Главные вкладки

    Звуковой анализ слов. Русский язык. 1 класс
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Макарова Татьяна Юрьевна

    Конспект урока русского языка в 1 классе.  Учебник М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvukovoy_analiz_slov._urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx17.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 1 классе

     Учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ № 1380

    Макарова Татьяна Юрьевна

    Тема. Звуковой анализ слов и упражнение в звуковой записи.

    Цель: формировать умения анализировать звуковой состав слов, классифицировать звуки, выполнять звуковую запись слов.

    Задачи урока

    Предметные: учатся различать понятия «звук» и «буква»; определять характер каждого звука в слове, характеризовать звуки словесно и схематически; понимать характеристику звука речи, представленную в модельном виде; сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; выделять слова из потока речи, разграничивать ударные и безударные слоги, обнаруживать «опасные» места в словах.

    Личностные: формируется желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; оценивать свои достижения, осознавать трудности и  искать причины и способы их устранения.

    Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме.

    Познавательные: учатся понимать информацию, представленную в модельной форме, переводить её в словесную форму, осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям.

    Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.

    Оборудование

     Учебник: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.- 6-е изд., исп. И доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век. 2012.

    Электронное сопровождение к учебнику «К тайнам нашего языка» русский язык 1 класс. Автор-составитель Захарова В.А.

    1. Орг. момент.

    - Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

    - Пальчиковая гимнастика.

    - Запись числа в тетради.

    II.    Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

    - На прошлых уроках мы слушали, называли, характеризовали… (звуки).

    - Еще учились записывать их… (значками звуков).

    - Что теперь знаете о звуках речи?  (Таблица «Звуки речи» из электронного приложения).

    -  Сможете ли безошибочно определить звук?

                         - А найти нужный звук в слове?

    -Все получалось или  испытывали некоторые трудности?

    - Какую задачу определим для себя на сегодняшний урок? (Слушать звуки, записывать слова значками звуков, различать звуки и буквы).

    III.  Работа по теме урока.

    1. Упр. 84.

    На доске – карточки со значками звуков и моделями звуков.

    - Что записано на карточках? (Значки звуков).

    - А выше – модели звуков.  (Что обозначают?)

    Задача: распредели звуки по группам.

    - Как будете действовать, чтобы не попасть в «ловушку»? (План: 1. Произнеси и послушай звук. 2. Дай характеристику звуку. 3. Найди нужный столбик).

    (Фронтально, чтобы закрепить способ действия.)

    - Вы правильно определили звуки. Надеюсь, справитесь со следующим заданием.

    1. Упр. 85.

    -  Какое задание нужно выполнить?

    - Как будете действовать?

    (План действий. 1. Произнести и послушать. 2. Выделить первый звук. 3. Определить, гласный он или согласный. 4. Если согласный, списать слово по Памятке 1.)

    Слова записывают в два столбика.

     (Самостоятельная работа.

     Проверка.  Какие слова выписали?

    Проверка: фронтально по образцу. (На доске: [дʼ],  [сʼ],  [мʼ],  [йʼ],  [йʼ],  [щʼ]  )

    - Оцените свою работу.

     У кого все получилось?

     Кто допустил ошибку?

     В чем причина? (Чтобы не «потерять» звук [ йʼ] в начале слова, нужно произносить медленно.)

    - Какие группы слов из записанных вами можно выделить?

    3. Упр. 86. (устно)

    Выполняется (в парах), проверяется фронтально.

    - Проверьте друг друга. Сколько слов найдет каждый из вас?

    - Оцените работу друг друга.

    - Поблагодарите друг друга за сотрудничество.

    Физминутка.

    Утром бабочка проснулась,

    Потянулась, улыбнулась.

    Раз – росой она умылась,

    Два – изящно покружилась,

    Три – нагнулась и присела,

    На четыре - улетела.

    Гимнастика для глаз.

    1. Вчера вы исправляли ошибки малышей. А сегодня поможем нашему другу Джеку.

     Упр. 89.

    Молодцы, дружно работали. А сами умеете записывать слова значками звуков?

    Выполните звуковую запись слов:

    [ток], [точʼка], [лʼон], [бʼил]

    Царица Речь предлагает поиграть.

    В первом слове поменяйте первый и последний звуки местами. Какое слово получилось? (Кот).

    Во втором (и четвертом) слове  первый звук замените парным по глухости-звонкости согласным. Назовите слова (дочка, пил).

    - Что помогает нам понять звуковая запись слова? (Как мы говорим).

    - Для записи нам нужны… (буквы).

    - Проверьте свой вывод.

    Упр. 90

    1. Тогда давайте запишем предложения под диктовку. О чем будем помнить? (Об «опасных» местах)

    По технологии, принятой в образовательной системе «Гармония» записываются под диктовку предложения.

    Белка прыгала с ветки на ветку. Она спешила к бельчатам.

    IV. Рефлексия.

    - Какую учебную задачу ставили на урок? Выполнили?

    -Кто справился со всеми заданиями без ошибок?

    - Кто ещё испытывает трудности?

    -Какое задание понравилось?

    V. Итог урока.

    - Чем отличаются звуки от букв?

    Оцените свое настроение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

    Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

    Годовой тест по русскому языку 1 класс. Звуковой анализ слов

    Тест составлен для итогового тестированя по системе Эльконина - Давыдова по теме "Звуковой анализ слов"...

    Урок русского языка "Звуковой анализ слов"

    Урок русского языка в 1 классе по программе "Гармония". Конспект построен в соответствии с требованиями ФГОС....

    Урок русского языка "Буква - Ж,ж. Звуковой анализ слов"

    Интегрированный урок грамоты  по теме:«Буква - Ж, ж. Звуковой анализ слов. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца»....

    Проверочная работа по русскому языку (1 класс) "Звуковой анализ слова"

    1 задание. Подбор слоговой схемы к  данным словам.2 задание. Выбор звуковой схемы к  данному слову.3 задание. Уточнение звуковой схемы данного  слова.4 задание. Подбор слова к  дан...

    Сценарий урока русского языка (обучение грамоте) по теме: " Звуковой анализ слов КИТ и КОТ" в 1 классе

    Сценарий урока русского языка (обучение грамоте) по теме: " Звуковой анализ слов КИТ и КОТ" в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века"Сравнение слов по звуковой структуре, составление слов по схемам,...