Перенос слов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Перенос слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perenos_slov.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: «Перенос слова».

        Цели: Познакомить учащихся с правилами переноса слов по слогам; формировать умение переносить с учётом особенностей слогов; совершенствовать умение делить слова на слоги; расширять знания детей об окружающей деятельности.

        Оборудование: Рисунок поляны с цветами, гербарий, рисунки ландыша и подснежника, плакат с изображением камня, на котором правила переноса.

                                        Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка темя урока

Звучит музыка П.И.Чайковского. Учитель читает стихотворение С.Я.Маршака.

Учитель.

        Апрель, апрель!

        На дворе звенит капель.

        По полям бегут ручьи,

        На дорогах лужи.

        Скоро выйдут муравьи

        После зимней стужи.

   Апрель – зажги снега! Апрель спит, да дует, тепло сулит, а ты гляди: что-то ещё будет!

   Урок у нас сегодня будет весенний. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. Вот и сегодня она познакомит нас с правилом, которое поможет без ошибок переносить слово с одной строчки на другую, а мы поможем весне прийти к нам в гости и порадуем её своими делами и знаниями.

3.Чистописание

У. А сейчас – каллиграфическая минутка. Этот – весенний ручеёк. Он бежит, звенит, радуется, сверкает, переливается.

 - На следующей строке вспомним написание элементов строчной и заглавной букв К к.

        По тонкой нитке ручейка

        Сбежал с пригорка снег,

        И на пригорке вдруг цветок

        Раскрылся раньше всех.

 -К элементам букв добавим цветы и листья.

 - Весна приходит к нам не одна. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны цветы.

4. Повторение изученного материала

У. Прочитайте надпись на доске.

На доске:

        Первые, появились, цветы, весенние.

-Можно сказать, что это предложение?

Дети. Нет.

У. Почему?

Д.Предложение выражает законченную мысль.

-Предложение сообщает о чём-либо, слова в предложении связаны по смыслу.

У. Составьте из этих слов предложение.

Д. Появились первые весенние цветы.

У. Вспомните, как нужно на письме показать, что написано предложение, а не отдельные слова.

Д. Предложение начинается с заглавной буквы, в конце ставится точка.

У. Запишите это предложение с комментированием. Обратите внимание на написание подчёркнутых букв.

        Дети выписывают задание.

-В тёплые весенние дни не хочется сидеть дома. Я предлагаю отправиться на прогулку, а свежее дыхание ветерка поможет перенестись на лесную полянку.

        Дети закрывают глаза, учитель нараспев произносит волшебные слова.

        Ой, ты, вольный ветерок,

        Мчись скорее на восток,

        В дальний лес лети, лети,

        Нас с собою захвати!

        На доске открывается изображение поляны.

-Сколько красивых цветов на этой волшебной поляне! А какие это цветы, мы сейчас узнаем. Из слогов, которые написаны на цветах, составьте слова. Записывать слова будем, разделяя на слоги. Как узнать, сколько в слове слогов?

Д.Сколько в слове гласных-

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

        Дети записывают в тетрадях: ма-ки, нар-цисс, тыль-пан, лан-ды-ши.

У. Ландыши – подарок весны. Мы все любим этот нежный цветок. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слёзы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал своё сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти.

        Приятно смотреть на белые колокольчики. Но постепенно этот цветок исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Кто не увидит – всяк сорвёт. Оттого цветов этих стало мало, и пришлось взять их под защиту. Собирать букеты из ландышей запрещено законом. Этот лесной цветок занесён в Красную книгу.

5. Физкультминутка.

        Дети читают стихотворение «Цветы» и выполняют соответствующие движения.

          Наши нежные цветки

        Распускают лепестки.

        Ветерок чуть душит,

        Лепестки колышет.

        Наши алые цветки

        Закрывают лепестки,

        Тихо засыпают,

        Головой качают.

Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на парту.

6. Знакомство с новым материалом

У. В сказочном весеннем лесу жил-был цветок.

        У занесённых снегом кочек

        Под белой шапкой снеговой

        Полузамёрзший, чуть живой.

Д. Подснежник.

Учитель показывает рисунок цветка.

У. Этот лес за ручейком всё ещё стоит голый - ждёт своей очереди, когда из займётся весна.

Стоит одиноко подснежник, плачет.

-Что ты так пригорюнился?

-Грустно мне,- отвечает цветок,- не с кем подружиться.

