Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Пахмутова Лия Борисовна

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (3 класс)

 Склонение имён существительных

 Цель: познакомить учащихся с распределением существительных по трём типам склонений.

 Задачи: 1. Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных и ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду.

 2. Развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно различать слова.

 3. воспитание коммуникативной культуры, трудолюбия.

 Ход урока:

 1. Орг. Момент

 Приветствие

 Настрой детей

 Начать урок я хочу с такого задания:

 Придумайте 3 словосочетания со словом нос, используя предложенные слова:

 зарубить

 клевать

 комар не подточит

 Дети: зарубить на носу ( запомнить, заучить)

 клевать носом (опускать голову. Задремав на мгновение)

 комар носа не подточит ( не к чему придраться)

 - Что вы можете сказать? (фразеологизмы) Объясните их.

 - Так вот моё пожелание на сегодняшний урок, чтобы мы не клевали на уроке носом, работали так, что комар носа не подточит, а всё, что узнаете, зарубили себе на носу.

 2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

 Что вы можете сказать о слове «нос» в этих фразеологизмах? (оно в разных падежах) Как называется это в русском языке? (склонение)

 Вы уже умеете определять падеж им.существительных, выполните задания на карточках в парах. (Определить падеж им.существительных, выделить окончание).

 Гуляли в роще, находился в парке, писал в тетради.

 Подбежал к норе, ходил по площади, обрадовался брату.

 Любовался дочерью, растёт за домом, спрятался под берёзой.

 - Что вы можете сказать о падеже существительных в каждой строчке?

 ( 1 - П.п, 2 – Д.П., 3 – Т.п.)

 - Что ещё вы заметили? ( разные окончания)

 - Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

 На эти вопросы мы должны ответить на уроке. Итак, сформулируйте учебные задачи на сегодняшний урок.

 3. Открытие новых знаний

 Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам провести исследования. У каждого из вас на столе лежат карточки со словами (стол, стекло, дождь, печь, рожь, пчела, страна, земля, весна, степь, огонь, окно, Слава, дядя, сестра, звезда, лиса, письмо, гвоздь, поле).

 Подумайте, какое задание я предполагала вам дать?

 Самостоятельная работа учащихся.

 Прежде чем продолжить работу, я дам подсказку. Проанализируйте данный рисунок (есть 3 склонения существительных).

 Откройте учебник на стр. 11 и найдите упр.282.

 Динамическая пауза. Определите, какого склонения ваше слово, сравнив его со словами в упр.282 по окончаниям.

 Со словами 1 склонения выйдете к доске, со 2 – соберитесь между 1 и 2 рядом, а те у кого 3- между 2 и 3 рядом.

 Проверьте друг друга. Какие слова вы отнесли к 1 склонению? Ко 2?

 К 3?

 Присаживайтесь.

 Вы уже можете ответить на наши вопросы? (окончание зависит от склонения имён существительных).

 - А вы уже научились определять склонение им.сущ.? А хотите научиться?

 Тогда подумайте, какие признаки нам могут указать на склонение существительных? (род и окончание).

 Работа в группах

 Поработайте в четвёрках и попытайтесь определить какого рода существительные в каждом склонении?

 Давайте проверим. Какого склонения им.сущ. ж.р., м.р., ср.р..

 Итак, сделайте вывод.

 К 1 склонению относятся им. существительные .......... и ........рода с окончаниями ......

 Ко 2 склонению относятся им. существительные ......... рода с окончаниями...... и ........рода с ............окончанием

 К 3 склонению относятся им. существительные ..................рода с ...... окончанием.

 Теперь вы умеете определять склонение, но как легче представить ваши выводы? (рисуют схему) Чем отличаются мои слайды от ваших работ? Чем отличается рисунок от схемы? Какое преставление информации удобнее на уроке?

 4. Первичное закрепление

 Выполните упр. 285.

 Проверка по слайду с ошибкой.

 5. Самоконтроль

 1. Найди слово 2 склонения

 А) сестра

 Б) окно

 В) степь

 2. Найди лишнее слово

 а) рожь

 б) печь

 в) огонь

 3. Склонение существительного верно определено у слова…

 а) Саша – 2-е склонение

 б) дядя – 1-е склонение

 в) корабль – 3-е склонение

 Проверьте себя и оцените. Кто доволен своими результатами?

 4. Рефлексия

 Подведите итоги урока. Я не объявляла темы. Но вы сейчас уже знаете её. Как вы думаете какую цель я определяла для урока? (познакомить с 3 склонениями)

 -С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"

Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....

Презентация к уроку русского языка по теме "Склонение имён существительных"

Урок русского языка в 4 классе "Склонение существительного"...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Урок русского языка 3 кл. "Склонение имён существительных"

Здесь представлен конспект урока русского языка по системе "Начальная школа XXI века"...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....