словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Бастрыгина Виктория Игоревна

Предварительный просмотр:

СЛОВАРИК-ТРЕНАЖЁР
И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Предложенный в настоящем пособии словарик-тренажёр является одним из возможных вариантов решения актуальной проблемы – формирование орфографической грамотности при работе с труднопроверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Как устроен словарик-тренажер, какие правила следует соблюдать при работе с ним на уроке?

На первой странице записывается набор слов, на месте буквы-орфограммы прорезаются «окошки» (рис. 1).

За этой страницей следует «Страничка для самопроверки», где уже даны правильные варианты написания орфограмм (рис. 3).

Между первой страницей и «Страничкой для самопроверки» дети помещают дополнительный чистый лист для самостоятельной работы (рис. 2), проставляют буквы в «окошки»-прорези. Таким образом, буква остаётся записанной на дополнительном листе.

Ребенок сравнивает написанную букву с буквой на «Страничке для самопроверки», оценивает свою работу по «Шкале успеха» (рис. 4). Выбирает картинку-наклейку, соответствующую уровню знаний, обнаруженному при работе с предложенным набором словарных слов, приклеивает на страничку «Я учу словарные слова» (рис. 5). Чем лучше результат работы, тем выше к вершине треугольника следует поместить наклейку.

Ученики, допустившие ошибку, приклеивают рисунок-«напоминалку» в виде задумавшегося человечка напротив слова, чтобы в следующий раз, прежде чем записать его, вспомнить пиктограмму-подсказку. Такие пиктограммы появляются на страничке «Помоги своей памяти» в результате коллективного или индивидуального творческого поиска.

Далее на «Творческой страничке» дети впоследствии напишут рассказ или мини-сочинение с данными словами.

В конце словарика помещена страничка «Мои любимые ошибки» для итоговой рефлексии (рис. 6), где ученик пишет итоговое сочинение о том, как он работал над словарными словами, какие трудности ему пришлось преодолеть, каких успехов удалось добиться и т. д.

В работе с каждым новым словарным словом недопустима спешка. При первом знакомстве с новым словарным словом его нужно рассмотреть со всех сторон, исследовать с точки зрения  различных разделов русского языка. В этот момент работы целесообразно опираться на наглядное пособие «Академгородок» (рис. 7). В нем русский язык представлен в виде Академгородка, а разделы русского языка – в форме «научных советов», в которых работают дети.

Учитель может организовать групповую исследовательскую работу, где предметом изучения является слово.

Словарные
слова

Лист для само-
стоятельной
работы учащегося

Проверь
себя

Рис. 1. Набор слов
для изучения

Рис. 2. Страничка для самостоятельной работы

Рис. 3. Страничка
для самопроверки

Рис. 4. Шкала успеха

Я УЧУ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

Рис. 5. Треугольник для отметки учащимися своего уровня знаний

Рис. 6. Страница для итоговой рефлексии

Рис. 7. Карта-схема Академгородка

Работа со словариком-тренажером дает результат при систематическом его использовании. Для удобства нужно обеспечить всех учащихся класса индивидуальными словариками-тренажерами. В этом случае нужно выбрать необходимые наборы слов (в зависимости от программы, по которой ведется обучение) и скрепить листы с выбранными словами вместе со всеми необходимыми страницами  (страничка для самопроверки, страничка «Помоги своей памяти» и др.) в нужном порядке. Прорези-«окошки», благодаря которым пособие превращается в тренажер, охотно помогают сделать родители учащихся, формат словарика (А4, А5 или какой-либо другой) выбирается по усмотрению учителя.

Такая форма пособия позволяет ребёнку регулярно закреплять и повторять написание одних и тех же словарных слов без монотонности и скуки, используя различные анализаторы. Ребенок чётко произносит слово, зрительно фиксирует букву, прописывает ее несколько раз, увлекательно обыгрывает ее употребление при помощи придуманных картинок, звуковых ассоциаций. Орфограмма запоминается наиболее прочно, так как использованы и слуховые, и зрительные, и письменно-воспроизводящие возможности ребенка.

Важно обучить детей способам рационального запоминания, когда ученики придумывают «запоминалку»-пиктограмму и работают на страничке «Помоги своей памяти». Образные графические и звуковые ассоциации помогают без напряжения освоить орфографию. Приёмы, основанные на фантазии и воображении, превращают запоминание в увлекательное занятие.

Дети с преобладанием вербальной памяти более восприимчивы к звуковой стороне слов. Им полезны каламбуры, словесные ассоциации, рифмы, то есть запоминание такого типа, какое, например, дается к слову «маляр»: «Маленький маляр мажет эмалью маму».

Дети с преобладанием зрительной памяти легче запоминают образы. Им больше подходит код на основе зрительных представлений букв в виде какого-либо предмета (по внешнему сходству с ним):

А – лестница, ракета;

О – тарелка и т. п.

Дети восприимчивы и к приёмам запоминания на основе мышечной памяти.

Можно выполнять танцевальные движения, жесты, характерные для пантомимы, ассоциирующиеся с движением. Наилучший результат даёт сочетание всех видов чувственного восприятия.

Мнемонические приёмы  просты и удобны для использования в практике обучения детей, кроме того, они могут быть в дальнейшем перенесены ими в повседневную жизнь, что имеет большую практическую личностную значимость.

Очевидно, что такая система запоминания требует некоторой тренировки. Но если она используется регулярно, то дети быстро усвоят способ кодирования слов.

Применение тренажёра вносит в учебный процесс элементы занимательности, вызывает у младших школьников большой интерес, стимулирует их внимание. Работа с тренажёром приобретает позитивную эмоциональную окраску.

Кроме того, достигается экономия времени и сил ученика и учителя. С помощью пособия-тренажёра очень быстро воссоздаются условия конкретной учебной задачи, сокращается время на воспроизведение учебного материала.

Словарик эффективен не только на уроке, но и в домашних условиях, так как ребёнок может осваивать учебный материал без помощи взрослых, поскольку всегда имеет образец правильного написания на «Страничке для самопроверки».

В пособии дается перечень словарных слов по классам в соответствии с программой по русскому языку, при этом у учителя есть возможность углубления и расширения словарного материала для отдельных школьников.

Тематические наборы служат для более глубокой работы со словами, так как они предполагают группировку, классификацию, различные виды разборов и т. д. Кроме того, группировка слов по темам дает возможность использовать их для творческой работы по развитию речи (написание мини-сочинений, рассказов).

Выполнение заданий с помощью тренажёра создаёт предпосылки для более быстрого формирования навыков, их автоматизации. Для того чтобы при постоянном использовании пособия интерес к работе не снижался, можно модифицировать, вводить новые условные обозначения, творческие задания, что даёт возможность многократно повторять один и тот же материал.

Пособие может быть использовано в работе как с отстающими детьми, так и с более «сильными». Оно является действенным средством индивидуализации и дифференциации обучения благодаря следующим аспектам:

        варьирование темпа вводимого материала;

        варьирование его количества;

        составление общей и индивидуальной программы, по которой каждый ученик может работать со своим словариком-тренажёром;

        индивидуализация темпа выполнения самостоятельной работы, которая становится более активной и целесообразной.



Предварительный просмотр:

Алгоритм работы со словариком-тренажёром

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

1. Инструктаж учащихся о том, как работать со словариком (см. памятку «Как работать со словариком»)

Изучение памятки «Как работать со словариком»

2. Введение словарных слов на основе организации групповой исследовательской работы при помощи наглядного пособия «Академгородок», в котором русский язык представлен в виде Академгородка, а разделы русского языка – это «научные советы» «Морфология», «Синтаксис», «Фонетика», «Орфография», «Каллиграфия», «Словообразование», «Лексика»,  «Пунктуация»

При первом знакомстве с новым словарным словом:

 рассматривание его со всех сторон, исследуя с точки зрения различных разделов  русского языка: морфологии, синтаксиса, фонетики, орфографии, каллиграфии, словообразования, лексики, пунктуации;

 вписывание в «окошко» непроверяемой гласной, которую нужно запомнить. Таким образом, записанная буква остаётся на «Страничке для самопроверки», а ученики  получают возможность в любой момент увидеть образец правильного написания слова

3. Организация запоминания нового словарного слова. Обучение школьников приёмам   рационального  запоминания

Работа на страничке «Помоги своей памяти»:

 на этапе обучения школьников приёмам рационального запоминания проводится работа по придумыванию и записи пиктограмм, каламбуров и других  «запоминалок» под руководством учителя;

 позже коллективная работа проводится только с теми словами, в которых ошибки допущены большинством учащихся;

 самостоятельное придумывание «запоминалок» к словам в соответствии с индивидуальной программой

4. Проверка знания учащимися изученных словарных слов

Самопроверка учащимися знания изученных словарных слов:

 размещение подкладного листа под страницей с прорезями;

 вставка пропущенной буквы;

 осуществление самопроверки путем сравнения буквы на подкладном листе и на «Страничке для самопроверки»;


Окончание табл.

1

2

 подсчет ошибок и оценивание себя по «Шкале успеха»;

 выбор картинки, которая затем приклеивается в таблицу «Мои результаты»:

0–1 ошибка:

2–4 ошибки:

5–7 ошибок:

8–10 ошибок:

 анализ допущенных ошибок;

 напротив слова, в котором допущена ошибка, приклеивание картинки-«напоминалки» в виде задумавшегося человечка для того, чтобы в следующий раз, прежде чем записать букву, вспомнить подсказку

5. Организация творческой работы по развитию речи к каждому тематическому набору

Выполнение творческого задания по развитию речи (составление рассказов, сочинений-миниатюр и т. п.) на «Творческой страничке» с использованием словарных слов изучаемого тематического набора

6. Итоговая рефлексия: написание сочинения «Мои любимые ошибки»

Написание итогового сочинения «Мои любимые ошибки» о том, как работали над словарными словами, какие трудности  пришлось преодолеть, каких успехов удалось добиться и т. д.



