рабочая программа по УМК "Гармония" 4 класс
рабочая программа (русский язык, 4 класс) на тему

хижняк нина викторовна

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3.doc964.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Каштановская СОШ»

Утверждаю           Согласовано        Рассмотрено

«____»   _______2012г.                                       « _____»  ________2012г.        на педагогическом совете

Директор школы        Зам. директора по УВР        протокол № 1

Пузикова Т.В. _________        Родина Л.И.        от 30 . 08. 12г.

Рабочая программа

по русскому языку

4 класс

                                                        Учитель: Хижняк Н.В.

        2012 – 2013 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по русскому языку

Рабочая программа разработана на основе программы М.С.Соловейчик «Русский язык» (2007), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку.

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 175 часов (35 недель) , т. е. 5 часов в неделю

 Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы по русскому языку:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

      2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области»

3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

4. Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004г. №1089 5.Авторская программа по русскому языку М.С.Соловейчик «Русский язык» (2007)

Цели начального курса русского языка:

-   заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

-   сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

-   обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции;

-   формировать интерес к русскому языку ;

Общая характеристика учебного предмета
Реализация деятельностного подхода в курсе «К тайнам нашего языка» (УМК «Гармония») осуществляется посредством освоения языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирования соответствующих умений по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа действия, умению контролировать выполняемые действия и их результаты и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний.

Под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых - формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых - совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе - потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Особенности курса:

1.Коммуникативная направленность. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

2. Внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии:

-совершенствование мотивационной основы обучения,

-усиление роли коммуникативного мотива,

- включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического контроля;

Таким образом, курс русского языка для 1-4 классов в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

- формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

- формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

- формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Освоение русского языка на первой ступени общего образования начинается с курса «Обучение грамоте», который в данной программе рассчитан на 207 часов. (письмо – 115 часов, чтение – 92ч.)  Курс русского языка в 1 классе занимает 10 недель по 5 ч. в неделю и составляет 50 часов; во 2 - 4 классах -525 часов (по 5 ч. в неделю, 175 ч. в год).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

1.Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык - это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной
форме - второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования

При составлении рабочей   программы использовался учебно-методический комплект:

-Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка 4 класс Смоленск, Ассоциация XXI в., 2009.

- Соловейчик М.С. Тетрадь- задачник по русскому языку.  4кл. Ч. 1, 2, 3

Смоленск, Ассоциация XXI в., 2012.

- Методические рекомендации по русскому языку 4 класс Смоленск, Ассоциация XXI в., 2009

Русский язык

№п/п

Дата

Наимно-

вание

раздела

програм-

мы

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучаю-

щихся

(результат)

Вид

контро-

ля

Матери-

ально-

техниче-

ское

обеспе-

чение

урока

Домаш-

нее зада-

ние

Вид  деятельности

1

3.09

Знаем – повторим, не знаем – узнаем. (20ч.)

Повторение  известного о словах (8ч.)

Повторение спо-

собов действия,

необходимых

при решении

орфографиче-

ских

задач

Повторение

Произношение и

обозначение на

письме ударных и

безударных гласных

в слове

Знать ранее изучен-

ные орфограммы.

Уметь восстановить

в памяти способы

действий, ведущих к

решению учебных

задач

Фрон-

тальный

Коллективная

2

4.09

Повторение ос-

новных грамма-

тических поня-

тий

Повторение

Выделение и опреде-

ление значимых час-

тей слова

Знать смысл термина

«однокоренные сло-

ва».

Уметь действовать

при определении гра-

ниц предложений

Фрон-

тальный

Табл. 3

Упр. 8  

Коллективная

3

5.09

Систематизация

освоения орфогра-

фических правил

Повторение

Соотношение звуков

и букв

Уметь применять ра-

нее полученные зна-

ния для грамотного написания слов

Фрон-

тальный

Табл. 21

Упр. 14

Групповая

4

6.09

Повторение изу-

ченного о частях

речи

Повторение

Повторение речевых

вопросов

Уметь обобщить зна-

ния о частях речи,

предложении, чле-

нах предложения

Фрон-

тальный

Табл.22

Упр. 15

Групповая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5-7

7.09

10.09

11.09

Речь. Ее виды

Повторение

Практическое овла-

дение диалогической

формой речи

Знать виды речи.

Уметь:

-правильно выражать

свои мысли;

-грамотно строить ре-

чевые высказывания

с соблюдением всех

норм и требований

литературной речи;

-различать картинную

и деловую речь

Фрон-

тальный

Упр. 23,21

(1-й текст),

25 (по-

следнее

задание)

Коллективная

8

12.09

Знакомство с

понятием «лич-

ный дневник» и

обучение его ве-

дению

Повторение

Знакомство с назна-

чением личного

дневника и особен-

ностями оформления

его записей

Знать о назначении

личного дневника и

особенностях оформ-

ления в нем записей

Коллек-

тивная

работа

Составить

рассказ о

прош. дне

Коллективная

9

13.09

Повторение грамматических призхнаков слов(6ч.)

Грамматиче-

ское значение

слов

Повторение

Однозначные и мно-

гозначные слова, их

различение

Уметь:

-воспроизводить зна-

ния о грамматиче-

ском

значении слов;

-систематизировать

знания о словах

Индиви-

дуальный

опрос

Инте-

рактив-

ная дос-

ка

Упр. 34

Коллективная

10

14.09

Звукобуквенный

разбор слова.

Словарный дик-

тант

Повторение

Звукобуквенный ана-

лиз как основа «пе-

ревода» слова звуча-

щего в слово напи-

санное

Уметь:

-выполнять звукобук-

венный разбор;

-составлять слова

по заданным схемам,

опираться на базовые

грамматические  зна-

ния и умения

Упр. 42

Индивидуальная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

17.09

Строение слова

и его значение

Повторение

Выделение и опре-

деление значимых частей слова

Уметь:

-определять строение слова;

-образовывать родс-

венные слова;

-распознавать место орфограммы в слове

Табл. 4

Упр. 49

Групповая

12

18.09

Распознавание слов по частям речи

Повторение

Значение и употребление в речи

Уметь анализировать слова как части

речи

Фронтальный

Табл. 22

Упр. 54

Групповая

13

19.09

Повторение изученного о глаголе

Повторение

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Знать способы определения у глагола времени, лица, рода.

