Урок русского языка во 2 классе на тему "Фразеологизмы"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Теплякова Анастасия Юрьевна

данный урок посвящен изучению темы "Фразеологизмы". к уроку прилашается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.odt22.35 КБ
Файл frazeologizmy.odp740.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка во 2 классе

 «Фразеологизмы»

Цель: расширение кругозора учащихся ; обогащение словарного запаса  фразеологическими оборотами.

УУД:

  1. Познавательные: знаково-символические, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
  2. Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций.
  3. Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция.

Задачи:

 1) образовательная:  познакомить учащихся  с фразеологизмами и фразеологическими оборотами,  учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

 2)развивающая : развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их  кругозор.

  3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

Средства: учебник, словари,  карточки, тетради, проектор, Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей».

Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Калиграфическая минутка.
  2. Словарная работа (по картинкам): собака, сорока, медведь, корова, воробей, заяц.
  1. - Составьте предложение с любым из слов.

4. Работа по теме урока.

 Проблемная ситуация.

Слайд 1

- Вспомните  из   чего состоит наша речь?

 -  Сколько значений может быть у слова? Например?

 - А какое значение может быть у слова?

-  Где мы можем узнать, уточнить значение слова?

- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.

- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?

- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.

Чтение стихотворения.

                          НИ ПУХА, НИ ПЕРА

Рано утром                                      Ну, ни пуха

Мама-квочка                                    Ни пера!

В класс отправила                           Через час

Сыночка.                                          Едва живой,

Говорила:                                         Петушок

- Не дерись,                                      Идёт домой,

Не дразнись,                                     Ковыляет еле-еле

Не петушись.                                    Он со школьного двора,

Поспеши,                                          А на нём и в самом деле

Уже пора                                          Нет ни пуха, ни пера.

                                                           

                                                                                          В. Орлов

- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)

- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?

- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.

- Запишите выражение и его значение.

  1. «Ни пуха, ни пера» - напутственное пожелание успеха. Слайд 2
  2. Как вы думаете, можно ли поменять местами слова в данном выражении? (Нет.) Почему?
  1. «Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение. В нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл.

Справка для учителя.

"Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены, что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.

- Называются такие выражения — фразеологизмы (на доске карточка)

Постановка учебной задачи.

- Слышали  ли вы когда это слово? Знаете что оно обозначает? Хотите узнать?

Значит какая тема нашего урока? (Правильно, фразеологизм.)

- Какие цели мы перед собой поставим?

1.Узнать что такое фразеологизмы.

2.Объяснять значение фразеологизмов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами.

5. Работа по учебнику.

 - Откройте учебник на странице 103 . Обратимся к рубрике «Тайны языка».

  1. Прочитайте правило.
  2. Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — Выражение, логос — слово, понятие. (Слайд 3)

- Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Сравните: (Слайд 4)

Повесить нос                                 повесить пальто

Взять себя в руки                          взять ребенка на руки

- В каких столбиках  выражения имеют прямое, естественное значение, а в каких шуточное значения.

- Как заменить выражения первого столбика одним словом? (фразеологизмы)

а) Упражнение № 1.

(чтение задания, выполнить устно + картинки)

- Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения?

- Так зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной).

  1. Какое из предложений с фразеологизмом или со словом «запомни» более яркое, выразительное?

Физкультминутка.

  1. А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

7.Первичное закрепление.

б)Групповая работа: соотнесите фразеологизм с иллюстрацией и объясните его значение (работа со словарем, слайд 5).

- О ком так говорят:

1  - О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка)

живут как кошка с собакой

2 — взять быка за рога

3 — делать из мухи слона

4 -   медведь на ухо наступил

5 — крутиться как белка в колесе

6 — ехать зайцем

Списывание. Слайд 6.

-  Даны фразеологизмы: в час по чайной ложке, сложа руки, курам на смех.

Найдите среди данных фразеологизмов со значением:  очень медленно; очень глупо; быстро исчез.

- Запишем фразеологизмы и его значение.

  1. Закрепление.
  1. Работа над лексическим значением фразеологизмов.
  2. Научимся правильно определять и понимать значение фразеологизмов.
  3. Учебник стр. 105 упр.3

(чтение задания, разбор образца, письменное выполнение)

-  Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц, корова, медведь, петух, собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)

Работа с карточками.

  1. Как видите, фразеологизмами очень тонко подмечены определённые качества личности. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны фразеологизмы. Выберите правильный ответ, какое качество личности человека раскрывают эти фразеологизмы. О каком человеке можно сказать так:

Он звёзд с неба не хватает:

  1. умный
  1. глупый

У него денег куры не клюют:

  1. богатый
  1. бедный

У него семь пятниц на неделе:

  1. надёжный
  1. рассеянный

У него зимой снега не выпросишь:

  1.            щедрый
  1. жадный

Он водит всех за нос:

  1. показывает людям дорогу
  2. обманывает людей

Знакомство с фразеологическим словарем.

9. Итог урока.

  1. С каким новым понятием мы познакомились?
  2. Что такое фразеологизмы?
  3. Какие фразеологизмы вы запомнили?
  4. Понравился урок?

- В чём испытывали затруднение?

  1. Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?
  2. Для чего служат фразеологизмы в русском языке?
  3. Оцените свое настроение от урока.
  1. Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.

10. Домашнее задание.


О каком человеке так говорят:

  1. Он звёзд с неба не хватает:
  1. умный
  2. глупый

  1. У него денег куры не клюют:
  1. богатый
  2. бедный

  1. У него семь пятниц на неделе:
  1. надёжный
  2. рассеянный

  1. У него зимой снега не выпросишь:
  1. щедрый
  2. жадный

 Он водит всех за нос:

  1. показывает людям дорогу
  2. обманывает людей

О каком человеке так говорят:

  1. Он звёзд с неба не хватает:
  1. умный
  2. глупый

  1. У него денег куры не клюют:
  1. богатый
  2. бедный

  1. У него семь пятниц на неделе:
  1. надёжный
  2. рассеянный

  1. У него зимой снега не выпросишь:
  1. щедрый
  2. жадный

 Он водит всех за нос:

  1. показывает людям дорогу
  2. обманывает людей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...