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Тематический
набор № 1

 Г  РОД

ОВ  ЩИ

К  ПУСТА

К  РТОФЕЛЬ

 ГУРЕЦ

П  М  ДОР

ЯГ  ДА

З  МЛ  НИКА

СМ  РОД  НА

М  ЛИНА

В  Н  ГРАД

 РБУЗ

 ВЁС

ПШ  НИЦА

М  РКОВЬ

Л  МОН

Ч  СНОК

Тематический
набор № 2

Р  СТЕНИЯ

Б  РЁЗА

 СИНА

Р  БИНА

ТОП  ЛЬ

 ЛЬХА

 РЕХ

С  РЕНЬ

ЯБЛ  НЯ

Ч  РЁМУХА

 ДУВАНЧИК

Р  МАШКА

Н  З  БУДКА

В  С  ЛЬКИ

К  Л  КОЛЬЧИК

М  МОЗА

Тематический
набор № 3

ГОР  Д

М  СКВА

СТ  ЛИЦА

РОД  НА

ОТЕЧ  СТВО

 ТЧИЗНА

Р  ССИЯ

Н  РОД

РУ   КИЙ

ГРАЖД  Н  Н

К  НСТ  ТУЦИЯ

ПР  ВИТ  ЛЬСТВО

ПР  ДС  ДАТ  ЛЬ

ПР  З  ДЕНТ

Д  ПУТАТ

Тематический
набор № 4

Ж  ВОТНОЕ

В  Р  БЕЙ

В  РОНА

С  НИЦА

ЗА  Ц

Л  СИЦА

Л  ГУШКА

М  ДВЕДЬ

П  ТУХ

С  БАКА

С  РОКА

С  Л  ВЕЙ

 ВЦА

 ВЧАРКА

СН  ГИРЬ

Н  С  КОМЫЕ

СТР  К  ЗА

ГУС  НИЦА

МУР  ВЕЙ

ЖУ   АНИЕ

ПЧ  ЛЫ

Щ  ГОЛ

Тематический
набор № 5

З  ДАЧА

Д  ЖУРНЫЙ

КЛА  

Р  БЯТА

Т  ВАР  Щ

УЧ  НИК

УЧИТ  ЛЬ

Ф  МИЛИЯ

ДЕВ  ЧКА

ЖЕНЩ  НА

МУ  ЧИНА

 ТЕЦ

Р  ШАТЬ

С  Ч  НЕНИЕ

ИЗЛ  ЖЕНИЕ

П  Р  МЕНА

Тематический
набор № 6

К  РАБЛЬ

М  ШИНА

 ВТОБУС

 ВТ  М  БИЛЬ

М  ТРО

Т  ПЛ  ВОЗ

ТРАКТ  Р

ТР   ВАЙ

ТР  Л  ЕЙБУС

ЭКСК  ВАТОР

БУЛЬДОЗ  Р

Л  К  М  ТИВ

С  М  ЛЁТ

ЭКСПРЕ  

Р  КЕТА

Тематический
набор № 7

ПР  ФЕ   ИЯ

 ГР  НОМ

ИНЖ  НЕР

УЧИТ  ЛЬ

Ш  ФЁР

Р  БОЧИЙ

К  СМ  НАВТ

М  ЛЯР

ХЛЕБ  РОБ

З  ВОД

Ж  ЛЕЗО

М  ТА  

Д  Р  ЖЁР

Тематический
набор № 8

П  СС  ЖИР

Б  ЛЕТ

АДР  С

Б  ГАЖ

В  ГОН

В  КЗАЛ

П  РРОН

Д  РОГА

ЕЗД  ТЬ

Ш  ССЕ

Ш  ФЁР

Р  ССТ  ЯНИЕ

ПУТ  ШЕСТВИЕ

 КСКУРСИЯ

Ш  Л

Тематический
набор № 9

ЗЕРК  ЛО

КВ  РТИРА

К  Р  ДОР

Ф  ЙЕ

МЕБ  ЛЬ

Д  ВАН

КР  ВАТЬ

КОМН  ТА

ЛЕС  НИЦА

К  РТИНА

К  БИНЕТ

Тематический
набор № 10

Д  РЕВНЯ

К  ЛХОЗ

М  Л  КО

К  МБАЙН

СЕ  ЛКА

Б  Р  ЗДА

ЗАСЕ  ТЬ

ХЛЕБ  РОБ

З  МЛ  ДЕЛИЕ

ПШ  НИЦА

УР  ЖАЙ

Б  ГАТЫЙ

С  ЛОМА

Тематический
набор № 11

ПРАЗ  НИК

ЧУ  СТВА

П  БЕДА

С  ЛЮТ

С  ЛДАТ

К  М  НДИР

М  ДАЛЬ

 Б  РОНА

В  Т  РАН

Г  РОЙ

Т  РЖЕСТВЕННЫЙ

Тематический
набор № 12

К  ЛГОТКИ

К  СТЮМ

 ДЕЖДА

П  ЛЬТО

ПЛ  ТОК

П  РЧАТКИ

ПУГ  ВИЦА

С  П  ГИ

Б  ТИНКИ

ВАР  ЖКИ

К  СТЮМ

З  БАВЫ

К  ТОК

К  НЬКИ

Х  ККЕЙ

ФУ  БОЛ

Тематический
набор № 13

К  Л  НДАРЬ

МЕС  Ц

Н  ДЕЛЯ

П  Н  деЛЬНИК

ВТОРН  К

СР  ДА

Ч  ТВЕРГ

ПЯТН  ЦА

СУ   ОТА

В  СКР  СЕНЬЕ

Д  КАБРЬ

 НВАРЬ

Ф  ВРАЛЬ

С  НТЯБРЬ

 КТЯБРЬ

Н  ЯБРЬ

 ДИ   АДЦАТЬ

ШЕС  НА  ЦАТЬ

ДВА  ЦАТЬ

Тематический
набор № 14

(ДО)  СВ  ДАНИ

ЗДРА  СТВУЙТЕ

ПР  ВЕТ

П  ЖАЛУ  СТА

БЛ  Г  Д  РЮ

СП  СИБ

Б  СЕДА

Д   ЛОГ

В  ПРОС

ВЕЖЛ  ВЫЙ

Д  Л  КАТНЫЙ

Тематический
набор № 15

ВЕТ  Р

ИН  Й

М  РОЗ

ОБЛ  КО

 ВРАГ

П  ГОДА

ПР  РОДА

СОЛ  ЦЕ

УР  ГАН

С  РЕБР  НЫЙ

К  ПЕЛЬ

ОТТ  ПЕЛЬ

ПР  ТАЛ  НКА

С  СУЛЬКА

СВ  РКАТЬ

Тематический
набор № 16

КОМН  ТА

К  Н  ТЕАТР

Т  АТР

К  НЦЕРТ

М  ТРО

М  Г  ЗИН

 ПТЕКА

УЛ  ЦА

В  КЗАЛ

КВ  РТИРА

Б  БЛ   ТЕКА

Тематический
набор № 17

П  СУДА

Т  РЕЛКА

СТ  КАН

К  СТРЮЛЯ

ЗАВТР  К

 БЕД

УЖ  Н

САХ  Р

М  РОЖ  НОЕ

Г  ТОВ

Г  РЯЧИЙ

 ПП  ТИТ

АР  МАТ

СКАТ  РТЬ

С  ЛФЕТКА

Тематический
набор № 18

Г  Р  ЗОНТ

СЕВ  Р

В  СТОК

ЗАП  Д

Н  ЛЕВ

Н  ПРАВ

СЛЕВ

СПРАВ

В  КРУГ

ОК  Л

ИЗД  Л  КА

ВП  Р  ДИ

Тематический
набор № 19

 ЛЬБОМ

К  Р  НДАШ

П  НАЛ

Р  СУНОК

ЖИВ  ПИСЬ

К  РТИНА

Г  Л  РЕЯ

ИЗ  БРАЖЕНИЕ

 РНАМЕНТ

 ТТЕН  К

П  ЙЗАЖ

П  РТРЕТ

Ф  НТАЗИЯ

Ч  РНЫЙ

Ж  ЛТЫЙ

Л  ЛОВЫЙ

Ф  ЛЕТОВЫЙ

К  РИЧНЕВЫЙ

 РАНЖ  ВЫЙ

Г  ЛУБОЙ

Тематический
набор № 20

Ц  ТАТА

Г  ЗЕТА

Б  БЛ   ТЕКА

РА   КАЗ

Б   ГРАФИЯ

К  ТАЛОГ

В  КТОРИНА

Г  РОЙ

 Ч  ВИДЕЦ

ПР  И  ШЕСТВИЕ

С  ТУАЦИЯ

К  РР  СП  НДЕНТ

Тематический
набор № 21

ВЧ  РА

С  Г  ДНЯ

ЗАВТР

ВДРУ

С  ЙЧАС

Т  ПЕРЬ

 ДНАЖДЫ

П  ТОМ

ИН  ГДА

БЫСТР

ВЕС   ЛО

СКОР

МЕДЛ  ННО

Х  Р  ШО

Тематический набор № 22

ГРУ   А

А   ПАРАТ

А   ЕТИТ

А   ЕЯ

А   КУРАТНЫЙ

ДРО   И

ГРИ  

КО   ЕКЦИЯ

КО   ЕКТИВ

Ю   АТЫ

ШО   Е

ПА   АЖИР

МЕТА  

МЕДЛЕ   О

КО   ЕСПОНДЕНТ

СУ   ОТА

БА   ЕЙН

ВА   А

РО   ИЯ

ГРА  

КИЛОГРА  

СУ   А

РА   ВЕТ

РА   КАЗ

ТРО   ЕЙБУС

ОСОБЕ   О

ПЕ   ОН

ТЕ   ИТОРИЯ

СУ   ИКС

  ОРА

О   ЕНОК

ПРОФЕ   ИЯ

РА   ТОЯНИЕ

ЖУ   ИТ

  ЕНИЕ

ХО   ЕЙ

ОДИ   АДЦАТЬ

УТРЕ   ИЙ

ВЕСЕ   ИЙ

ОСЕ   ИЙ

РА   ИЙ

ДЛИ   ЫЙ



Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
(в соответствии с программой начальной школы
по системе общего развития школьников Л. В. Занкова)