Уметь применять способы действия для на-

хождения неопределенной формы глагола

Самопроверка

Табл. 18, 19,20

Упр. 60

Групповая

14

20.09

Упражнение в выполнении раз-

личных грамматических действиях

Повторение

Развитие орфографической зоркости

Уметь:

-формулировать раз-

личные правила при письме;

-объяснять написание

изученных орфограмм

Работа в парах

Упр. 63

Индивидуальная

15-16

21-24.09

Орфографические умения как правильные орфографические

действия

Повторение

Развитие орфографической зорко-сти,совершенствован ие всех умений.

Знать об изученных орфограммах.

 Уметь работать над орфографической

зоркостью;

Беседа

Упр. 66,67

Индивидуальная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Совер-

шенство-

вание

грамма-

тических

и орфо-

графических

умений

(4ч.)

- применять полу-

ченные знания орфо-

графии на письме

17

25.09

Контрольная

работа по ито-

гам повторения

Контроль зна-

ний

Проверка знаний и

умений по теме

«Знаем -повторим, не

знаем -узнаем»

Уметь применять

знания орфогра-

фии на письме

Диктант,

грамма-

тическое

задание

Индивидуальная

18

26.09

Анализ диктанта

и работа над

ошибками

Повторение

Выяснение причин

ошибок контрольной

работы, их исправле-

ние

Уметь:

-обобщить полученные

знания;

-анализировать ошиб-

ки, допущенные в

диктанте и при выпол-

нении грамматическо-

го задания

Взаимо-

проверка

Упр. 55

Индивидуальная

19

27.09

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе (2ч.)

Обучение изло-

жению от друго-

го лица

Развитие речи

Создание несложно-

го текста, освоение

понятия «пересказ от

третьего лица»

Уметь пересказы-

вать текст от третье-

го лица

Упр. 72

Индивидуальная

___

20

28.09

Написание вос-

поминаний

«Летние встре-

чи»

Развитие речи

Осознание текста

как результата рече-

вой деятельности

Уметь:

-записывать личные

воспоминания; - со-

ставлять повествова-

тельный текст

Упр. 75

Индивидуальная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

21

1.10

Словосочетания (14ч.)

Понятие «словосочетание»

Знакомство с

понятием «сло-

восочетание».

Словарный дик-

тант

Изучение

нового

материала

Общее знакомство

со словосочетанием.

Роль словосочетаний

в языке. Привлече-

ние внимания к смы-

словой связи членов

словосочетания

Знать определение

понятия «словосочета-

ние», его существен-

ные признаки.

Уметь раскрыть роль

словосочетаний в язы-

ке

Практи-

ческая

работа

Упр. 84, 85

Индивидуальная

22

2.10

Уточнение сведений о словосочетании и обучение записи словосо-

четании

Изучение нового материала

Привлечение внимания к смысловой связи членов словосочетания

Уметь:

- строить словосочетания и определять их роль в предложении;

- конструировать

предложения

Фронтальный

Упр. 91

Коллективная

23

3.10

Знакомство со

значениями сло-

восочетаний и

смысловыми во-

просами

Изучение

нового

материала

Обсуждение «вопро-

са о вопросах», смы-

словых и формаль-

ных

Уметь:

- ставить смысловые

вопросы в словосоче-

тании;

- разъяснять значения

словосочетаний

Фрон-

тальный

Упр. 96

(3-е пред-

ложение)

Коллективная

24-25

4-5.10

Составление

словосочетаний

и вычленение

их из предложе-

ний

Изучение

нового

материала

Тренировка в постро-

ении словосочета-

ний,поиск наиболее

удачного порядка

слов в предложении

Уметь строить слово-

сочетания и вычле-

нять их из предложе-

ний,определять их

значение

Взаимо-

проверка

Инте-

рактив-

ная дос-

ка

Упр. 100

(1,2-е

предложения);

100 (3,4-е)

предло-

жения)

Коллективная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

26

9.10

Словосочетания. Составление словосочетаний.

Закрепление изученного

Уметь:

-самостоятельно вычленять словосочетания из предложений;

-осуществлять само-

контроль

Практическая работа

Индивидуальная

Коллективная

27-28

8.10

10.10

 Связь имени существительного с именем прилагательным; работа над построением словосочетаний. Связь имени

существительного

с именем прилага-

тельным; написа-

ние родовых окончаний

Изучение нового материала

Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи

Ознакомить со связью имен существительных с именами прилагательных, повторить способы решения орфографической задачи при написании окончаний имен

прилагательных

Коллективная работа

Упр. 107, 112

Индивидуальная

29

11.10

Подчинение имени существительного глаголу

Изучение нового материала

Тренировка в определении падежей имен существительных, обучение постановке смысловых вопросов

Ознакомить со связью управления, отработать правильный способ действий для определения падежного вопро-

са к имени существи-

тельному

Индивидуальный опрос

Выписать 7 слов из словаря (существительных)

и записать

сними сло-

восочета-

ния со свя-

зью управ-

ления, оп-

ределить

падеж су-

ществи-

тельных

Коллективная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

30

12.10

Подчинение име-

ни существитель-

ного глаголу или

другому имени

существительно-

му. Определение

падежей

Закрепление

изученного

Тренировка в опреде-

лении падежей имен

существительных,

обучение постановке

смысловых вопросов

Уметь определять па-

деж имен существитель-

ных, используя связь

управление

Индиви-

дуальный

опрос

Упр. 117

Коллективная

31

15.10

Закрепление изученного о словосочетании, решение разных орфографических задач

Закрепление изученного

Тренировка в определении падежей имен существительных, обучение постановке смысловых вопросов

Уметь объяснять написание окончаний имен прилагательных. Знать правильный способ действий для определения формы падежа имен существительных

Практическая работа

Словарные слова; составить словосоче-танияс вопросами: 5-с управлением, 5-

с согласо-

ванием; у

зависимых

существи-

тельных

опреде-

лить па-

деж, у за-

висимых

прилага-

тельных -

число и род

Групповая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

32

16.10

Сочинение по

картине В. М.

Васнецова «Бо-

гатыри»

Развитие речи

Создание небольших

текстов (сочинений)

по картине. Выпол-

нение анализа оши-

бок и работы над

ошибками

Знать о творчестве

В. М. Васнецова.

Уметь составлять ху-

дожественное описа-

ние

Практи-

ческая

работа

Индивидуальная

33-34

17.10

18.10

Работа над

ошибками. Обу-

чение выбору

падежной формы

имени существи-

тельного. Сло-

варный диктант

Закрепление

изученного

Уметь правильно по-

строить словосочета-

ния с видами связи -

управление, согласо-

вание

Практи-

ческая

работа

Упр. 127,

134

Индивидуальная

35

19.10

Знакомство с

особенностями

наречия как части

речи

Изучение

нового

материала

Наблюдение за свое-

образием связи на-

речия с главным сло-

вом

Знать определение

наречия, его особен-

ности

Взаимо-

проверка

Муль-

тиме-

дийный

проек-

тор

Упр. 141

Индивидуальная

36

22.10

Правописание

наречий

Закрепление

изученного

Правильное напи-

сание и использова-

ние наречий

Знать о правописа-

нии наречий, образо-

вании наречий.

