«Такой разнообразный русский язык»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

 

Урок «Такой разнообразный русский язык» предназначен для учеников 4 классов. Материал урока можно использовать в конце учебного года, в качестве обобщающего. К данному уроку необходимо провести предварительную подготовку. На уроке показана исследовательская работа по теме «Правописание предлогов». Материал к работе взят из книги «Занимательная грамматика» автор В. Волина, а также ученица взяла интервью у директора школы, учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, ученицы 10 класса - победителя конкурса «Ученик года». На основе данных был сделан вывод: предлоги в русском языке необходимы и играют большую роль в предложении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Урок «Такой разнообразный русский язык» предназначен для учеников 4 классов. Материал урока можно использовать в конце учебного года, в качестве обобщающего. К данному уроку необходимо провести предварительную подготовку. На уроке показана исследовательская работа по теме «Правописание предлогов». Материал к работе взят из книги «Занимательная грамматика» автор В. Волина, а также ученица взяла интервью у директора школы, учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, ученицы 10 класса - победителя конкурса «Ученик года». На основе данных был сделан вывод: предлоги в русском языке необходимы и играют большую роль в предложении. 

Тема: Такой разнообразный русский язык

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Вид урока: урок с применением информационно-коммуникативных технологий.

Цель урока: обобщение  полученных знаний учащихся о значении русского языка.

Задачи урока:

1. Образовательные:  формирование умения употреблять фразеологические обороты в речи, активизировать словарный запас;

2. Развивающие: развитие внимания, логического мышления; развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся  с помощью заданий исследовательского характера;

3. Воспитательные: воспитание познавательного интереса к учебному  предмету; воспитание у учащихся культуры  мышления.

Оборудование: творческие работы учащихся, раздаточный материал для групп, презентация учителя (приложение 1).

Ход урока:

1. О значении русского языка. (приложение 1)

Учитель: Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук».

      Языковеды насчитывают на земле 2500 разных языков, но большая часть людей планеты, около двух миллиардов человек объясняется всего на 13 языках. Самым распространенным языком является китайский, на нем говорят свыше 700 миллионов человек, на английском – свыше 250 миллионов, на русском также свыше 250 миллионов человек.

      О величии русского языка, его многообразии сказано много замечательных слов.

1 ученик: Лев Николаевич Толстой говорил: «… удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе, он нежный, трогательный, где нужно строгий, где нужно бойкий и живой». 

2 ученик: Якутский поэт Данилов так говорил о значении русского языка:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком.

Это потому что я владею

Русским всеохватным языком.

А вот так ребята написали в своих сочинениях.

3 ученик (Мельничук Ксения): Очень богат  и разнообразен русский язык. На этом языке говорили и писали стихи Пушкин и Лермонтов. Писали свои великие произведения Толстой и Чехов.

     Многообразие стилей в русском языке связано с многообразием средств выражений, с ярким разнообразием красок. Никакой другой язык не богат таким превосходством. высокая культура разговоров и письменной речи, хорошее знание русского языка и творческой деятельности – самая лучшая опора. Русский язык богат  и глубок для выражений простых понятий. в этом мире нет языка лучше нашего.

4 ученик (Бурбаева Людмила): Язык – наш учитель. Каждое слово – урок. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

5 ученик: Иван Сергеевич Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам нашими предками». 

Учитель: А что значит беречь язык? Беречь язык – это значит уметь правильно употреблять слова, правильно их говорить, грамотно выражать свои мысли, не засорять свою речь ненужными словами.

2. Работа в группах.

      «Грамота – к мудрости ступенька» - гласит русская пословица. На уроках русского языка мы часто используем пословицы и поговорки. Выполните следующее задание: в каждой пословице выберите по слову и составьте новую.

1-2 группа: От иной похвалы хоть в землю уйти.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Не солома красит гумно, а зерно.

Человека встречают по одежке, а провожают по уму.

Где охота и труд, там и поля цветут.

3-4 группа: Все за одного, а один за всех.

Не все то золото, что блестит.

Не боялся браться, так и не страшись делать.

Виноватый винится, а правый ничего не боится.

Из дуги оглобли не сделать.

(За все браться – ничего не сделать) 

- Объясните смысл пословицы.

Учитель: Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. 