1  к л а с с

 БЗАЦ

АЛФ  ВИТ

 СФАЛЬТ

Б  ЛЬШОЙ

В  ПРОС

В  РОТА

ГОЛ  С

ДЕВ  ЧКА

Д   ЛОГ

ДО    СВ  ДАНИ

Ж  ЛТОК

ЗАВТР

З  ДАЧА

И  ТИ

Й  Д

К  Л  НДАРЬ

К  ЛГОТКИ

КОМН  ТА

К  НЕЦ

КРУЖ  ВО

КУР  ЦА

ЛАСТ  ЧКА

ЛЕБ  ДЬ

ЛЕС  НИЦА

ЛОШ  ДЬ

Л  ГУШКА

М  ЛИНА

МАЛЬЧ  К

МНОГ

М  НЕТА

М  Н  ЛОГ

М  РОЖ  НОЕ

НАД

Н  ЧАЛ

Н  ДЕЛЯ

ОБУ  Ь

 Г  РОД

 ДИН

 КНО

 РЕХ

 СНОВА

 ТВЕТ

 ШИБКА

П  Р  МЕНА

П  Л  ТЕНЦЕ

П  ЛЯНА

П  СЛОВ  ЦА

ПРАЗ  НИК

ПР  ДМЕТ

ПР  ВЕТ

ПР  РОДА

ПР  СТУДА

ПУГ  ВИЦА

Р  СНИЦЫ

Р  ЦЕПТ

РУКА

Р  БИНА

С  ЛАТ

С  АНС

С  ГОДНЯ

С  ЙЧАС

С  КРЕТ

С  КУНДА

СН  ГИРЬ

СТ  КАН

СТОР  Ж

СТР  КОЗА

СТР  КА

Т  РЕЛКА

Т  Л  ВИЗ  Р

ТР   ВАЙ

УЛ  ЦА

Ф  НАРЬ

Ч  Л  ВЕК

Ч  ТВЕРГ

ЧЕТВ  РТЬ

Ш  ФЁР

Щ  НОК

ЭСК  МО

ЯЩ  РИЦА

2  к л а с с

АБ  ЖУР

 БЗАЦ

 ВАРИЯ

Б  ЗАР

Б  РЁЗА

ВА   А

ВЕТ  Р

Д  ВНО

ДВА  ЦАТЬ

Д  ЖУРНЫЙ

Д   ЛОГ

З  БОР

ЗА  ЯЦ

ЗДРА  СТВУЙТЕ

ЗЕРК  ЛО

И  ТИ

ИН  Й

К  БИНА

К  ЛИНА

К  Р  НДАШ

ЛАСТ  К

Л  ПАТА

М  К  РОНЫ

М  Н  ЛОГ

М  Р  З

М  СКВА

Н  ДАВН

ОБР  З

 ВРАГ

 ВЧАРКА

 ДЕЖДА

ПАЛ  Ц

П  ЛЬТО

П  РЧАТКА

П  НГВИН

П  РОГ

П  Л  ТЕНЦЕ

ПО  С

С  ЛФЕТКА

СКАТ  РТЬ

СКОЛЬК

СКОР

СЛУЧ  Й

С  БАКА

С  СЕД

С  Ч  НЕНИЕ

СПАСИБ

Т  ЛЁНОК

Т  ТРАДЬ

УЗ  Л

Ф  МИЛИЯ

Ч  СНОК

Щ  ГОЛ

 НТАРЬ

3  к л а с с

 БРИКОС

 ВТОБУС

 ВТОГРАФ

 ВТ  МОБИЛЬ

АВТ  Р

АДР  С

АКВ  РЕЛЬ

АКВАР  УМ

А   УРАТНЫЙ

А   ЕЯ

 ЛЬБОМ

 ПТЕКА

Б  ГАЖ

Б  ЛКОН

Б  НАН

Б  РЬЕР

БА   ЕЙН

Б  ТОН

Б  СЕДКА

Б  БЛ   ТЕКА

Б  Л  ТО

В  ГОН

В  З  ЛИН

В  СИЛЁК

ВБЛ  ЗИ

  ЛУБЬ

ВДРУ

В  ЗДЕ

В  КЗАЛ

В  СКР  СЕНЬЕ

В  СТОК

ВП  Р  ДИ

ВЧ  РА

Г  ЗОН

Г  РНИР

Г  РБАРИЙ

Г  РОЙ

Г  РАЗДО

Г  РЯЧИЙ

Г  ТОВ

Д  ЖУРНЫЙ

Д  КАБРЬ

ДЖЕМП  Р

Д  РИЖЁР

Д  Р  ГА

ДО  СВИДАНИ

ЕЗД  ТЬ

 НОТ

Ж  ЛЕ

Ж  ТОН

Ж  ЛТЫЙ

Ж   ВОТНОЕ

Ж  НГЛЕР

З  БОТА

ЗАВТР  К

З  ГАР

З  ГОЛОВОК

З  КАТ

ЗАМЫС  Л

ЗАН  ВЕС

ЗАП  Д

З  П  ВЕДНИК

З  П  ТАЯ

ЗАСЕ  ТЬ

З  СТЕЖКА

 ДАНИЕ

ЗДЕ  Ь

ЗДРА  СТВУЙТЕ

З  МЛ  НИКА

ЗР  ЧОК

ИНЖ  НЕР

ИНТ  РЕСНЫЙ

 НТ  РЬЕР

ИСКУ   ТВО

 ТОГ

К  КАО

К  МОРКА

К  МЫШ

К  ПИТАН

К  ПРИЗ

К  РТИНА

К  РТОФЕЛЬ

К  СТРЮЛЯ

КВ  РТИРА

К  НГУРУ

К  Л  ГРА  

КО  Ш

К  ЗЫРЁК

К  ЛЕЯ

К   Л  ДЕЦ

К  ЛО   А

К  МЕДИЯ

К  МПАНИЯ

К  НТРОЛЬ

К  ПЕЕЧКА

К  РЗИНА

К  СМ  НАВТ

К  СТЁР

К  СТЮМ

К  ТЛЕТА

Л  ВИНА

Л  ДОНЬ

ЛАЗ  Р

Л  ГЕНДА

ЛЕ  ЧКА

ЛЕС  НИЦА

Л  МОН

Л  Т  РАТУРА

ЛИ  Ь

Л  ПАТА

М  Г  ЗИН

МАЙ  НЕЗ

М  КУШКА

М  РШРУТ

МЕДЛЕ   О

М  ДУЗА

М  ЛОДИЯ

М  НЮ

МЕС  Ц

М  ТА  

М  ТРО

М  ЧТА

М  КР  ФОН

М  КСТУРА

М  МОЗА

М  НУТА

М  РКОВЬ

М  ТИВ

М  ТЫЛЕК

Н  ЗАД

Н  ИЗУСТЬ

НАЛЕВ

НАПРАВ

Н  ВЗН  ЧАЙ

Н  ЯБРЬ

 БЕД

 БУЧЕНИЕ

 Г  РЧЕНИЕ

 ГУРЕЦ

 Д  К  ЛОН

 ДЕЯЛО

 ЗНОБ

 ЗОРНИК

 КЕАН

ОК  Л

 КТЯБРЬ

 МОНИМ

 РАТ  Р

 САНКА

 СИНА

О  ДЫХ

 ТЕЦ

 Т  ПЛЕНИЕ

 ТТЕНОК

 ТЧИЗНА

 ЧАГ

П  ДЕЖ

П  РИК

П  СОК

П  ЛЮЛЯ

П  БЕДА

П  М  ДОР

ПОМ  ЩЬ

П  СР  ДИ

П  ЧТАЛЬОН

П  ЭЗИЯ

ПРАЗ  НИК

ПР  КРАСНЫЙ

ПШ  НИЦА

Р  КЕТА

РА   КАЗ

РА   Т  ЯНИЕ

Р  СТЕНИЕ

РЕПЛ  КА

Р  ШАТЬ

Р  СУНОК

Р  ЗЕТКА

С  Р  ФАН

САХ  Р

СЕВ  Р

С  ДЛО

С  НТЯБРЬ

СЛЫШ  ТЬ

С  Л  ВЕЙ

С  Л  МА

СТ  ЛИЦА

СУВ  НИР

Т  БЛЕТКА

Т  АТР

Т  Л  ФОН

Т  ПЕРЬ

Т  ПЛ  ВОЗ

ТРАКТ  Р

ТР  НСЛЯЦИЯ

УВИД  ТЬ

УЖ  Н

УЛ  ЦА

Ф  ВРАЛЬ

ФР  З   Л  ГИЗМ

ФУ  БОЛ

ХО   ЕЙ

Х  РОШИЙ

ХУДОЖ  СТВЕ   ЫЙ

Ч  РНЫЙ

ШО   Е

Щ  КОТНО

 КСКУРСИЯ

 ЛЕКТР  ВОЗ

 НВАРЬ

4  к л а с с

АГР  НОМ

 КТИВНЫЙ

 ПП  ТИТ

АР  МАТ

Б  СЕДА

Б   ГРАФИЯ

Б  Р  ЗДА

БУЛЬДОЗ  Р

ВЕЖЛ  ВЫЙ

В  КТ  РИНА

В  ЛШЕБНИК

ВОС  МЬ

Г  Л  РЕЯ

Г  РЕТЬ

Г  Р  ЗОНТ

ГР  ЖД  НИН

ДВА  ЦАТЬ

ДВ  НА  ЦАТЬ

Д  Л  КАТНЫЙ

Д   ЛОГ

Д  РЕКТОР

Д  ВЕРИЕ

ЕЗД  ТЬ

Ж  ЛАТЬ

Ж  ЛТЕТЬ

ЖИВ  ПИСЬ

З  БАВА

З  П  ВЕДНИК

ЗАСЕ  ТЬ

З  МЛ  ДЕЛИЕ

ИЗД  Л  КА

ИЗ  БР  ЖЕНИЕ

ИН  Ц   ТИВА

ИНТ  НАЦИЯ

К  ЛЛИГРАФИЯ

К  Р  К  ТУРА

К  Т  ЛОГ

К  ЛЛ  КТИВНЫЙ

К  М  НДИР

КОМН  ТА

К  НСТ  ТУЦИЯ

К  НЬКИ

КР  ВАТЬ

Л  К  М  ТИВ

М  ЛЯР

М  Л  ТОК

МЯК  ТЬ

Н  ЛЬЗЯ

Н  Н  ВИДЕТЬ

Н  П  СЕДА

Н  ПР  ЯТЕЛЬ

Н  УКЛЮЖИЙ

 Б  РОНА

 ВЁС

ОВ  ЩИ

 ВЦА

 ГОРОД

ОДИ   А  ЦАТЬ

 ДНАЖДЫ

ОК  Л

 РЕХ

 РНАМЕНТ

 ТЕЧ  СТВО

 ТТЕН  К

 Ч  ВИДЕЦ

П  РОЛЬ

П  ЙЗАЖ

П  ЧАЛЬ

П  РОША

П  РТРЕТ

П  ТОМ

ПР  ВИТЕЛЬСТВО

ПР  ДС  ДАТЕЛЬ

ПР  ВЕТ

ПР  ФЕ   ИЯ

ПУТ  ШЕСТВИЕ

Р  ВНИНА

Р  В  ЛЮЦИЯ

Р  ССИЯ

С  ЛЮТ

СВ  РКАТЬ

СВ  БОДА

С  ЙЧАС

С  КРЕТ

С  РЕБР  НЫЙ

СЕ  ЛКА

СН  ГИРЬ

С  ЛДАТ

СПРАВ

Т  РЖЕСТВ  ННЫЙ

УР  ГАН

Ф  НТАЗИЯ

Ф  НИШ

Ф   ЛЕТОВЫЙ

Ф  ЙЕ

Х  ЗЯЙСТВО

Ц  ТАТА

ШЕ  ТВОВАТЬ

ШЕ  СТВОВАТЬ

ЭК  ПАЖ

ЭКСК  ВАТОР

ЭЛ  КТРИЧ  СТВО

ЭЛ  КТР  СТАНЦИЯ

ЭСК  ЛАТОР



Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
(в соответствии с программой начальной школы
«Школа 2000–2100»)