Уметь:

-образовывать наре-

чия;

-применять правило

Коллек-

тивная

работа

Упр. 144

Коллек-

тивная

работа

37

23.10

Закрепление пра-

вописания наре-

чий, построение

объяснений, как

куда-то пройти

Изучение

нового

материала

Роль наречий в тек-

стах при ответах на

вопрос: «Как прой-

ти?»

Уметь образовывать

наречия, грамотно

их писать.

Знать о значении на-

речий в нашей речи

Коллек-

тивная

работа

Упр. 149

Коллективная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

38

24.10

Обучающее из-

ложение с из-

менением лица

рассказчика

Творческая

работа

Изложение содержа-

ния прочитанного

текста. Правильное

написание и использование наречий. Запись исправлений, редактирование текстов изложений

Уметь пересказывать

текст с заменой 1-го

лица 3-м

Практи-

ческая

работа

Индивидуальная

39

25.10

Работа над ошибками. Закрепление изу-

ченного о наречии

Закрепление изученного

Уметь:

-исправлять свой текст;

-применять полученные знания  по орфогра-

фии

Фронтальный

Индивидуальная

40

26.10

Закрепление

изученного о наречии

Закрепление

изученного

Правильное напи-

сание и использова-

ние наречий

Уметь применять по-

лученные знания ор-

фографии на письме

Фрон-

тальный

инте-

рактив-

ная доска

Упр. 151

Коллективная

41

29.10

Проверь себя

(2ч.)

Подготовка к

контрольной работе

Закрепление

изученного

Выполнение трени-

ровочных упражнений по пройденному материалу

Уметь применять по-

лученные знания на письме

Упр. 156

Индивидуальная

42

30.10

Контрольная работа за I четверть

Контроль знаний и умений

Проверка знаний и умений

Уметь самостоятельно вьшолнять контрольные задания

Практическая работа

Индивидуальная

43- 45

31.10

1-2.11

Пишем объявления (Зч.)

Работа над ошибками. Пишем объявления

Изучение нового материала

Объявление как жанр речи. Составление объявлений с использованием слов из словаря

Знать об особенностях объявления как речевого жанра.

 Уметь составлять и записывать объявления

Коллективная работа

Упр. 163

Индивидуальная

Имена существительные и имена прилагательные ( 36 ч.)

46

12.11

Повторение

изученного об

именах существительных

Повто-

рение

изучен-

ного

Повторение

системы паде-

жей и способов их

определения;

«склонение»

Знать:

-изученные сведения

об именах существи-

тельных;

-систему падежей и

способы их определе-

ния;

-понятие

«склонение»

Фронталь-

ный

проектор

табл. 12, 13

Упр.

176

Групповая

47

13.11

Знакомство с тре

мя склонениями

имен существи-

тельных и спосо-

бом определения

склонения

Изучение но-

вого матери-

ала

Различение

1,2,3 склонения имен существитель-

ных

Знать о

распределении имен

существительных

по склонениям.

Уметь определять

склонение ,к которому

относится то или иное

существительное

Фронталь-

ный

Табл. 12

Табл. 4 (кат. )

Упр.

184

Групповая

48-

49

14-15.

11

Формирование умения опреде-

лять склонение в именах существительных

Закрепление

изученного

Различение

1,2,3 склоне-

ния имен

существитель-

ных

Уметь:

-применить приобре-

тенные знания и

умения;

-определять падежи,

изменять по пад.

Фронталь-

ный

интерактивная доска

Упр.

187,

189

Коллективная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

50

16.

11

Дополнение памятки анализа имени существительного новыми

сведениями

Изучение нового материала

Работа по памятке «Анализируем имя

существитель-

ное как часть речи»

Уметь:

-выполнять письменный анализ имени

существительного; - обобщить знания об имени существительном

Фронтальный

Табл. 19

К.1

Упр. 197

Коллективная

51-

52

19-20.

11

Знакомство со способом  решения орфографических задач в безударных оконча ниях имен существитель-

ных

Изучение нового материала

Правописание безударных падежных окончаний им. существител.

Знать о способе действия для реше ния орфографических задач в безударных окончаниях

имен существит.

Фронтальный

Табл. 9

К.1

Упр.207, 217

Коллективная

53

21.

11

Изложение повествовательного текста

.

Развитие речи

Изложение текста-

повествования

Уметь воспринимать и воспроизводить текст, в центре которого описание поведения человека

Практическая работа

Индивидуальная

54

22.

11

Работа над ошибками.Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях им.

существительных.

Закрепление изученного

Правописание безударных падежных окончаний им.

существительных

Уметь постоянно обращаться к спо собу действия при определении безударного окончания им.

существительных

Коллективная работа

Упр.225

Индивидуальная

55-58

23.

26.

27.

28

Освоение способа решения орфографических задач в безуда-

рных окончаниях им. существ. Словарный диктант

Повторение изученного

Правописание безударных падеж-

ных окончании им. существит.

Уметь безошибочно писать безудар-

ные окончания им. существительных

Фронтальный

Табл. 9

К.1

Упр.232,

233

Групповая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

59-60

29.

30.

11

Выбор буквы в безударном окончании имени

прилагательного

Изучение нового матери-

ала

Правописание безударных паде-

жных окончаний им.прилагательных

Уметь выполнять способы действия

для решения орфографических задач в безударных

окончаниях имен

прилагательных

Фронтальный

Упр. 245, 252

Коллективная

61-62

3-4.

12

Освоение, способа определения безударных окон-

чаний имен

прилагательных

Закрепление изученного

Правописание безударных падеж-

ных окончаний

имен прилагательных

Уметь:

распознавать па-

дежи и правильно

рассуждать при написании безудар-

ного окончания

Фронтальный

Упр. 255, 256

Коллективная

63

5.

12

Изложение: обучение художественной речи

Развитие речи

Обучение художественной («картинной») речи

Уметь:

-передавать содержание рассказа

при письме; -правильно употреб-

лять имена прила-

гательные, писать беударные оконча-

ния прилагательных

Практическая работа

Индивидуальная

64

6.

12

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»

Развитие речи

Создание небольших текстов (сочинений),

составление этюда

по картине

Уметь:

-«читать» картину, осмысливать ее

содержание, совер-

шенствовать свою

речь;

-отбирать нужные

для описания

слова;

Практическая работа

Упр.260

Индивидуальная

65-66

7.12

10.