- А вы, ребята, не хотели бы подружиться с первым весенним цветком?

        Давайте отправимся к нему в гости, а что мы возьмём с собой – узнайте из загадок. Отгадки будем записывать в столбик.

        Нарядные сестрёнки

        Весь день гостей встречают,

        Мёдом угощают.

Д. Цветы.

У. Весна – пора пробуждения природы. Начинается цветение деревьев. О каком дереве, которое цветёт весной, говорится в этой загадке?

        По всем странам славится

        Стройная красавица:

        Белые одёжки, золото – серёжки,

        С расплетённою косою,

        Умывается росой.

        Ветер пряди шевелит –

        Заплетать их не велит.

Д. Берёза.

Учитель показывает гербарий.

У. Стройная, с поникшими ветвями, берёза всегда вызывает восхищение и с давних времён служит символом всего самого светлого.

        Вышли девицы весне подивиться,

        Сели гурьбою надо самой водой:

        Ножки в воде купаются,

        Ручки в ручке плескаются.

        Косы с плеч спускаются,

        Серёжки висят, качаются.

Д. Ива.

Учитель показывает гербарий.

У. Цветочки ивы очень мелкие. Чтобы быть заметнее, они прижимаются друг к другу, образуя серёжки. В марте – апреле сережки становятся от пыльцы ярко-жёлтым – вербы зацветает.

        Весна принесла много бед жителям леса. Снег быстро растаял, реки разлились и затопили берега. В некоторых местах – настоящий потоп.

        Перебрать на другой берег нам поможет волшебная лодка. А волшебная она потому, что не так-то просто переплыть на ней с одного берега на другой: необходимо выполнить два условия, которые написаны вот на этом «камне».

        Слайд камня, дети читают правило.

-Первое слово, которое мы перевезём через ручей, - слово цветы.

Сколько в этом слове слогов? Почему?

Д. Два слога, так как все гласные.

У. Какой слог первый? Второй?

Д. Первый слог –цве-, второй –ты-

У. Как можно переправить это слово?

        Один ученик выходит к доске и показывает, как можно перевезти это слово.

Д. Цве-ты.

У. Слово записываем во второй столбик, разделяя чёрточкой, которая показывает, как мы переправляем слово.

        Аналогично разбираются слова «берёза» и «ива».

На доске и в тетрадях появляется запись:

Цветы                цве-ты

Берёза                бе-рёза                берё-за

Ива                        ива

У. Вот и на этой полянке стала просыпаться природа. На наших уроках часто возникает необходимость перенести слово с одной строчки на другую, когда полностью написать слово на строчке невозможно. А чтобы это сделать правильно, необходимо знать правила переноса, с которыми мы с вами уже познакомились, когда перевозили слова с одного берега на другой. Давайте прочитаем это правило в учебнике на стр.56

        Дети вслух читают правило.

Слова переносятся с одной строчки на другую по слогам.

Кни-га, во-ро-бей.

Слог из одной буквы переносить нельзя.

Утюг, Юля, Иван, пою.

7. Физкультминутка.

        Спал цветок и вдруг проснулся,

        Больше спать не захотел,

        Шевельнулся, потянулся,

        Взвился вверх и полетел.

        Солнце утром лишь проснётся-

        Бабочка кружит и вьётся.

8.Закрепление пройденного материала.

        На доске:

                                Апрель.

        Настал тёплый … . С крыши падает частая … . На клёне набухли … . Всюду слышатся задорные … пернатых.

У. Что необходимо сделать с тестом?

Д. Вставить пропущенные слова.

У. Какие слова вы вставите?

Д. Апрель, капель, почки, песни.

У. Объясните, как вы понимаете смысл слов капель и пернатый.

Д. Капель – падение капель растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев.

        Пернатый – от слова «перо» - покрытый перьями.

У. запишите в тетрадь текст, а слова, которые мы вставили, разделите для переноса.

        Дети выполняют задание.

9. Итог урока.

У. какое же открытие нам помогла сделать весна?

Д. Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги.

У. Как переносятся слова?

Д. По слогам. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строчке.

У. Зная правила переноса,

    Не останемся мы с носом!

Награждение учащихся медалями «За успехи в учёбе».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Развитие умения переносить слова. (й при переносе).

Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".

Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....

Презентация "Перенос слов. Правила переноса" русский язык, 2 класс

Презентация по русскому языку. Тема "Перенос слов. Правила переноса" 2 класс, УМК "Школа России"...