1  к л а с с

Б  Р  БАН

Б  РАН

Б  РЁЗА

В  Р  БЕЙ

В  РОНА

ВЕТ  Р

ГОР  Д

Д  РОГА

ДЕВ  ЧКА

ЕЩ

ЗА  Ц

К  ПУСТА

К  РТИНА

К  РТОН

К  СТРЮЛЯ

К  ТОК

К  РЗИНА

К  РОВА

М  ЛИНА

М  ШИНА

М  Л  КО

М  РОЗ

 БЕД

 Г  РОД

 СИНА

П  НАЛ

П  ТУХ

П  М  ДОР

Р  БИНА

С  П  ГИ

С  БАКА

С  РОКА

СТ  КАН

СУ   ОТА

Т  РЕЛКА

Т  ПОР

УЧ  НИК

УЧИТ  ЛЬ

Х  Р  ШО

 ТО

Ш  Л

ЯБЛ  КО

ЯБЛ  НЯ

ЯГ  ДЫ

 ЗЫК

2  к л а с с

 ЛФ  ВИТ

 РТИСТ

Б  РЁЗА

ВДРУ

ВЕС  ЛО

В  КРУГ

В  Р  БЕЙ

ГОР  Д

ГРАЖДАН

ГР  ЖД  НИН

ГРОМК

ДЕВ  ЧКА

Д  РОГА

ИН  ГДА

К  Р  НДАШ

МАЛЬЧ  К

М  РОЗ

М  СКВА

Н  РОД

ОВ  ЩИ

 ДНАЖДЫ

 ТЕЧ  СТВО

П  ГОДА

П  ТОМ

Р  БОТА

РАН  Ц

РА   КАЗ

Р  БЯТА

РО   ИЯ

РУ   КИЙ  

Р  БИНА

С  Г  ДНЯ

СКОЛЬК

СКОР

СЛЕВ

СНАЧАЛ

С  БАКА

СТОЛЬК

Т  АТР

Т  ТРАДЬ

Т  ГДА

ТОЛЬК

ТРА  ВАЙ

УЛИЦ

УЧ  НИК

УЧИТ  ЛЬ

УЧИТ  ЛЬНИЦА

Ч  Л  ВЕК

 ЗЫК

3  к л а с с

 БЗАЦ

 БРИКОС

А   ОРД

А   УРАТНЫЙ

А   ЕЯ

 ЛМАЗ

 П  ЛЬСИН

А   АРАТ

А   ЕТИТ

АР  МАТ

Б  ГАЖ

Б  ГРОВЫЙ

Б  ГР  НЫЙ

Б  ЗАР

Б  ЛКОН

Б  Р  БАН

Б  РАН

Б  РАНКА

БА   ЕЙН

Б  ТОН

Б  Л  ТО

БУ  ТО

В  ГОН

ВА   А

ВА   АЯ

ВЕТ  Р

ВЕ  ТЬ

В  Н  ГРЕТ

ВМЕСТ

ВН  МАТ  ЛЬНЫЙ

В  КЗАЛ

В  ЛШЕБНЫЙ

В  РОТА

ВП  РЁД

ВС  ГДА

Г  ЗЕТА

Г  Л  РЕЯ

ГА   Ы

Г  ЛУБОЙ

Г  Р  ЗОНТ

Г  РОХ

ГРА   АТИКА

ГРА  

ГРИ  

ГРУ   А

ДЛ  НА

Д  ЛИНА

ДО  СВ  ДАНИ

ДРО   И

ЖЕН  ИНА

Ж  ЛТЫЙ

  ЁТ

ЖУ   ИТ

ЗАВТР  К

З  КОН

ЗАП  Д

ЗА  Ц

И   ЮСТРАЦИЯ

ИН  Й

ИСКУ   ТВО

КАК   БУ  ТО

К  КАО

К  Л  НДАРЬ

К  ЛИТКА

К  МЫШ

К  РТИНА

КА   А

КА  ТЬСЯ

КИЛ  ГРА  

КЛА  

КО   ЕКТИВ

КО   ЕКЦИЯ

К  М  НДИР

КОМН  ТА

К  МПЬЮТЕР

К  РЗИНА

К  РР  СПОНДЕНТ

К  РИЧНЕВЫЙ

К  СТЮМ

КР  ВАТЬ

КРО   ВОРД

КРО   ОВКИ

ЛА  ТЬ

Л  МОН

Л  ЛЕ  ТЬ

ЛЕС  НИЦА

Л  ПАТА

М  ЛИНА

М  НД  РИН

МА   А

М  ШИНА

МА  ТЬСЯ

МЕДЛЕ   О

МЕС  Ц

М  ТРО

М  ЧТА

МИ   ИМЕТР

МУ  ЧИНА

НАВС  ГДА

НАДЕ  ТЬСЯ

НА  Б  РОТ

НАПР  МЕР

Н  С  КОМЫЕ

Н  ДЕЛЯ

 БЕД

ОБЛ  КО

 БРАТНО

 Г  РОД

 ГРОМНЫЙ

 ГУРЕЦ

 ДЕЖДА

 РАНЖЕВЫЙ

 РЕХ

 РФ  ГРА   А

 СИНА

О  ДЫХ

О   УДА

ПЕ   ОН

П  ЧАТЬ

ПЛ  ТОК

П  М  ДОР

П  МОЩНИК

П  П  РЁК

П  РЯДОК

П  ТОМ

П  Т  МУ   ЧТО

ПОЧ  РК

ПРАВ  ЛО

ПРАВ  ЛЬНО

ПРАЗ  НИК

ПРАЗ  НИЧНЫЙ

ПР  ДМЕТ

ПР  ВЕТ

ПР  МЕР

ПР  РОДА

ПР  ГРА   А

ПР  ФЕ   ИЯ

ПУТ  ШЕСТВИЕ

РЕ  ТЬ

Р  СУНОК

Р  МАШКА

СВ  БОДА

СЕВ  Р

С  ЙЧАС

СЕ  ТЬ

С  РЕБР  НЫЙ

С  НИЦА

С  РЕНЕВЫЙ

С  РЕНЬ

СМ  РОДИНА

СНОВ

СОВ  СТЬ

С  ВСЕМ

С  СЕД

С  Л  ВЕЙ

С  Ч  НЕНИЕ

СТР  К  ЗА

 ОРА

СТ  КАН

 АСТЬЕ

 ЁТ

 ИТАТЬ

СУ   ОТА

СУ   А

Т  РЕЛКА

Т  Л  ГРА   А

ТЕ   АСА

ТЕ   ИТОРИЯ

Т  ВАРИЩ

Т  МАТ

Т СКА

Т  СКУЕТ

ТР  ЛЛЕЙБУС

УЖ  Н

Ф  МИЛИЯ

Ф  НАРЬ

Х  РАКТ  Р

Х  ЗЯИН

ХО   ЕЙ

Х  Р  ШО

Ч  М  ДАН

ЧЕР  З

Ч  РЁМУХА

 ТОБЫ

ЧУ  СТВО

ЧУ  ТЬ

Ш  ЛАШ

Ш  МПУНЬ

Ш  Л

Ш  ССЕ

Ш  ФЁР

ЮН  ША

Ю  ЫЙ

ЯГ  ДА

ЯБЛ  КО

4  к л а с с

 ЛМАЗ

 ЛМАЗНЫЙ

Б  ГРОВЫЙ

Б  ГРЯНЫЙ

ВДВ  ЁМ

ВЕТР   ЫЙ

ВП  РВЫЕ

ВЫР  ЖАТЬ

ВЫР  ЗИТЕЛЬНЫЙ

Г  ЗЕТА

Г  ТОВИТЬ

Д  СЕРТ

Ж  ЛТЫЙ

З  БОТА

ИН  ГДА

ИСТ  НА

ИСТ  ННЫЙ

К  БИНЕТ

К  МПАНИЯ

К  МЫШ

К  ПИТАН

К  РН  ВАЛ

К  РНИЗ

К  ЛЕНО

К  МПАНИЯ

К  НСТРУКТ  Р

К  НСТРУКЦИЯ

К  НЦЕРТ

К  ПЕЙКА

К  ПЫТО

К  ПЫТЦЕ

К  РАБЛЬ

К  РЗИНА

К  Р  ДОР

К  СТЁР

Л  Б  Р  ТОРИЯ

Л  ДОНЬ

Л  П  СТОК

Л  ЛОВЫЙ

МА  Ч

М  ТАЛЛ

МЕТА   ИЧЕСКИЙ

Н  ВЕРНОЕ

Н  ДОЛГО

Н  РОЧНО

НЕСК  ЛЬКО

 Б  ЯНИЕ

 Б  ЯТЕЛЬНЫЙ

ОБЛ  КО

 З  РНОЙ

 ТЧАЯНИЕ

П  ДЕЖ

П  ЛАТКА

П  ЛЬТО

ПАМ  ТНИК

П  СЧАНЫЙ

П  АНИНО

П  ЖАЛУ  СТА

П  Н  МАТЬ

П  П  ЛАМ

ПОР  ВНУ

ПР  СТИЖ

ПР  СТИЖНЫЙ

ПР  ГРЕ  

ПР  ИСШЕСТВИЕ

ПР  СТОР

ПР  ФЕ   ИЯ

ПР  ЦЕ  

ПУТ  ШЕСТВЕННИК

РАЗВ  ВАТЬСЯ

Р  МОНТ

Р  ШЕНИЕ

Р  ЯЛЬ

СВ  РКАТЬ

СВ  ТЕР

СВ  БОДА

СВ  БОДНО

С  Р  БРО

С  РЕБР  НЫЙ

С  ТУАЦИЯ

СЛ  ВЯНЕ

СЛ  ВЯНСКИЙ

С  Ч  НЕНИЕ

СПР  В  ДЛИВ  СТЬ

СТ  РЕЧЬ

СТРА   ЫЙ

ТР  ДИЦИЯ

ТР  ВОГА

Ф   ЛЕТОВЫЙ

Ц  ТАТА

Ш  РОХ



Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
(в соответствии с программой «Начальная школа xxi века»)