12

Правописание окончаний им. существительных и

имен прилагательных во

множительном числе

Изучение но-мого матери-

риала

Обучение правописанию безудар-

ных окончаний

им. существитель-

ных и им. прилага-

тельных во множе-

ственном числе. Падежные оконча-

ния имен сущест-

вительных во мно-

жественном числе

Уметь писать безударные оконча-

ния имен сущест-

вительных и имен

прилагательных

во множественном

числе

Фронтальный

проектор

таблица 16. 12

кат. 1

Упр. 268,

272

Коллективная

67-68

11.

12

12.

12

Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существитель-ных;обучение пользова-

нию словарем

Изучение нового материала

Выполнение тренировочных упр. в образовании форм существит. множественного числа. Работа со словарем

Уметь грамотно употреблять в речи форму именительного падежа им.существительных

множественного ч.

Фронтальный

проектор

Упр. 279, 284

Коллективная

69-

71

13.

14.

17.

12

Закрепление изученных вопросов правописания. Проверочная работа. Словарный диктант.

Повторение изученного.

Правописание безударных падежных окончаний им.

существительн .

Уметь:

-пополнять знания о склонении имен существительных и

имен прилагат.

 -грамотно писать бе-

зударные окончания

при склонении

Фронтальный

Упр.289, 293, 296

Индивидуальная

72-74

18.

19.

20.

12

Работа над ошибками в образовании различных форм имен существительных

Повторение изученного

Уметь правильно изменять слова, освоить нормы правильной речи, применять грамматико-орфографические

правила

Самопроверка

Упр.ЗОЗ, 313,314

Индивидуальная

75-76

21.

12

24.

12

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. Анализ ошибок. Словарный диктант.

Контрольное повторение

Выполнение тренировочных упражнений в написании под диктовку. Комментирование и объясне-

ние написан-ного

Проверка

и закрепление

полученных

знании.

Уметь:

-писать под диктовку;

-видеть ошибки

Самоконтроль, индивидуальная работа

Индивидуальная

77

25.

12

Изложение на основе сказочного текста

Развитие речи

Построение несложного

рассуждения

Уметь составлять повествовательный

текст с элементами

сказки

Индивидуаль ная работа

Нарисовать ил-

люстрацию

к своей работе

Индивидуальная

78

26.

12

Изложение на основе делового текс.та

Развитие речи

Выполнение творческой работы

Уметь:

правильно передавать содержание текста;

-дополнять своими

словесными картинами

Индивидуаль ная работа

Упр.320

Индивидуальная

79-80

27, 22828

Создание словесных этюдов

Повторение

Создание этюда

Уметь создавать словесные этюды

Коллективная работа

81

14.

01

Повторение изученного об именах существительных и прилагательных

Повторение

Значение и упо требление существительных и прилагатель-ных. Повторение изученного.

Уметь выполнять практические задания по изученному материалу

Фронтальный

Коллективная

Части речи: что мы о них знаем? (14ч.)

82

15.

01

Повторение изу-

ченного об именах

существительных и

прилагательных

Повторение

Значение и употреб-

ление существитель-

ных и прилагатель-

ных в речи

Обобщить знания о

частях речи-именах

существительных и

прилагательных

Фрон-

тальный

Таблица 22

Упр.324

Групповая

83

16.

01

Выборочное изло-

жение

Развитие

речи

Обучение выбороч-

ному изложению

Уметь выборочно пе-

редавать содержание

рассказа, не пропуская

существенного для

раскрытия темы

Фрон-

тальный

Упр.327

Индивидуальная

84

17.

01

Количественные

числительные и их

изменение по па-

дежам

Изучение

нового ма-

териала

Ознакомление с по-

нятием «количест-

венные числитель-

ные»; упражнение в

изменении количест-

венных числитель-

ных по родам и па-

дежам

Знать понятия «коли-

чественные числитель-

ные»

Уметь изменять коли-

чественные числитель-

ные по родам и паде-

жам

Фрон-

тальный

Мультимедийный проектор

выпи-

сать из

словаря

колич.

числ.

Коллективная

85-

86

18-

21.

01

Сложные числи-

тельные и особен-

ности их измене-

ния. Словарный

диктант

Изучение

нового ма-

териала

Ознакомление с по-

нятиями «порядко-

вые числительные»,

«сложные числи-

тельные». Оссобен-

ности изменения

сложных и состав-

ных числительных

Знать определение по-

нятия «порядковые

числительные»

Уметь склонять имена

числительные

Фрон-

тальный

Упр.334

(1ч.)

Индивидуальная

87

22.01

Употребление имён

числительных в ре-

чи. Совершенство-

вание орфографи-

ческих умений.

Закрепление

Наблюдение за упот-

реблением имен чис-

лительных в речи.

Правописание неко-

торых числительных.

Знать об употребле-

нии формы множест-

венного числа числи-

тельного «один» при

словах , не имеющих

единственного числа

или называющих пар-

ные предметы

Коллек-

тивная

работа

Упр.347

Коллек-

тивная

работа

88

23.01

Особенности ме-

стоимения как час-

ти речи, написание

и употребление

личных местоиме-

ний

Изучение

нового ма-

териала

Общее представле-

ние . Личные место-

имения, значение и

употребление в речи

Уметь:

-обобщить знания о

местоимениях;

-грамотно использо-

вать формы местоиме-

ний в речи

Фрон-

тальный

Табл. 13

Кат.1

Упр.352

Групповая

89

24.01

Написание и упот-

ребление место-

имений. Словар-

ный дикта'нт

Повторение

Раздельное написа-

ние предлогов с лич-

ными местоимения-

ми

Знать о значении ме-

стоимений

Уметь употреблять ме-

стоимения в речи

Фрон-

тальный

Упр.358

Индивидуальная

90-

92

25.

28.

29.

01

Совершенствова-

ние умений;нахо-

дить неопределён-

ную форму глагола.

Изучение

нового ма-

териала

Неопределенная

форма глагола, во-

просы «что делать?»

и «что сделать?»

Уметь:

-обобщить знания о

неопределённой форме

глагола;

-правильно находить

неопределённую фор-

му глагола

Фрон-

тальный

Интерак-

тивная дос-

ка

Упр.364,

выпи-

сать

глаголы

в неопр.

форме

Коллективная

93-

95

30.01

31.01

1.02

Времена глаго-

лаюпознавательные

признаки и значе-

ния, которые пере-

дают родовые и

личные окончания

Изучение

нового ма-

териала

Особенности значе-

ний окончаний в

прошедшем и на-

стоящем, будущем

времени

Тренировать в опреде-

лении формы глагола и

грамматических при-

знаков, на которые

указывает окончание

Фрон-

тальный

Табл.19

Упр.376,

377,380

Коллективная

Личные окончания глаголов (20ч.)

