно сравнить со словом УЧИТЕЛЬ - корень и суффикс не изменяются!

ДИРЕКТОР     ШКОЛА

Выписывание слова в разных формах

-  Мы увидели, что одна часть слова все время изменяется, а остальная часть остается неизменной!

Часть слова, которая изменяется, называется окончанием.

Название и обозначение

Обозначение проблемы

Как узнать окончание?

-  Мы теперь знаем, что такое окончание, можем спокойно выделить их в словах.

-  Смельчаки! К доске!

-  Какой вопрос возник у нас сегодня?

-  Задайте этот вопрос!

Слова на доске: дневником, в пенале, ученики, карандашик, тетрадь, класс.

Открываю на доске проблемный вопрос.

Выделение окончаний в словах (по очереди)

Обнаруживаем затруднение

А вдруг это не окончание?

Как узнать окончание?

Целеполагание

-  Какую цель поставим себе в нашей работе?

Узнать способы определения окончания в слове!

Решение проблемы – поисковая деятельность

Вернемся к тексту про директора

-  Почему это слово меняется?

-  Что поможет нам изменять слово?

-  Попробуем задать вопросы!

-  Вынесем эти вопросы на доску!

-  Что помогает изменить слово?

По тексту

Приложение 6

-  Представить и проговорить это слово в неизмененном виде!

-  Оно связано с другими словами! Если не менять слово, предложения получатся неправильными, несуразными!

Связь с другими словами! Смысл!

Вставляем слова, задавая вопросы.

Вывод: чтобы узнать окончание, нужно задать к слову несколько вопросов и выделить изменяемую часть слова.

Самостоятельная работа

-  Теперь не страшно искать в словах окончания? Попробуем сами! На листах упражнение, нужно выделить окончания в словах. Обратите внимание на варианты упражнения. Что можете сказать?

-  Вы можете выбрать то упражнение, с которым вы сегодня уверенно справитесь.

Дифференциация по объему работы.

Приложение 7

Еще раз: чтобы узнать окончание, нужно задать к слову несколько вопросов и выделить изменяемую часть слова.

В каждом варианте разное количество слов.

Проверка и

Рефлексия по самостоятельной работе

-  Если верно, то ставим над словом плюс, если неверно – минус.

-  Встаньте те, у кого нет минусов!

-  А теперь те, у кого 1-2 минуса!

-  Почему допущены ошибки?

Проверка по ключу.

Приложение 7

Анализируем ошибки и ставим цель себе на будущее!

Моделирование нового знания.

-  Как можно наше новое знание изобразить для лучшего запоминания?

По группам! 

Альбомные листы. 2 мин!

Каждая группа предлагает модель знания!

Итог урока

-  Какую часть слова мы сегодня вспомнили?

-  Что такое окончание?

-  Какую проблему мы смогли решить?

-  Как узнать окончание?

Рефлексия

Заполните карту вашего отношения к новому знания!

Жетоны

Приложение 8

Дети прикрепляют жетоны в области определения своего отношения к новому знанию.

Нравится

своя работа

интересно

Нравится работа одноклассников

Непонятно

понятно

неинтересно

   

Не нравится

своя работа



Предварительный просмотр:

Кроссворд

1

 

 

4

 

2

6

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

  1. Он и чертит и рисует, а сегодня вечерком  он раскрасит мне альбом.
  2. Новый дом несу в руке,

 двери дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные!

  1. Вот просторный чистый…
  2. То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Называюсь я…..

  1. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки,ластик,скрепки,кнопки -

Что угодно для души!

По горизонтали:

  1. Вот учебник, вот дневник- я хороший…
  2. В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу!

Приложение 1                                                                    Мартьянова  Аурика  Ивановна       219-968-276

к

а

р

т

а

п

у

ч

е

н

и

к

н

о

т

д

 

р

 

к

 

 

р

а

т

л

а

п

ш

ф

а

д

н

е

в

н

и

к

е

с

ь

н

л

с

а

ь

л



Предварительный просмотр:

Приложение 2                                                     Мартьянова  Аурика  Ивановна       219-968-276

Директор.