1  к л а с с

 ЛЬБОМ

Б  Р  БАН

Б  РАН

Б  РЁЗА

В  Р  БЕЙ

В  РОНА

ВЕС  ЛО

ВЕТ  Р

Г  РОЙ

ГОР  Д

ДЕВ  ЧКА

Д  РОГА

ЕЩ

ЗА  Ц        

К  ПУСТА

К  Р  НДАШ

К  РТИНА

К  СТРЮЛЯ

К  ТОК

КЛА  

КОМН  ТА

К  НФЕТЫ

К  НЬКИ

К  РЗИНА

К  РОВА

КР  ВАТЬ

Л  СИЦА

М  ЛИНА

М  ШИНА

М  ДВЕДЬ

МЕС  Ц

М  Л  КО

М  Л  ТОК

М  РОЗ

М  СКВА

Н  ДЕЛЯ

 БЕД

ОВ  ЩИ

 Г  РОД

 ДЕЖДА

 СИНА

П  ЛЬТО

П  НАЛ

П  ТУХ

П  Г  ДА

П  М  ДОР

П  РОГ

П  СУДА

Р  БОТА

Р  БЯТА

РОД  НА

Р  БИНА

РУ   КИЙ

С  П  ГИ

СКОР

С  БАКА

С  Л  ВЕЙ

С  РОКА

СТ  КАН

СУ   ОТА

Т  РЕЛКА

Т  ТРАДЬ

Т  ВАРИЩ

Т  ПОР

УЧ  НИК

УЧИТ  ЛЬ

Ф  НАРЬ

Х  Р  ШО

 ТО

Ш  Л

ЯБЛ  КО

ЯБЛ  НЯ

Г  ДЫ

 ЗЫК

2  к л а с с

 ВТОБУС

 ВТ  М  БИЛЬ

АДР  С

 ПРЕЛЬ

Б  РЁЗА

БЫСТР

ВДРУ

ВЕС  Л

ВЕТ  Р

В  КЗАЛ

В  Р  БЕЙ

В  РОНА

В  СКР  СЕНЬЕ

ВТОРН  К

ВЧ  РА

Г  РОЙ

ГОР  Д

Д  ЖУРНЫЙ

Д  КАБРЬ

Д  РЕВНЯ

Д  РОГА

(ДО)  СВ  ДАНИ

ЕЩ

ЗАВТР

ЗАВТР  К

ЗА  Ц

З  МЛ  НИКА

ИН  Й

К  ПУСТА

К  Р  НДАШ

К  РТИНА

КВ  РТИРА

К  Н  ФИЛЬМ

КЛА  

К  МПЬЮТЕР

К  НЬКИ

К  РЗИНА

К  РОВА

К  СМ  НАВТ

КОСМ  С

ЛЕС  НИЦА

Л  ПАТА

М  ШИНА

М  ДВЕДЬ

МЕС  Ц

М  ЧТА

М  Л  КО

М  РОЖЕНОЕ

М  РОЗ

М  СКВА

Н  РОД

Н  ЯБРЬ

 БЕД

ОБЛ  КО

ОВ  ЩИ

 ДЕЖДА

 ДНАЖДЫ

 КТЯБРЬ

 ТЕЦ

П  ЛЬТО

П  НАЛ

ПЛ  ТОК

П  Н  ДЕЛЬНИК

П  СУДА

ПРАЗ  НИК

ПЯТН  ЦА

Р  БОТА

Р  БЯТА

Р  СУНОК

РОД  НА

Р  С   Я

РУ   КИЙ

С  ГОДНЯ

С  НТЯБРЬ

СКОР

С  БАКА

С  Л  ВЕЙ

С  РОКА

СП  СИБ

СР  ДА

СТ  ЛИЦА

СУ   ОТА

Т  Л  ВИЗОР

Т  Л  ФОН

Т  ТРАДЬ

Т  ВАР  Щ

УЖ  Н

УЧ  НИК

Ф  МИЛИЯ

Ф  ВРАЛЬ

Х  Р  ШО

Ч  ТВЕРГ

 ТО

ЧУ  СТВОВАТЬ

Ш  Л

Щ  ВЕЛЬ

ЯГ  ДА

 ЗЫК

 НВАРЬ

3  к л а с с

 ПТЕКА

Б  ГАЖ

Б  СЕДА

Б  БЛ   ТЕКА

Б  ЛЕТ

Б  ЛОТО

Б  ТИНКИ

В  ГОН

В  ЗДЕ

ВМЕСТ

В  КРУГ

В  СТОК

ВП  Р  ДИ

Г  ЗЕТА

Г  Л  РЕЯ

Г  ГАНТ

Г  РЯЧИЙ

ДЕВ  ЧКА

Ж  ВОТНОЕ

З  БОТА

З  ВОД

 ДЕСЬ

ЗАП  Д

ИНЖ  НЕР

ИНТ  РЕСНЫЙ

К  Л  НДАРЬ

К  РТОФ  ЛЬ

К  СТРЮЛЯ

К  ГДА

КОМН  ТА

К  НЕ  НО

К  СТЁР

К  СТЮМ

ЛАГ  РЬ

Л  МОН

ЛУ  ШЕ

М  Г  ЗИН

М  ЛИНА

МЕДЛЕ   О

М  ТРО

М  РКОВЬ

Н  ЗАД

 БЫЧНЫЙ

 ВЁС

 Г  РОД

 ГРОМНЫЙ

 ГУРЕЦ

 ДИН

 К  АН

 РГ  НИЗМ

 РЕХ

 СИНА

ОСТР  В

 ХРАНА

ОЧ  НЬ

П  СОК

П  ТУХ

П  РОГ

П  БЕДА

П  ГОДА

П  М  ДОР

П  ТОМ

ПР  КРАСНЫЙ

ПР  ВЕТ

ПР  ФЕ   ИЯ

ПШ  НИЦА

Р  КЕТА

РА   Т  ЯНИЕ

С  ЛЮТ

С  ПОГ

СВ  РКАТЬ

СЕВ  Р

С  ЙЧАС

С  ЛДАТ

 АСТЬЕ

Т  РЕЛКА

ТЕ   ИТОРИЯ

Т  ПЕРЬ

Т  ПОР

ТРАКТ  Р

ТР   ВАЙ

УЧИТ  ЛЬ

Ф  МИЛИЯ

ФУ  БОЛ

ШЕЛ  СТ

Ч  Л  ВЕК

Ш  К  ЛАД

Ш  ФЁР

ЯБЛ  КО

4  к л а с с

АКВ  РЕЛЬ

А   УРАТНО

А   ЕЯ

 ЛЬБОМ

А  П  ТИТ

А  ПЛ  КАЦИЯ

АР  МАТ

Б  С  ЕЙН

Б   ГРАФИЯ

Б  ГАТСТВО

БУТ  РБРОТ

В  КТОРИНА

В  ЛШЕБНИК

ВОС  МЬ

Г  Р  ЗОНТ

Г  ТОВ

ДВЕНА  ЦАТЬ

Д   ЛОГ

Д  РЕКТОР

Ж  ЛАТЬ

Ж  ЛЕЗО

З  БАВНЫЙ

ИЗЛ  ЖЕНИЕ

ИЗ  БР  ЖЕНИЕ

ИН  ГДА

ИСКУ   ТВО

ИСТ  НА

К  Б  НЕТ

К  МЫШ

К  ПИТАН

К  Л  ГРА  

К  Л  МЕТР

К  М  НДИР

К  МЕТА

К  НВЕРТ

К  РАБЛЬ

К  Р  ДОР

КРО   ВОРД

Л  ЛОВЫЙ

МАТ

МЕТА  

М  НУТА

Н  ДЕЖДА

 БИДА

 Б  РОНА

 ГОНЬ

 ДИ   А  ЦАТЬ

 ТЕЧЕСТВО

 ХОТНИК

ПА   АЖИР

ПАМ  ТНИК

П  ЙЗАЖ

ПЕ   ОН

П  ЧАЛЬ

П  РТРЕТ

П  ХОЖИЙ

ПР  ВИТ  ЛЬСТВО

ПР  ДС  ДАТ  ЛЬ

ПР  ДСТ  ВЛЕНИЕ

ПР  ЯТНО

ПР  ИСШЕСТВИЕ

ПУТ  ШЕСТВИЕ

РАЙ  Н

Р  В  ЛЮЦИЯ

Р  ШАТЬ

СВ  РКАТЬ

СВИТ  Р

СВ  БОДА

С  КРЕТ

С  КУНДА

С  ТУАЦИЯ

С  ВСЕМ

С  Ч  НЕНИЕ

 ОРА

СУ   А

Т  ЙГА

Т  Л  ГРА   А

Ф  НТАЗИЯ

Ф  Д  РАЦИЯ

ФИН  Ш

Ф   ЛЕТОВЫЙ

Х  ЗЯИН

ШО   Е

 К  ПАЖ

 Л  КТРИЧ  СТВО

ЯК  РЬ



Предварительный просмотр:

Н. Г. Константинова

РАБОТА С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СЛОВАРей
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
 

Одна из основных задач, поставленная перед школой, – научить детей самостоятельно работать. Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли, умозаключения. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе традиционно решаются главным образом в плане обучения школьников орфографии на основе употребления правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, то есть слов с непроверяемым написанием. Но для успешного формирования навыков грамотного письма этого оказывается недостаточно. Нужна целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой.

Эту работу необходимо начинать с обучения правилам пользования «Орфографическим словарём». Было бы глубоким заблуждением отодвигать решение этой сложной и многогранной задачи на более поздний период обучения младших школьников. Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых он не знает, даже известное ему правило применить может не всегда. Какой путь в этом случае он выбирает? А путь следующий: пишет так, как слышит. Или спросит у взрослых, товарищей. Или выберет из двух-трёх известных слов самое простое, использованное ранее, чем сознательно обедняет свою речь.

Ни один из этих путей не ведёт к повышению грамотности. Поэтому учиться работать со словарём – это учиться контролировать самого себя, развивать речь, накапливать активный словарный запас.

Формирование прочного навыка работы со словарём необходимо начинать с первых шагов обучения ученика в школе, то есть с уроков обучения грамоте. Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе букв, постепенно заполняют первый ряд кассы и повторяют буквы на каждом уроке. На это уходит небольшое количество времени. Заучивание алфавита может проводиться как одна из физкультминуток, возможно применение приемов в игровой форме. Например, называя буквы, дети хлопают в ладоши. Это заставляет детей проговаривать буквы ритмично, не отставая от одноклассников.

Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита. Для этого можно использовать игры-задания, например «Построй ребят своего ряда по алфавиту». Проводится непосредственное знакомство учащихся с некоторыми существующими словарями. Первое – визуальное: учащиеся видят, что словари бывают разные, узнают, что в них содержится много слов, что без знания алфавита слово быстро не найдёшь.

Ниже приведены примеры игровых заданий на уроках обучения грамоте в 1 классе, способствующие изучению алфавита.

1. Расставьте книги известных писателей на полочке так, чтобы их быстро можно было найти.

2. Вы – авиадиспетчеры. Запишите названия городов, в которые летят самолёты, по алфавиту.

3. Разложите картинки в алфавитном порядке (изображение цветов, животных, деревьев или других предметов).

4. Найдите ошибку.

Вывешиваются картинки (или пишутся слова) с изображением предметов в алфавитном порядке, но с 1–2 ошибками. Детям необходимо найти ошибки и правильно переставить картинки или самостоятельно записать слова в тетрадь в исправленном виде.

5. Расставьте девочек (или мальчиков) по именам в алфавитном порядке.

Следует помнить, что  с л о в а р и   в  н а ч а л ь н о й   ш к о л е   д о л-
ж н ы   б ы т ь   п о д о б р а н ы   п о   в о з р а с т у. Сами по себе «взрослые» словари прекрасны, но они не подходят для работы младшим школьникам, так как эти книги очень тяжёлые, на страницах даны мелкие буквы, очень большое количество слов. И если ребёнку в этом словаре необходимо отыскать нужное слово, то ему и урока не хватит. Поэтому на уроках русского языка младшим школьникам необходимо использовать только те словари, которые специально предназначены для начальной школы.

К а к   н а ч а т ь   р а б о т у   с о   с л о в а р ё м? С обложки! Именно с неё и начинается знакомство с книгой. Поэтому учителю начальных классов необходимо организовать знакомство со словарём на уроке.

Словарь – почему книга так называется? Чем словарь похож на другие книги? Чем отличается?

К о г д а   н а ч и н а т ь   з н а к о м с т в о   с о   с л о в а р ё м? Тогда же, когда начинается работа с «Букварём». Изучают дети гласные и согласные буквы – ищите эти буквы в словаре (в алфавите, среди выделенных букв в тексте, в начале слов заголовка). Нетворческая, казалось бы, работа. Но она исподволь приучает ребёнка к мысли, что словарь – это книга особенная, в ней есть строгий порядок расположения слов. После знакомства с алфавитом умение видеть этот порядок и пользоваться им при поиске нужного слова оттачивается. У детей далеко не сразу появляется умение искать слова по алфавиту, но работа с алфавитом по словарю позволит детям делать маленькие научные открытия. Первоклассники способны посчитать, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву. Дети сами убедятся, что такое частотность букв в русском языке. Для этого можно сравнить количество страниц с представленными словами на буквы б и п в словарях, и ребята увидят, что слов на букву п гораздо больше, чем на б. И орфоэпический, и толковый словари подходят для таких языковых наблюдений.

На уроках знакомства со словарём дети узнают, как строится весь словарь и каждая его страница, какова «символика» словаря (графические выделения, сокращения), рассматривается приложение. Всё это составляет как бы подготовительный этап работы со словарём.

О с н о в н а я   р а б о т а   с о   с л о в а р ё м   н а   у р о к е  может проводиться в двух направлениях. Первое – использование словаря как специального справочника. Второе – использование словаря в качестве учебника русского языка. Раскроем содержание и особенности каждого из направлений работы.

Словарь-справочник. Каждый словарь – своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы, например:

– Как произносить слово:  или  скуЧный или скуШный?

– Как правильно сказать: щупалец, щупалъцей, щупальцев?

– Изменяется ли слово шимпанзе?

– Какого рода слово кофе?

В практике начальной школы очень распространён такой вид работы над произношением слова: «Спишите слова, обозначьте ударение, проверьте по словарю». Я думаю, что задание сформулировано неверно, так как младший школьник ещё не умеет говорить правильно. Такое упражнение заставляет его оценить своё произношение по нормам, после того как ошибка зафиксирована им в собственной тетради. Словарь выступает в роли контролёра. Поэтому ситуацию «словарь-контролёр» надо перевести в ситуацию «словарь-подсказчик», «словарь-помощник».

На этом этапе знакомства со словарём можно предложить учащимся следующие задания и упражнения.

 Игра «Наоборот».

Найдите в словарике слово с противоположным значением (страницы словаря записываются на доске).

Мир – страница … (война).

Ответ – страница … (вопрос) и т. д.

 «Близкие» по смыслу.

Замените слова одним словом, близким по смыслу.

Большой, громадный – страница … (огромный).

Сверкать, сиять – страница … (блестеть) и т. д.

 Загадки из словаря.

Найдите отгадку в словаре.

Указывается страница или буква, на которую начинается слово-отгадка.

Загадка полностью берётся из самого словаря, опускается лишь загадываемое слово. Например, в словаре: Тыква. Тыква больше всех овощей в огороде. Из неё варят сладкую кашу. Раньше в тыквах, как в бочках, солили огурцы.

В загадке на уроке: Она больше всех овощей в огороде. Из неё варят сладкую кашу. Раньше …, как в бочках, солили огурцы.