96

4.02

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Волшебница зи-

ма»

Развитие речи

Работа над умением строить текст

Уметь:

-использовать выразительные средства язы-

ка для передачи своих

мыслей и впечатлении;

-строить текст

Практическая работа

Индивидуальная

97

5.02

Введение понятия «спряжение». Два спряжения глаго-

лов

Изучение нового материала

Понятие «спряжение». 1-е и 2-е спряжение глагола, спо-

собы его определе-

ния

Знать определение понятия «спряжение», способы определения

спряжения глаголов

Фронтальный

Таблица 18, 23

Кат. 1

Упр.389

Коллективная

98-99

6, 7.02

Спряжение глаголов. Знакомство с двумя наборами

окончании глаго-

лов

Изучение нового материала

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Знать о наличии двух глагольных спряжений , об окончаниях каждо-

го спряжения

Фронтальный

Таблица 14

Кат. 1

Упр.396,

397

Коллективная

100

8.02

Определение спряжения по ударным

окончаниям; реше-

ние освоенных орфографических за-

дач

Закрепление

Способы употребления 1 и 2-го спряже-

ния глаголов

Уметь определять спряжение глагола по

окончанию

Фронтальный

Мультимедийный проектор

Упр.401

Коллективная

101

11.02

Определение спря-

жения глагола с безударным окончанием

Повторение

Правописание без-

ударных личных окончаний глаголов

Уметь:

-соотносить временную форму глагола с его начальной формой;

-распознавать спряже-

ние глагола по удар-

ным окончаниям

Фрон-

тальныи-Упр.411

Коллективная

102-103

12.02

13.02

Алгоритм определения спряжения глаголов по его неопределённой форме

Закрепление

Способ действия для нахождения неопределённой формы глагола

Уметь:

-распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределённой формы; -обосновывать написа-

ние безударных окон-

чании глаголов

Фронтальный

Графопро-ектор

Таблица 18

Упр.416, 417

Коллективная

104-105

14.02

15.02

Глаголы-исключения . Освоение действий по

определению спряжения глаго-

лов.

Закрепление

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Знать:

-особенности глаголов 1 и 2-го спряжения,

-глаголы-исключения Уметь распознавать в

тексте глаголы-

исключения и правильно писать без-

ударные окончания

Фронтальный

Упр.424

Коллективная

106-107

18.0219.02

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных

личных окончаниях

глаголов

Закрепление

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь грамотно писать безударные личные окончания глаголов, включая глаголы-

исключения

Фронтальный

Таблица 16

Кат.1

Упр.437, 443

Коллективная

108

20.02

Дополняем памятки анализа глагола сведениями о

спряжении. Сло-

варный диктант

Закрепление

Полная морфологическая характеристика глаголов

Уметь:

-выполнять письменный анализ глагола как

части речи;

-грамотно писать оез-

ударные личные окон-

чания глагола

Фронтальный

Таблица 23, 22

Кат. 1

Упр.452 (устно), 453

Коллективная

Индивидуальная

109-111

21.02

22.02

25.02

Совершенствование умений

Закрепление

Практическое овладение способом определения спряжения

глаголов по ударно-

му окончанию и по

неопределенной форме

Уметь безошибочно записывать окончания глагола, расширять ре-

чевой опыт

Фронтальный

Интерактивная доска

Упр.456 (1),460, 462

Коллективная

Индивидуальная

112-113

26.02

27.02

Подробное изложение: обучение деловому повествованию

Развитие речи

Работа над развитием умений передавать содержание зритель-

но-воспринятого текста; точно употреб-

лять глаголы, правильно писать без-

ударные окончания

Уметь передавать содержание делового повествования

Самостоятельная работа

Упр.464

Индивидуальная

114-115

28.02

1.03

Контрольный диктант по теме «Окончания глаголов»

Контроль

Глагольные окончания . Проверка знаний, умений

Уметь: правильно писать глагольные окончания, не допускать

грамматических ошибок, связанных с этой

частью речи

Самоконтроль

Индивидуальная

Новое о строении предложений (12ч.)

116

4.03

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

Изучение нового материалы

Предложения с однородными членами

Знать об особенностях однородных членов предложения

Фронтальный

Мультимедийный проектор

Упр.471

Коллективная

117

5.03

Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения

Изучение нового материала

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Уметь:

-распознавать в предложениях однородные члены, связанные с

Фронтальный

Табл.2

Групповая

помощью союзов и без

них;

-ставить запятую при

однородных членах

118-119

6.03

703

Обучение выбору союза. Построение предложений с од-

нородными членами.

Изучение нового материала

Союзы при однородных членах ; значения, которые вносят

союзы и, а, но

Уметь строить предложения с однородными членами, выбирать

в них союзы. Знать правила поста-

новки знаков препина-

ния

Фронтальный

Упр.477

Коллективная

120-121

11.03

12.03

Использование в речи предложений

с однородными

членами

Закрепление

Различение и употребление в речи про-

стых и сложных

предложений

Уметь грамотно составлять и записывать

предложения с одно-

родными членами

Фронтальный

Упр.487

Коллективная

122

13.03

Знакомство со сложными предло-

жениями

Изучение нового ма-

териала

Сложные предложения. Их отличие от

предложений с одно-

родными членами

Знать структуру сложного предложения и

расстановку знаков

препинания в нем

Фронтальный

Упр.494

Коллективная

123-

125

14.03

15.03

16.03

Сопоставление сложных предложении и простых с однородными членами

Закрепление

Сложные предложения, их отличие от

предложении с одно-

родными членами

Уметь:

-отличать сложные

предложения от пред-

ложении с однородны-

ми членами;

-соединять части

сложного предложения

запятой и союзами

Фронтальный

Интерактивная доска

Упр.499, 502, 504

Групповая

126-127

19.03

20.03

Итоговая контрольная работа за 3 четверть

Контроль знаний и умений

Проверка сформированное™ орфографических и грамма-

тических умении

Уметь самостоятельно выполнять задания контрольной работы

Фронтальный

Индивидуальная

Учимся рассуждать (7ч.)