Директор – самый главный человек в школе. У директора школы много дел и обязанностей. Школа ставит перед директором много вопросов. К директору школы идут за советом родители учеников. О нашем директоре можно сказать много добрых слов.

Директор.

Директор – самый главный человек в школе. У директора школы много дел и обязанностей. Школа ставит перед директором много вопросов. К директору школы идут за советом родители учеников. О нашем директоре можно сказать много добрых слов.

Директор.

Директор – самый главный человек в школе. У директора школы много дел и обязанностей. Школа ставит перед директором много вопросов. К директору школы идут за советом родители учеников. О нашем директоре можно сказать много добрых слов.

Директор.

Директор – самый главный человек в школе. У директора школы много дел и обязанностей. Школа ставит перед директором много вопросов. К директору школы идут за советом родители учеников. О нашем директоре можно сказать много добрых слов.

Директор.

Директор – самый главный человек в школе. У директора школы много дел и обязанностей. Школа ставит перед директором много вопросов. К директору школы идут за советом родители учеников. О нашем директоре можно сказать много добрых слов.

Директор.

Директор – самый главный человек в школе. У директора школы много дел и обязанностей. Школа ставит перед директором много вопросов. К директору школы идут за советом родители учеников. О нашем директоре можно сказать много добрых слов.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                  Мартьянова  Аурика  Ивановна       219-968-276 директор

директора

директором

директору

директоре



Предварительный просмотр:

                                                                       Мартьянова  Аурика  Ивановна       219-968-276 школе

школы

школа



Предварительный просмотр:

Мартьянова  Аурика  Ивановна       219-968-276 кто?  что? кого? чего? кому? чему? кем? чем?

о ком? в чем?



Предварительный просмотр:

Приложение 7                                 Мартьянова  Аурика  Ивановна       219-968-276

Вариант А

Вариант В

Вариант С

На парте,

под стулом,

за книгой,

перед  учителем,

к директору,

в классе,

на глобусе,

на стене,

в тетради,

из учебника,

у  доски,

ручкой.

На парте,

под стулом,

за книгой,

к директору,

в классе,

на глобусе,

на стене,

в тетради,

из учебника,

у  доски,

ручкой.

под стулом,

за книгой,

к директору,

в классе,

на стене,

в тетради,

из учебника,

у  доски,

ручкой.

Ключ для проверки

Вариант А

Вариант В

Вариант С

На парте,

под стулом,

за книгой,

перед  учителем,

к директору,

в классе,

на глобусе,

на стене,

в тетради,

из учебника,

у  доски,

ручкой.

На парте,

под стулом,

за книгой,

к директору,

в классе,

на глобусе,

на стене,

из учебника,

у  доски,

ручкой.

под стулом,

за книгой,

к директору,

в классе,

на стене,

из учебника,

у  доски,

ручкой.



Предварительный просмотр:

Нравится

своя работа




интересно

Нравится работа одноклассников



Непонятно





понятно

неинтересно

   



Не нравится

своя работа




                                                                                                                                                          Мартьянова  Аурика  Ивановна       219-968-276


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие " Узнай животных."

Игровое занятие проводится с целью  активизации познавательного интереса детей,  расширения  их словарного запаса, воспитания любви к чтению....

Презентация "Узнай птицу по описанию"

Презентация к классному часу по теме "Узнай птицу по описанию" для учащихся начальных классов....

Презентация к изложению "Не узнали". 3 класс.

Резентация составлена к уроку по развитию речи. Использована книга С.А. Есениной "Как научить вашего ребенка писать изложения"...

Урок по русскому языку в 1 классе " О чём узнали? Чему научились?"

На уроке поставлена цель: развивать умения  правильно строить  текст, видеть главную  мысль, находить в тексте изученные орфограммы, опасные места....

Вспомни и узнай жи-ши (урок-путешествие)

Урок обучения грамоте по программе УМК "Гармония"...