Словарь-учебник. Программа по русскому языку в начальных классах включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение» и т. д. Все эти программные разделы могут осваиваться на материале словарей. Словарь выступает в роли дополнительного учебника русского языка. Возьмём раздел «Звуки и буквы». Словарь «Говори правильно» представляет собой широкие возможности для проведения фонетико-графических упражнений по данному разделу. Например, упражнение: «Найдите слово. Оно находится среди первых пяти слов на букву а, заканчивается на последнюю букву алфавита. Запишите слово, разделив на слоги для переноса». (Авария.)

Вариантов формулировки заданий такого типа множество. Вот лишь некоторые из них (каждое предполагает работу учащихся с каким-то конкретным словариком, на который даётся ссылка в задании).

1. Слово начинается и заканчивается последней буквой алфавита. Запишите слово, обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные. (Яблоня.)

2. Слово прячется на странице … , столбик слева. В слове два слога, второй слог – ударный. Знака ударения над словом нет. Спишите слово, подчеркните гласные буквы. Объясните, почему нет знака ударения. (Шофёр.)

3. Слово прячется на странице … , столбик справа. В слове два слога, второй слог – ударный, а все согласные – мягкие. Спишите, подчеркните согласные буквы. (Щавель.)

4. Слово прячется на странице … , столбик справа. Оно находится среди последних пяти слов. Первый слог в слове – ударный. Спишите, подчеркните букву, обозначающую звонкий согласный звук. (Компас.)

5. Слово прячется на странице … , столбик справа. Оно отвечает на вопрос «какой?» (это имя прилагательное) и произносится не так, как пишется. Запишите его. (Скучный.)

6. Слово находится на странице … , столбик слева. В слове гласных больше, чем согласных. Запишите слово. Разделите на слоги для переноса. (Какао.)



Предварительный просмотр:

Этимологический анализ слова

Изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определённые значения, бывают близкими и противоположными по смыслу.

Поэтому необходимо научить учащихся объяснять, какой характерный признак положен в основу названия предмета,  как устанавливать родство между словами, объяснять их современное значение и написание.

На  помощь  в  этом  случае  может  прийти  э т и м о л о г и ч е с к и й а н а л и з. Он способствует расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию творческих возможностей, воспитывает языковое чутьё, любовь к родному языку, повышает общую языковую культуру школьников.

Слова с непроверяемым написанием усваиваются младшими школьниками путём механического запоминания их графического облика. Хотя известно, что названия предметов не возникают случайно. Народ часто обращает внимание на какой-то очень характерный признак предмета и по этому признаку называет его. Поэтому написание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.

Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным: «земленика», «пагода», «каньки»; платок, но «плоточек»; берёза, но «бирёзовый» и т. п. Из всего сказанного следует, что запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нём трудности.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ или этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова  позволяет  мотивировать  его  современное  написание.  Например: малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький».

Малина – малый – «состоящая из маленьких частей».

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. Например: сапог – по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу, дудку. Не случайно поэтому слово сапог образовалось от сапох – «труба, дымоход, отверстие в печи».

Именно поэтому в начальной школе целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика.

Этимологическую справку следует сообщать детям на уроке знакомства с новым словом. Работу при этом можно построить в следующем порядке:

1. Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.

3. Сообщение учащимся этимологической справки.

4. Подбор однокоренных слов.

5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.



Предварительный просмотр:

Знакомство со словом «медведь»
(фрагмент урока)

Цель: отработать правильное написание детьми слова медведь, используя этимологическую справку.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком идёт речь: «Летом бродит без дороги между сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос». (Медведь.)

Вывешивается картинка с изображением медведя, карточка с представленным словом медведь.

– Что вы знаете о медведе? Где он живёт? Чем питается? Почему медведя считают лакомкой?

– Нам нужно запомнить правописание слова медведь. Прочитайте его по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную в слове.

Запомните: слово медведь пишется с безударной гласной е в первом слоге.

Слово орфографически проговаривается и записывается.

– Как вы думаете: почему медведь так называется?

Сообщение этимологической справки.

– Медведь, медведица – крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.

Медведя так назвали потому, что он знает,  в е д а е т, где найти в лесу мёд.

Медведь – мёд, ведающий = «знающий, где есть мёд».

– Эй, медведь, на вопрос ответь.

– Какой вопрос, стрекотуха?

– Почему тебя медведем зовут?

– Хе-хе! Бестолковая птица. Мёд-ведь – значит, мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан.

Н. Сладков

– Теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной е в первом слоге. По слову мёд. Запомните.

Вывод: как пишется слово медведь? Почему оно пишется с буквой е?

На следующих уроках при проведении словарных диктантов, записи изученного слова с непроверяемым написанием в составе текстов упражнений этимологическую справку необходимо использовать для «проверки», для объяснения правописания.



Предварительный просмотр:

Орфографический анализ слова

Необходимым условием формирования полноценного, прочного орфографического навыка является развитие орфографического анализа.

О р ф о г р а ф и ч е с к и й   а н а л и з   с л о в а – это умение оценивать каждый звук в слове, то есть различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.

Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Поэтому необходимо развивать у младших школьников орфографическую зоркость.

Чтобы найти орфограмму (написание, требующее проверки), необходимо воспринять слово и осознать в нём «опасное» место. Значит, слово и орфограмма в нём, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями.

При зрительном восприятии необходимо привлекать детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ.

Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Как графические, так и орфографические написания возможны при условии сопоставления произношения и написания – иначе говоря, при фонологической оценке звукового состава языковой единицы. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графические написания. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях.

Почему же учащиеся допускают так много орфографических ошибок в своих работах? Это можно объяснить тем, что, когда на уроках изучается правописание гласных в корне, ребёнок пишет их по правилу, а согласные – наугад. Когда же изучается правописание согласных в корне, про гласные дети забывают, так как в голове у ученика много разных правил, которые он запомнил. Но как дело доходит до их применения на практике, снова начинаются ошибки. Почему? Что должен делать ребёнок, чтобы записывать слова орфографически правильно? А для этого ребёнок должен выполнить орфографическое действие.

Орфографическое действие – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из каких же этапов (шагов) складывается это действие?

Самое главное – ребёнок должен «видеть» (найти) орфограмму, а для этого необходимо знание признаков сильных и слабых позиций звуков. Способность выделять в словах «ошибкоопасные» места – умение оценивать возможность обозначать звуки буквами («слабые позиции пропускаю, сильные пишу по правилам или по слуху»). Не нужно лишать ребёнка этого шага орфографического действия.

Второй шаг – «определяю, в какой части слова находится орфограмма» (ребёнок должен знать состав слова).

Третий шаг – «проверяю слабую позицию способом изменения слова или подбора слова с той же морфемой в сильной позиции».

Четвёртый шаг – «действую по закону русского письма, то есть обозначаю звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова».

Таким образом, орфографическое действие в целом – это умение осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи, находить адекватные способы их решения, осуществлять эффективный контроль и оценку письма с точки зрения соответствия орфографическим нормам.

При обучении орфографии в начальных классах можно  о р г а н и з о-
в а т ь   р а б о т у    н а д   с л е д у ю щ и м и    г р у п п а м и   о п о з н а-
в а т е л ь н ы х   п р и з н а к о в:

1) фонетические признаки включают в себя фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению, например: для гласных – положение в безударном слоге, для парных согласных – положение в абсолютном конце слова или перед парными согласными;

2) звуки, звукосочетания, буквы, содержащие возможность выбора верного нормативного написания из графически возможных, например: гласные а, о, е, и, я; парные звонкие и глухие согласные; сочетания стн (сн), здн (зн) и др.;

3) морфемные признаки учитывают положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме, место «опасных» звуков или букв в приставке, корне, суффиксе или в окончании;

4) морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове определённой части речи, например безударное падежное окончание имени существительного, и усваиваются при изучении основных грамматических категорий;

5) семантические признаки выделяют имена собственные и наименования и усваиваются в процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными;

6) при переносе слов с одной строки на другую учитывается слоговой и морфемный состав слова.

На уроках русского языка рекомендуется работать не только со словарями,  которые  предназначены  для  младших  школьников, но и  в е с т и с о б с т в е н н ы е   с л о в а р и к и, в которые дети записывают словарные слова по мере их изучения.

С л о в а р и к и   м о ж н о   о ф о р м л я т ь   п о - р а з н о м у.

1. Картинный словарик. Слова записываются подряд по мере изучения, подбираются однокоренные слова и рисуется или приклеивается небольшая картинка, обозначающая этот предмет. Можно страницы в словарике разбить по алфавиту и записывать слова в алфавитном порядке.

2. Тематический словарик. Здесь слова разбиты по определённым темам, к ним можно также подобрать и записать однокоренные слова.

3. Словарик синонимов. В этот словарик дети подбирают синонимы только к тем словам, к которым это возможно. Например: автомобиль – автомашина, машина; собака – пёс и т. д.

Тематический словарик и словарик синонимов оказывают детям большую помощь при написании творческих работ, поэтому такие словарики лучше всего оформлять в 3–4 классах.

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над его смыслом и звуковым анализом предшествовала показу написания этого слова на карточке или доске. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Знакомить учащихся с изучаемым словом желательно на первых этапах урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.

Ниже приводится пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (топора, собаки и т. д.). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает загадку, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.

2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

3. Вывешивается карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путём подбора проверочного слова? Далее обучающиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (или согласную), которую надо при письме запомнить.

5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске записываются однокоренные слова (или вывешиваются карточки), проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.

6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты, также можно использовать ребусы, картинки, кроссворды и т. д.

Далее представлены варианты индивидуальных карточек, которые могут быть использованы при организации словарной работы на уроке.

Карточка  1

1. Что изображено на картинках?

2. В один столбик запишите слова, которые отвечают на вопрос «что?», в другой – на вопрос «кто?».

3. Поставьте в словах ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.

Карточка 2

1. Запишите названия предметов.

2. Подберите однокоренные слова, выделите в них корень.