128

21.03

Знакомство с по-

строением рассуж-

дений

Изучение

нового ма-

териала

Построение неслож-

ного рассуждения

Уметь :

-логически мыслить и

оформлять свои мысли

в определённом типе

речи-рассуждении;

-наблюдать за особен-

ностями назначения и

строения рассуждения

Фрон-

тальный

Упр.510

Коллективная

129

22.03

Рассуждения-

объяснения и рас-

суждения-

размышления

Изучение

нового ма-

териала

Построение неслож-

ного рассуждения

Знать о двух видах

рассуждений (объяс-

нение и размышление)

Уметь строить рассуж-

дения

Фрон-

тальный

Упр.515

Коллективная

130

Обучение написа-

Изучение

Создание письмен-

Знать о жанре объяс-

Фрон-

Упр. 523

Коллективная

нию объяснитель-

нового ма-

ных высказываний

нительной записки, на-

тальный

1.04

ной записки

териала

разных стилей

капливать опыт в по-

строении рассуждений

131

Письменный пере-

Закрепление

Оформление мыслей

Уметь оформлять свои

Фрон-

Упр.522

Индивидуальная

2.04

сказ текста-

мысли и рассуждения

тальный

рассуждения

132

Конструирование

Закрепление

Оформление мыслей

Уметь оформлять свои

Фрон-

Соста-

Индивидуальная

3.04

текста-рассуждения

мысли и рассуждения

тальный

вить

рассуж-

дение

133-

Обучающее изло-

Развитие

Изложение содержа-

Уметь пересказывать

Практиче-

Индивидуальная

134

жение

речи

ния прослушанного

текст, содержащий

ский

4.04

5.04

текста

рассуждение

И снова о главном работнике в языке - слове (38ч.)

135

9.04

Много ли слов в языке и почему

появляются новые

слова

Изучение нового ма-

териала

Происхождение слов. Ознакомление

учащихся с жизнью

слов в русском язы-

ке, их происхожде-

нием

Знать о жизни слов в русском языке, их

происхождении

Фронтальный

Упр

533

Коллективная

136

10.04

О словах, которые выходят из употребления

Изучение нового материала

Правильное и точное использование слов как требование к речи. Ознакомление с жизнью , рабо-

той слов и устойчивых оборотов в рус-

ском языке; закреп-

ление знании о ра-

нее изученных орфограммах

Уметь применять знания об изученных орфограммах в практической работе

Фронтальный

Мультимедийный проектор

Упр.536

Коллективная

137

11.04

Объяснение происхождения неко-

Изучение нового ма-

териала

Словарное богатство русского языка. За-

крепление знании о

ранее изученных орфограммах

Знать о жизни , работе и образовании

слов в русском языке

Фронтальный

Упр.543

Коллект.

торых слов

138

12.04

Правильное употребление слов. Сжатое изложение

Развитие речи

Происхождение некоторых слов

Уметь кратко передавать содержание текста , обобщить

наблюдения за сло-

вами

Фронтальный

Упр.553

139

15.04

Использование слов в речи. Совершенствование умения пользо-

ваться толковым-

словарем

Изучение нового материала

Словари русского языка и их использование в учебной

деятельности

Уметь:

-наблюдать за многозначными словами;

-пользоваться тол-

ковым словарём

Фронтальный

Коллективная

140

16.04

Синонимы и антонимы; выбор точного слова. Сло-

Изучение нового материала

Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах

Уметь :

-обобщать знания о синонимах и анто-

Фронтальный

Интерактивная доска

Упр.559

Инд.

варный диктант

нимах; совершенствовать точность речи

 -развивать орфографическую зоркость

141

17.04

Подробное изложение: обучение

словесному рисованию

Развитие речи

Изложение

Уметь :

-по плану передавать

содержание текста; -употреблять слова с определённым зна-

чением для усиления

точности картины

Фронтальный

Упр.561

Индивидуальная

142

18.04

Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне

Изучение нового материала

Орфографическая зоркость. Выполнение тренировочных упражнении

Уметь работать над орфографической зоркостью , основы-

ваясь на значении

слова

Фронтальный

графопроектор

Упр.568

Коллективная

143

19.04

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне

Изучение нового материала

Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове

Уметь работать над орфограммой «непроверяемые написания» с опорой на

этимологический

анализ

Фронтальный

Упр.570

Коллективная

144

Рассказываем ис-

тории некоторых выражений

Изучение

нового материала

Ознакомление с ис-

торией возникновения некоторых фразеологизмов

Знать историю значение некоторых фразеологических оборотов

Уметь работать над орфографическими

навыкам

Фронтальный

Упр.574

Коллективная

22.04

145

23.04

Слово с разных точек зрения

Изучение нового ма-

териала

Образование некоторых слов

Уметь:

-обобщить знания о

слове;

-выявлять связь зна-

чения слова с его стр.

строением

Фронтальный

Упр.581

Коллективная

146-

147

24.04

25.04

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

Закрепление

Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

Уметь:

-обобщить знания о слове; -вьывить связь значения слова с его строением

Фронтальный

Интерактивная доска

Упр.585 591

Коллективная

148

26.04

Систематизация умений для грамотного письма. Словарный диктант

Закрепление

Орфографические умения. Выполнение тренировочных упражнений

Уметь работать над орфографическими умениями

Фронтальный

Упр.595

Коллективная

149-150

29,30

Контрольная работа по итогам года

Контроль знаний и умений

Самостоятельная работа

Упр.600

Индивидуальная

151

3.05

Обучение тестовым заданиям: повторение и обобщение

Закрепление

Накопление первоначального опыта для выполнения тестового задания

Фронтальный

графопроектор

Упр.603

Коллективная

152

6.05

Наблюдение за способами связи предложений в-тексте. Словарный диктант

Закрепление

Осознание текста как результата речевой деятельности

Уметь:

-выполнять задания по закреплению пройденного материала ; -отрабатывать орфографические умения

Фронтальный

Упр.608

Индивидуальная

153-154

7-8.5

Обучение связи предложений в тексте

Изучение нового материала

Создание простейших текстов

Уметь ориентироваться в вопросах культуры речи, её правильности

Фронтальный

Упр.614

Коллективная

155

13.05

Повторение сведений об особенностях повествования , описания предмета, рассуждения

Изучение нового материала

Практическое овладение устными монологическими высказываниями

Уметь объяснять способы связи предложений в тексте

Фронтальный

Упр.624

Коллективная

156

14.05

Подробное изложение: обучение словесному рисо-

Развитие речи

Изложение содержания прослушанного текста

Знать основные особенности известных типов речи

Упр.624

Индивидуальная

ванию

157

15.0

Подробное изложение: обучение построению рассказа

Развитие речи

Изложение содержания прослушанного текста

Знать жанры рассказа, его особенности;