Послушайте загадки – шутки и отгадайте их:

1. Его вешают, приходя в уныние,

Его задирают зазнайки, 

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело? (нос)

  1. Не цветы, а вянут,

не ладошки, а ими хлопают,  если что-то не понимают,

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные? (уши)

Учитель: Прочитайте рассказ и найдите 10 фразеологизмов.

Попались на удочку.

     Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

     Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.    Обманул он нас.

     Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться – растерялись мы.

- Вот пустомеля, возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки. – успокоил дед, - со мной пойдете.

  И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дед не дал. Малы еще.

Учитель: - А теперь следующее задание: к каждой паре слов подберите такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

хвост                                                             перстень

холод                                                            характер

нервы                                                           жизнь

трубы                                                           конфеты

Учитель: О значении знания грамматики написала стихотворение Ольга Высотская, которое называется «Серьезный разговор»

Грамматика, грамматика-                                       Она трудна, но без нее

Наука очень строгая!                                              Плохое было бы житье!

Учебник по грамматике                                         Не составить телеграмму

Всегда беру с тревогой я.                                       И открытку не отправить,

                                                Даже собственную маму с  днем рожденья не поздравить.

Сколько правил!

Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Будь старательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

Учитель: Об уроке русского языка написала интересное сочинение Подковырова Татьяна.

Путешествие по стране Русского языка.

       Русский язык один из моих любимых предметов. На этом уроке я погружаюсь в страну знаний. В этой стране я узнаю различные правила, написания многих слов. Кажется, что мы едем в поезде. Каждый день мы проезжаем разные города, сейчас мы находимся в городе Наречий. О наречиях я узнала очень много. Оказывается, это очень интересные слова, которые добавляют красок в нашу речь.

      И вот мы проезжаем по лесу словарных слов. В таком лесу можно наломать много дров! Человек с плохой памятью может легко здесь заблудиться!

     Мы выезжаем из леса и попадаем в чистое поле. Наш поезд остановился и все вышли из вагонов. А вокруг словно полевые цветы выглядывают приставки, суффиксы, корни, окончания. Что же это за поле? Поле, где вырастают части слова. Мы ходим по полю и складываем корни и приставки, добавляем окончания и суффиксы. Интересно! Но остановка была недолгой и мы поехали дальше.

      На пути этого поезда много любопытных остановок, но нет конечной. Русский язык необъятный, как и наши родные просторы.

Учитель: А теперь следующее задание: отгадайте слова:

1-2 группа: корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот  же, что в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход.

(рассказчик)

3-4 группа: суффикс из слова руководитель,

Приставка из слова возможность,

Корень из слова пропитание.

(воспитатель)

Учитель: А Краснояров Владимир написал такое стихотворение:

Урок русского языка.

Прозвенел звонок у нас,

Все спешат скорее в класс.

Русский начался урок!

И какой с него нам прок?

Изучаем мы приставки,

В голове белиберда.

Он уехал, ты приехал,

Все разъехались – куда?

Раз пристала – пишем слитно,

Надо помнить нам всегда.

Ну, а если между нею

Слово вставить кто-то смог,

Получается другое – получается предлог.

И тогда его раздельно

Должен ты писать, дружок!

На зелененькой лужайке

В чистом воздухе звенит.

Что звенит? Звенит звонок! Вот и кончился урок.

Учитель: Пшеборовская Александра провела исследование «Правописание предлогов». (приложение 2)

  1. Итог урока.

В русском языке много разных правил, мне хочется пожелать вам настойчивости, терпения, продвижения только вперед.

Холодилина Марина Николаевна, учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» муниципального образования Ясненский район, Оренбургская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 4 класс " О словарях разнообразных, поучительных и важных"

4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основной цел...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедител...

Методическая разработка урока "Что такое обращение". Русский язык. 3 класс УМК "Школа России"

Предмет: Русский языкКласс: 3Учитель: Манько Елена ВикторовнаТема: "Что такое обращение ?"Тип урока: "Урок знакомства с новым материалом."Учебник: Учебник «Русский язык...

Внеклассное занятие по русскому языку "К словам разнообразным, одинаковым, но разным"

На внеклассном мероприятии дети знакомятся  с многообразием и богатством русского языка на примере слов- омонимов, омофонов, омоформ. Предназначено для учеников 4 класса...