3. С одним из слов составьте предложение.

Карточка  3

1. Запишите, что изображено на картинках в два столбика. В один столбик – слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, в другой – с проверяемыми.

2. В словах поставьте знак ударения.

Карточка 4

1. Запишите названия животных. В словах поставьте знак ударения.

2. Составьте и запишите 2–3 предложения на тему «Моё любимое животное».

Карточка  5

1. Посмотрите на картинки. Составьте и запишите с этими словами словосочетания:  имена  существительные  + подходящие по смыслу имена прилагательные.

2. В именах существительных поставьте знак ударения, подчеркните непроверяемые безударные гласные.

Карточка  6

1. Запишите, что изображено на картинках.

2. Подчеркните только словарные слова. Поставьте в них знак ударения.

К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный, объяснительный, выборочный, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант и др.

С р е д и   с л о в а р н о - о р ф о г р а ф и ч е с к и х   у п р а ж н е н и й с л е д у е т   в ы д е л и т ь   с л е д у ю щ и е:

1) упражнения с грамматическим разбором (к ним можно отнести различные виды списывания и диктовки, сопровождаемые объяснением и доказательством правильности выполненной работы);

2) лексические упражнения, направленные на развитие у  детей внимания к слову, умения наблюдать над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;

3) упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;

4) упражнения по развитию речи у детей и др.

Безусловно, каждый ребёнок должен видеть результаты своего труда, так  как  в  первом  и  во  втором  классах  (первое  полугодие) существует безотметочная система обучения, с этой целью вводится таблица  «Ш к а-
л а   у с п е х а». Эта шкала состоит из символов,  напротив которых обозначены и количество ошибок, которые обучающиеся могли допустить при выполнении работы, и соответствующий цветовой знак.

«Шкала успеха» вывешивается на видное место для того, чтобы дети могли ею пользоваться при заполнении  л и с т а  и н д и в и д у а л ь н ы х д о с т и ж е н и й  (он имеется у каждого ребёнка), который представляет собой таблицу с указанием срока проведения работы и графы, в которой дети рисуют цветовой знак, соответствующий количеству ошибок, допущенных в работе. В настоящем пособии представлен один из возможных вариантов оформления таблиц «Шкала успеха» и «Лист индивидуальных достижений». Но каждый учитель может придумать что-то своё. Если ему не очень нравится идея с использованием пиктограмм, изображающих человечка, то, может быть, подойдут солнышко и тучка.

По результатам данного листа можно легко проследить достижения каждого обучающегося. Уже в первом классе ребёнок должен учиться видеть и оценивать свою работу. Таким образом, и ребёнок, и его родители имеют возможность проследить динамику учебных достижений ребенка, дать свои относительные оценки.

Данный принцип оценивания связан, кроме того, с освоением технологии «учебное портфолио» (папка достижений). При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация об успешности ребенка.

ШКАЛА УСПЕХА

Символ

Количество ошибок

Цветовой знак

0

красный кружок

1–2

зелёный кружок

3

жёлтый кружок

4–5

синий кружок

более 5

белый кружок

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ученика ___________________________   _______ класса

Символ

Сроки диагностики



Предварительный просмотр:

Приложение

1. Рекомендуемое количество слов для проведения словарных диктантов (на основе общеобразовательной программы):

I класс – 6–8 слов;

II класс – 8–10 слов;

III класс – 10– 12 слов;

IV класс – 12– 15 слов.

2. Количество словарных работ в начальной школе (на основе тематического планирования):

Класс

Семестры

I

II

III

I  полугодие

IV

V

VI

II полугодие

1

2

1 в 2 недели

1 в 2 недели

1 в 2 недели

1

1 в 2 недели

1 в 2 недели

1 в 2 недели

1

3

1 в 3 недели

1 в 3 недели

1 в 3 недели

1

1 в 3 недели

1 в 3 недели

1 в 3 недели

1

4

1

1

1

1

1

1

1

1

3. Виды словарных проверочных работ:

 контрольный словарный диктант;

 тематический словарный диктант;

 картинный словарный диктант;

 выборочный словарный диктант;

 зрительный словарный диктант.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫБОРОЧНОГО ДИКТАНТА

1. Записать в первый столбик  слова – названия животных, во второй – слова – названия растений.

2. Записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную О, во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную Е, в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную А.

3. Выписать только словарные слова.

1)  Урожай, урожай!

Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха!

Огурцы как на подбор!

На грядке сорвать неплохо

крупный красный помидор!

Пробежишься огородом –

съешь морковку мимоходом!

2) Наступила зима. Трещат морозы. Толя надел пальто, взял коньки и пошел на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.

3) Миша – ученик первого класса. Папа купил ему портфель. Он положил в портфель учебник, тетради, пенал. В пенале лежит карандаш.

4. Записать словарные слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

5. Записать существительные 1, 2 или 3-го склонения  из словаря.

6. Ответить письменно на вопросы одним словом:

– Кто живет в лесу?

– Что нам дает корова?

–  Куда идут рабочие?

7. Дописать предложения:

Весело чирикает … .

В конуре живет … .

Дети катаются на … .

Мы изучаем … .

8. Прочитать однокоренные слова, записать их в порядке указанных значений: огородник, огородничество, огородные, огородничать, огород.

Участок земли вблизи дома для выращивания овощей – … .

человек, который занимается огородничеством, – … .

заниматься огородничеством, работать на огороде – … .

отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением огородных культур, – ….

растения, выращиваемые на огороде, – … .

Выделить корень в однокоренных словах. Подчеркнуть безударную гласную и сочетание оро в корне слов.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ НА ЗАМЕНУ
РАЗВЕРНУТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ОДНИМ СЛОВОМ

1. О т в е т и т ь   п и с ь м е н н о   о д н и м   с л о в о м:

– комната для занятий в школе;

– человек, который едет в поезде;

– перечень номеров, с которыми выступают на концерте;

– дорога с рядами деревьев по обеим сторонам;

– место рождения, возникновения чего-нибудь;

– учащийся средней школы;

– длинная коробочка для ручек, карандашей;

– ребенок женского пола;

– человек, который учится чему-нибудь у кого-нибудь;

– топкое место, избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью;

– тот, кто выполняет в порядке очереди какие-нибудь обязанности;

– первый месяц года;

– страна, расположенная в Европе и Азии;

– совокупность предметов для защиты тела от холода, осадков;

– движение потока воздуха в горизонтальном направлении;

– домашнее животное, родственник волка;

– крестьянское сельское поселение;

– домашнее крупное рогатое животное;

– двенадцатый месяц календарного года;

– группа учеников одного года обучения;

– занятие, труд, деятельность;

– мышечный орган в полости рта;

– национальность и язык основного коренного населения России;

– домашняя птица с красным гребнем на голове;

– предметы, из которых едят, пьют и в которых готовят пищу;

 станция метрополитена;

– человек, который учит кого-нибудь в школе;

– маленькая серо-коричневая птичка, живущая обычно вблизи домов;

– водитель комбайна;

– верхний слой коры березы;

– хлебный злак, из которого приготовляют муку;

– шестой день недели;

– желание есть;

– белое сладкое вещество, получаемое из сахарной свеклы и сахарного тростника;

– военный человек;

– цвет сажи, угля;

– водитель автомобиля;

– злак, зерна которого идут обычно на корм лошадям, птицам, а также на крупу;

– часть горизонта, где заходит солнце;

– день перед сегодняшним;

– организм, получающий питание из почвы и воздуха;

– огородное растение, растущее обычно кочаном;

– площадка, с которой производится посадка на поезд.

2. П р и   с п и с ы в а н и и   в с т а в ь т е   в м е с т о   т о ч е к   н у ж -
н ы е   п о   с м ы с л у   с л о в а:

– сообщение по телеграфу – …

– килограмм – это тысяча …

– смотр готовности войск – …

– крупное дикое животное с длинной шерстью, толстыми ногами, впадающее в зимнюю спячку, – …

– полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения – …

– промышленное предприятие – …

– человек, который трудится на заводе, фабрике, строительстве – …

– птица семейства вороновых с белыми перьями в хвосте – …

– второй месяц осени, десятый месяц года – …

– столица России – …

– столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном – …

– приветствие при встрече – …

 горящие дрова, хворост, сложенные в кучу,  – …

– огородное растение, корнеплод оранжевого цвета – …

– томат – …

– сильный ветер со снегом – …

– срок в 30 суток, 1/12 часть года – …

– в этом месте – …

– вечерняя еда – …

 группа людей, объединенных общей работой, учебой, интересами, – …

– тонкий слой ледяных кристаллов на охлажденной поверхности – …

 высокая обувь, охватывающая голени, – …

– отечество, родная сторона – …

– письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем – …

– средство общения – …

– сшитые листы чистой или разлинованной бумаги в обложке – …

– огородные плоды и зелень – …

– школьная комната для занятий – …

– всеядная птица семейства вороновых, серая с черным или черная – …

– преподаватель в средней школе – …

– погода с низкой температурой воздуха – …

– подземная, наземная, надземная городская электрическая железная дорога – …

– крепость в старых русских городах – …

– крупный населенный и торговый пункт – …

– продукт питания, получаемый от домашних коров и коз, – …

– ручное изделие с рукояткой и широким плоским отточенным концом для копания – …

– специалист в области земледелия и сельского хозяйства – …

– огородное растение, растущее кочаном, – …

– старый воин или человек, который долго где-либо работал, –

– учреждение, в котором собирают, хранят и выдают книги, – …

– крупный ароматный плод оранжевого цвета  – …

– сумка для ношения книг и тетрадей – …

– книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события, – …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

«Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принц...

Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данный материал способствует успешному изучению и запоминанию словарных слов....

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах . Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и ...