Уметь передавать письменно содержание рассказа

Самостоятельная работа

Упр.629

Индивидуальная

158

16.05

Создание текста-объяснения

Закрепление

Создание письменных высказываний разных стилей

Знать жанры рассказа. Уметь исправлять ошибки , допущенные в изложении текста

Фронтальный

Индивидуальная

159

17.05

Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений

Закрепление

Пересказ текста

Уметь:

-пересказывать текст от своего имени; -редактировать текст

Фронтальный

Упр.634

Индивидуальная

160-161

20.5

21.5

Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов, сочинений-сказок

Закрепление

Создание небольших текстов. Введение термина «сочинение», знакомство с памяткой; обучение редактированию текста

Знать значение термина «сочинение»

Уметь: 

-пользоваться памяткой; -редактировать текст

Фронтальный

Уро.638

Групповая

162

22.05

Написание сочинений -рассуждений

Развитие речи

Практическое овладение монологическими высказываниями различных типов

Уметь:

-писать сочинения-сказки, письменно передавать сказочную историю, пользуясь секретами речи

Фронтальный

Упр.642

Индивидуальная

163-164

23.5

Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков

Развитие речи

Овладение нормами речевого этикета

Уметь писать словесные зарисовки по серии картинок

Фронтальный

Групповая

165

24.5

Написание письма учителю. Словарный диктант

Развитие речи

Овладение нормами речевого этикета

Уметь писать письмо

Фронтальный

Индивидуальная

166

Обсуждение письма в газету и ответа С,Маршака на это письмо

Повторение

Овладение нормами речевого этикета

Уметь составлять письмо в газету, анализировать ответное письмо

Фронтальный

Упр.648

Коллективная

167

27.05

Повторение по теме «Предложение»

Повторение

Построение предложений при включении их в текст

Уметь строить простые и сложные предложения

Фронтальный

Табл.1

Групповая

168

28.05

Повторение пройденного по фонетике

Закрепление

Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное

Уметь выполнять звукобуквенный анализ слова

Практическая работа

Упр.650

Коллективная

169

29.05

Повторение пройденного по теме «Состав слова»

Закрепление

Выделение и определение значимых частей слова

Знать состав слов Уметь разбирать слова по составу

Практическая работа

Интерактивная доска

Коллект.

170-175

Повторение пройденного материала по теме «Части речи»

Повторение

Значение и употребление

Уметь выполнять задания , связанные с употреблением частей речи

Фронтальный

Табл. 22

Коллективная

Контрольно – измерительные материалы

по русскому языку

Контрольный диктант 1

(Напоминаем: на месте неизученных орфограмм учащиеся должны оставлять «окошки».)

Мы увидели барсучью нору. Подобрались к овражку, заглянули. На холме в тени сидит барсучиха, муху отгоняет. Шагах в десяти бегают барсучата.. От нас совсем близко. Смешные они!

Один сползз-б по склону овражка. Теперь забраться не может. Еловые иголки скользят. Когтями работать он ещё не научился. Зверек повернулся и побежалсс. от горки. Мать голову повернула и поглядела на него. Сразу остановился. Как это она так смогла? (65 слов)

По Э. Шиму

Грамматические задания

  • Над первым глаголом текста надписать его начальную форму.
  • Найти два изменения слова овражек и указать падежи, в которых употреблено слово.
  • В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.
  • Выполнить указанные виды разбора.

Диктант 2

Небо часто покрывалось низкимиз-б осенними облаками. Мимо неслись стаи перелетных0'' птиц. Болота уже покрывались ледком. Поэтому болотные птицы улетели первыми. Начали готовиться к отлету лебеди, гуси, утки. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки. Она укрепляла крылья для полета. Сколько было крика, веселья и радости! Одна Серая Шейка была в стороне. Ей нужно было мириться с судьбой. ( 62 слова )

                                                                                                                                                                                                  По Д. Мамину-Сибиряку

Грамматические задания

  • Над подчеркнутыми словами указать часть речи.
  • Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
  • В первом предложении показать (х,   ?) два словосочетания: то, в которое зависимым входит слово часто; то, в которое зависимым входит слово облаками.
  • Показать состав указанного слова (перелетных).
  •  В слове низкими над третьей буквой указать звук, который она

   Контрольная работа за 2-ю четверть (за 1-е полугодие) 3

Проверяются умения: писать безударные окончания имен существительных и имен прилагательных, а также наиболее распространенные наречия (из числа изученных); применять при письме все изученные орфографические правила.

Грамматические задания проверяют умения: определять основные признаки имен существительных и имен прилагательных; выполнять освоенные виды языкового разбора.

Диктант

Я шел по узкой тропинке и читал зимнюю белую книгу.

Слева по гладкому снегу ровной цепочкой тянутся следы мыши. Вот мышь увидела опасность и скрылась под деревом. От ели к ели наследила белка и насыпала мусор от шишек. Из еловой чащи протянулся заячий след3-б. Его не спутать с другим следом. Косой пробежалс.с. по опушке к осинкам. Как зайцы объели их кору! В погоне за зайцем полз еще зверь, но повернулся и ушел в чащу.

Интересно узнавать о жизни зимнего леса! (80 слов)

По Г. Скребицкому

Грамматические задания

  • В первых двух предложениях над именами существительными указать склонение, а над именами прилагательными - падеж. Найти наречие и обозначить его (нареч.).
  • В выделенном предложении подчеркнуть главные члены, потом выписать из него словосочетания.

■        Выполнить указанные виды разбора.

Речевое задание

■        Озаглавить текст по теме или главной мысли и записать название
на оставленной строке.

Примечание. 1) Советуем на предыдущих уроках в текущий словарный диктант включить слова заяц, заячья, поскольку в диктанте учащиеся столкнутся с трудным случаем: написанием слов заячий и зайцы. Возможна ошибка в первом слове из-за использования второго в качестве «проверочного». 2) Из указанных грамматических заданий обязательным является первое, два других желательны. Если задания предлагаются в полном объеме, перед их выполнением необходим отдых. 3) Речевое задание дается, во-первых, при наличии дополнительного времени, во-вторых, после завершения всей предыдущей работы. Если оно планируется, то перед текстом диктанта должна быть оставлена строчка. Это задание не оценивается или оценивается при удачных ответах, но тогда за него выставляется отдельная отметка.

Контрольная работа 4

Диктант

Проверяются: умение писать глагольные окончания; грамматические умения, связанные с этой частью речи.

Ты уже знаешь о фабрике тетрадей. А теперь познакомишься с бумажным заводом. Такие заводы обычно строят близко от лесов.

