Урок русского языка для 4-го класса. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, фиксирование учащимися собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

                             Урок русского языка

Правописание безударных личных окончаний глаголов  

Предмет: русский язык

Класс: 4

Учитель: Апасьева О.В.

Цель урока:  закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, фиксирование учащимися собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.

Задачи урока:  - учащиеся :фиксируют собственные затруднения и выявляют их причины.

-учатся ставить учебную задачу

-учатся работе в паре и в группах

-систематизируют знания о грамматических признаках глаголов

-учатся писать без ошибок личные окончания глаголов

-учатся по личным окончаниям глагола определять его грамматические признаки

-учатся контролировать и оценивать себя

Ход  урока

1.Организационный момент:

- Приветствие

-Настрой на продуктивную работу

-Запись числа и предложения «Классная работа.»

2. Мотивация к учебной деятельности.

На доске строки из стихотворения И. Сурикова:

Ярко солнце свет  т,

В воздухе тепло,

И куда ни глян  шь,

Все кругом светло.

-Прочитайте строки.

-Проанализируйте пропущенные орфограммы и сформулируйте тему урока ( Правописание безударных личных окончаний глаголов)

- Это первый урок по этой теме или вы уже умеете это делать? (Мы этому уже учились)

- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?  (  Выписать глаголы, вставив пропущенные в окончании буквы, определить грамматические признаки глаголов: время, число, лицо, спряжение)

Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Проводится фронтальная проверка на доске.

- Как вы действовали при написании окончаний?( На доске появляется схема)

        ГЛАГОЛ   /   ?

        /                        \

        -ить        ост. суффиксы

        /        \

        2 спр.        1 спр.

        /        \

        исключ.? + -        исключен.?-        -е…

        /                        \

        -и…        -е..

-Все ли грамматические признаки необходимо называть, чтобы верно написать окончания глаголов? ( Нет, достаточно определить спряжение)

-Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале у себя зеленой ручкой покажите. на каком уровне вы умеете это делать.

3.Формирование цели урока и постановка учебных задач.

- Какова цель сегодняшнего урока?  (  Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов)

- Сформулируйте учебные задачи. ( Учиться ставить глаголы в начальную форму, научиться пот личным окончаниям определять спряжение глаголов. Научиться по личным окончаниям определять грамматические признаки глаголов )

4. Работа над решением поставленных задач.

4.1 Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме.

Работа в паре.

-Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного окончания глагола? (  Поставить глагол в начальную форму для того, чтобы определить спряжение.  От спряжения зависит буква в окончании.)

-У вас карточки со словами:

1.        Наступаешь (наступать-1 спр.), пролетаем  (,пролетать-1 спр.),  слышим(слышать –искл. 2 спр.), исчезае.шь(исчезать-1 спр.), ду.е.м(дуть-1 спр.),чувствуем(чувсвовать-1 спр.), любим(любить-2 спр.), гоним(гнать-искл., 1 спр.)

2         Дышишь(дышать-искл.,2 спр.). оживаем(оживать-1спр.). любим(любить- 2 спр.), смотрим(смотреть-искл.,1спр),пробегаешь(пробегать-1 спр.), светишь(светить-2 спр.), видим(видеть- искл., 1 спр.)летаем(летать 1 спр.)

-Работа в парах (устно). Первый участник называет глагол из карточки, второй- устно ставит его в начальную форму, определяет спряжение и называет безударную гласную в окончании глагола.

После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» : ответ без ошибок-5, одна ошибка-4, две ошибки-3.Затем дети меняются ролями. Оценка выставляется простым карандашом на шкале.

Физкультминутка. Угадай спряжение.

4.2 Упражнение  в написании окончании глаголов.

Индивидуальная работа с взаимопроверкой в группах.

На доске 4 образца текстов с разным уровнем сложности. Учащиеся определяют степень трудности задач, самостоятельно проанализировав тексты .Каждый ученик выполняет задания по своему выбору. После раздачи задания, учитель на доске магнитами разных цветов выделяет уровень текстов и перед каждым учеником ставит фишку определенного цвета, соответствующую этому уровню, чтобы после выполнения задания дети могли произвести взаимопроверку, собравшись по группам.

1 уровень ( легкий - по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)

  Все мы (испытываешь) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с  полей,  Солнце (обливать)  облива..т  весенний  лес  светом.  Птицы (строить) стро..т  гнезда.

2 уровень  ( сложнее - в начальную форму глаголы нужно поставить самим)

  Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.

3 уровень (более сложный- встречаются глаголы- исключения)

  Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и  мчит вперед, тороп..тся  согнать их в одно иесто.

4 уровень( сложный(творческий)- глаголы нужно самостоятельно подобрать по смыслу)

……………….    весна. Ярко…………………..    солнце. …………...   теплый ветерок. Последний снег………………….в лесу. Природа…....................  . Звери ……………….. приближение весны.

Взаимопроверка в группе.

-Оцените себя на шкале простым карандашом.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

- Какие признаки глагола можно назвать по его окончанию? (

(спряжение, число, лицо)

Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов.

    День прибавля..тся. Ярче свет..т солнце. Оно скоро растоп..т  снег. Вскро..тся река. Прилет..т первый вестник весны: грач.

    Я люблю это время года и жду его. Ты ид..шь по полю, с радостью слыш..шь песни ручейков, любу..шься ярким синим небом.

- Какие  глаголы не подходят к теме урока? ( С ударным окончанием)

-Вставьте безударные гласные в окончания. Укажите грамматические признаки глаголов.

Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки.

        

          День прибавляется (1 спр.,3 лицо, ед. ч.). Ярче светит (2 спр., 3 лицо, ед. ч.) солнце. Оно скоро растопит(1 спр.,3 лицо, ед. ч) снег. Вскроется (1 спр., 3 лицо, ед ч.) река. Прилетит первый  вестник весны: грач.

     Я люблю это время года и жду его. Ты идешь по полю, с радостью слышишь (2 спр., 2 лицо, ед. ч.) песни ручейков, любуешься (1 спр., 2 лицо. ед. ч. ) ярким синим небом.

- Оцените свой результат на шкале простым карандашом.

6.Итог урока.

-Сравните свою первую оценку на шкале( зеленая ручка) с оценками  работ, выполненными на этом уроке

- Кто оценил себя в начале урока выше своих возможностей?

-Кто оценил себя ниже своих способностей?

- Кто оценил свои знания правильно?

- При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (писать безударные окончания глаголов без ошибок, выучить алгоритм действия, выучить глаголы- исключения и т .д.)

7 Домашнее задание.

- Какой общий грамматический признак у глаголов в последнем тексте( Единственное число)

- Дома продолжите работу с этим текстом, изменив его так, чтобы глаголы, где это возможно, стояли в том же лице, но во множественном числе.

-Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.

Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, карточки к уроку....

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание   безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Конспект урока по русскому языку с использованием игрового материала "Полет в космос"...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

​ Презентация  к  уроку русского языка  в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" используется во время урока для демо...