Мощные машины из брёвен готовят мелкую щепку. Потом в огромных чанах варят бумажную «похлёбку». «Повара» бросают в нее разные добавки. Это тряпьё, клей. Так бумага делается прочной, чистой. Готовая масса попадает в машину где и производится бумага. Она выйдет из машины длинными листами. Теперь её прогладят4 р. А затем рулоны отправят дальше. Из этой бумаги сделают тетради. На бумаге будут печатать книги. (80 слов)

По Г. Юрмину

Грамматические задания

  • В последнем предложении найти и подчеркнуть форму глагола; указать время, в котором он употреблён.
  • Написать неопределённую форму подчёркнутого глагола.
  • Выполнить письменный разбор как части речи указанного слова.
  • Над подчёркнутым именем существительным указать падеж.

Примечание. 1) Количество грамматических заданий - по Вашему усмотрению (определяется имеющимся временем). 2) О постановке кавычек следует сказать, желательно их и объяснить (показывают, что речь идет не о настоящей похлебке, не о настоящих поварах), но отсутствие кавычек в работе не должно влиять на отметку.

Контрольная работа за 3-ю четверть 5

Проверяется сформированность всего комплекса орфографических и грамматических умений, над которыми велась работа. Это прежде всего умения, связанные с правописанием окончаний имен существительных и глаголов.

Диктант

Погоня

У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.

Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут легкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся назад. (80 слов)

По Л. Савоненковой

Грамматические задания

  • В первом и последнем предложениях отметить главные члены.
  • Из последнего предложения выписать словосочетания, показать главные и зависимые слова, написать вопросы. Над зависимыми указать часть речи.
  • Над именами существительными первого предложения указать склонение, а над выделенным словом (гонится) - спряжение.
  • Над глаголом прыгнули надписать его неопределенную форму.
  • В последнем предложении найти сложное слово и показать его строение.

Примечание. 1). Сочетание двух знаков в конце одного из предложений факультативно: второй из них желателен, но его отсутствие не должно повлиять на отметку. 2) Количество грамматических заданий определяется тем временем, которое Вы на них отводите. (Могут быть опущены второе и последнее задания.)

Итоговая контрольная работа за четвертый класс 6

Контрольная работа проверяет основные орфографические, фонетико-графические, грамматические и речевые умения школьников, приобретенные в начальной школе.

Диктант

Медвежья семья

На залитую солнцем лесную поляну вывела мать маленьких медвежат. Она остановилась и слушает. Не угрожает детям опасность? Держатся малыши поближе к матери. Они только вылезли из тёплого зимнего дома и знакомятся с лесом. Как свистят и поют птицы? Как на сосновой верхушке дятел отбивает барабанную дробь? Скоро медвежата научатся кувыркаться по мягким кочкам, лазить по деревьям.

Трудно увидеть медведей. Далеко чувствуют они человека. Не увидишь, не услышишь, как тихо скроются в тёмном лесу чуткие звери. (77 слов)

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания (1-й вариант)

  • В первых двух предложениях подчеркнуть главные члены.
  • В первом предложении поставить * сначала над предлогом, а затем над тем словом, к которому он относится; надписать падеж, в котором употреблено это слово.
  • Над словом опасность указать склонение.
  • Над словом сосновой обозначить падеж.
  • Глагол отбивает записать в начальной форме. (Можно писать на полях, на той же строке.)
  • Над подчёркнутыми глаголами (свистят, скроются) указать время и спряжение.
  • В двух последних предложениях найти наречия и поставить над каждым v.
  • В глаголе услышишь проанализировать согласные звуки. Если среди них есть мягкие, подчеркнуть их буквы; если таких звуков нет, над словом поставить знак -.

Речевое задание (факультативно)

В последней части текста подчеркнуть слова, которые передают её главную мысль и подходят для названия этой части в плане. (Имеются в виду слова чуткие звери. Может быть, ученики отметят первое предложение: Трудно увидеть медведей. Это тоже правильно.)

Примечание. 1) Грамматические и речевое задания следует выполнять после самопроверки диктанта и короткого отдыха учащихся. За эти задания можно выставить одну отметку (за языковые и речевые умения). 2) Если Вы сочтете нужным упростить проверку грамматических умений, можете воспользоваться другим вариантом заданий.

Грамматические задания (2-й вариант)

Задания 1 и 2- из первого варианта. Вместо заданий с третьего по предпоследнее используйте предлагаемые ниже. Последнее задание - на Ваше усмотрение.

  • В двух последних предложениях над всеми словами, кроме как, надписать части речи.
  • Над словами услышишь, темном, звери указать их признаки как частей речи; начальную форму первого и последнего из этих слов написать на полях.

  ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

 

 ДИКТАНТ.

Объем диктанта:

1-й класс – 15-17 слов.

2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.

                    3-4 четверть – 35-52 слова.

3-й класс – 1-2 четверть – 45-53 слова.

                    3-4 четверть – 53-73 слова.

4-й класс – 1-2 четверть – 58-77 слов.

                    3-4 четверть – 76-93 слова.

 

Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.

Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

 

Учет ошибок в диктанте:

1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").

2.     Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").

 

Ошибкой считается:

1.   Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

2.   Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).

3.  Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

 

Примечание:

2 исправления считаются за 1 ошибку.

Примечание.

  При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.

   При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

   При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

 

 ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

 

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий

Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

 

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

 

Отметка "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

Отметка "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.

Отметка "3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

 

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

 

Объем:

2-й класс – 8-10 слов.

3-й класс – 10-12 слов.

4-й класс – 12-15 слов.

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" – 1 ошибка и 1 исправление.

Отметка "3" – 2 ошибки и 1 исправление.

Отметка "2" – 3-5 ошибок.

 

СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.

 

      Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: пер вая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюде ние орфографических и пунктуационных норм.

   Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае

первая оценка (за содержание и речь) счи тается оценкой по литературе.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ.

 

Отметка за содержание и речевое оформление:

   Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

   Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

 

Отметка за соблюде ние орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка "3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.

 

СОЧИНЕНИЕ.

 

Отметка за содержание и речевое оформление:

   Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.

  Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

 

Отметка за соблюде ние орфографических и пунктуационных норм:

 

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

 Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

 Отметка "3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

 Отметка "2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

Список литературы

  1. Журнал «Начальная школа» №6  2005
  2. Волина В. Учимся играя. М. Новая школа., 1994
  3. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку.

К., ГИППВ, 1997

     4. Сборник загадок. М. Просвещение, 1988

     5. Писатели нашего детства. 100 имён. Биография слов. Ч.1

         М., Либерея, 1999

     6. Русские писатели XX в. Биография слов. (под редакцией П.А. Николаева)

        М., Большая Российская Энциклопедия. Рандеву – АМ, 2000

    7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М, Русский язык, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...