Перенос слова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Микитас Татьяна Ивановна

Урок русского языка. УМК "Школа 2100" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perenos_slova._urok_russkogo_yazyka._1_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

 

  1. Класс   1
  2. Предмет, тема урока

Русский язык, « Перенос слова»

  1. Этап обучения  по данной теме  

Начальный : 1 урок по теме «Перенос слова»

Цель: познакомить с правилами переноса слов по слогам;

формировать умение переносить слова, закреплять навыки деления слов на слоги;

Развивать орфографическую зоркость и первоначальные орфографические  умения – видеть в слове орфограмму, графически  обозначать ее;

Пополнять словарный запас учащихся;

Развивать речь и  внимание, способность к самоконтролю.

учить работать  в  парах;

воспринимать чувство взаимопомощи ,

воспитывать доброту, интерес к предмету.

  1. Тип урока

Урок открытия нового знания

5.Используемые  формы организации  познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, групповая.

     8.  Организация деятельности учащихся на уроке:

  1. самостоятельно определяют тему урока;
  2. ставят цели своей работы на уроке;
  3. высказывают своё мнение по проблеме урока;
  4.  отвечают на вопросы;
  5. участвуют в играх;
  6. оценивают свою деятельность.
  1. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)

Учебно – познавательная компетенция: умение определять тему урока и ставить цель, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы деятельности в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль, делать выводы;

Коммуникативная компетенция: умение сотрудничать друг с другом в группе, обсуждать проблему, обосновывать своё решение, обмениваться информацией, корректно вести учебный диалог;

Компетенция личностного самосовершенствования (здоровьесберегающая компетенция): умение заботиться о собственном здоровье

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

УУД

1.Самоопределение к деятельности

- Пожелаем друг другу удачи, подарим  улыбки и начнём урок.

Дети  отгадывают загадку

Улыбаются друг другу

Психологический настрой

Самоопределение

саморегуляция

2. Актуализация знаний

 - Мы сегодня встретились с буквами ь, ъ, ы. 

- Почему сегодня эти буквы вместе встретились в ваших тетрадях?

- Прочитайте слова про себя. Какую роль играют в  этих словах ь и ъ?

 

Прописаны в тетрадях


Все эти буквы не бывают заглавными



Моль, платье, съел (делят на слоги, подчёркивают ь,ъ)





Мотивация к предстоящей деятельности

Поиск и выделение информации

структурирование знаний

Анализ объектов с целью выделения признаков

3 Словарная работа

Игра «Молчанка»

Учитель показывает карточку со словом, дети пишут слово, заполняя пропуск, самопроверка.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Продолжим: я называю словарное слово, а вы проговариваете его и показываете количество слогов в нём)

Корова, собака, сорока, заяц

Отмечают ударение и безударную гласную







обед, топор, сапоги, картон, чемодан,  шел,  ягода

4.Целеполагание.

- Как много вы уже узнали за этот год. Один сказочный герой обратился к вам, ребята, за помощью:


-Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Учитель записывает на доске тему «Перенос слова».


- Приходилось ли вам уже переносить слова?

Просмотр фрагмента про Незнайку (Обучающие игры и задачи 1-4 класс, раздел «Перенос слова)



Отмечают уровень знаний по теме на данный момент

Осознание цели предстоящей деятельности.


Выделение и формулирование  темы урока

планирование

прогнозирование Осмысление причин неудач.

  1. Постановка проблемы

-  Какая проблема перед нами встала?

- Как поступить, если при написании слово не помещается на строку?

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

- Слово не помещается на строку


-  Если слово не помещается на строку, его надо как-то перенести на следующую строку.


Предполагаем, что слово переносить нужно по правилам

Формулирование проблемы

  1. Формулирование проблемы, планирование.

- Что же сегодня вам предстоит выяснить?

- А для чего это нужно?

- Чему вы можете научиться сегодня?

- По какому плану будем работать?

По какому правилу нужно переносить слова


Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу.


Узнаем правило переноса, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.

Анализ  объектов с целью выявления признаков

Построение логической цепочки рассуждений

4. Открытие нового знания»

1. Озвучьте данную схему:

                               


- Подберите слово к данной схеме.

_ Когда будем делить для переноса, на сколько частей мы тогда разделим слово…?

Как это можно сделать?

2. Формулирование правила.

- Итак, первое правило переноса слова:

  Здесь порядок очень строгий.

  Делим все слова на слоги,

  Переносим по слогам:

- Можно ли перенести с одной строки на другую слово кот?



- Можно ли  перенести слово олень?

- Как думаете, это единственное правило переноса слов?

- Познакомимся с другими правилами


При переносе слова его надо поделить на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что  слово надо переносить по слогам.


Кра-сиво,   краси-во.



 Учащиеся повторяют правило



Нет, в этом слове один слог.


Возникает 2 мнения:

- Можно: о-лень.


С. 21 чтение правил

Вывешиваются на доске примеры правильного деления для переноса:

Груп-па, чай-ник, паль-то, подъехал, я-ма  мо-я














5.Физкультминутка

Поручаю ученику провести физкультминутку

В соответствии со словами стихотворения выполняются действия

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

В соответствии со словами стихотворения выполняются действия

7.Первичное закрепление во внешней речи

1. Разделить для переноса слова:

Диван, барсук, рейка,  подъем, письмо, змея, кольцо, мяч.

Учащиеся выполняют на доске и в тетрадях с объяснением и проговариванием правила.

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей

Планирование учебного сотрудничества

Воспроизведение алгоритма действий

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

9.Самостоятельная работа с  самопроверкой.

Работа в паре

Выполнение  заданий по тренажёру в паре

- Запишите слова, которые нельзя разделить для переноса

- У кого получилась работа?

Обучающие игры и задачи 1-4 класс, раздел «Перенос слова»



Записывают слова, которые нельзя разделить для переноса

самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

Контроль и оценка

10. Повторение.

Включение нового знания в систему знаний.

Заучивание.

Я сейчас вам расскажу,

Как слова переношу.

Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам

А теперь попробуй сам.

Раздели слова: лиса, зайка, коньки, сумма.

По слогам слова скажи

И в тетрадке запиши.    


- Где в жизни может потребоваться перенос слов?

- Какие слова мы  переносили?

- Придумайте по одному примеру на любое правило деления на слоги

Дети записывают в тетрадь слова и делят их на слоги





Готовая проверка по образцу:

Ли-са, зай-ка, конь-ки, сум-ма

Развитие интереса к предмету

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

  11.Рефлексия

Фронтальная беседа:

 - Как переносят слова?

- Какие задания были интересны?

- Кто может сказать, что я «отлично» усвоил правила переноса слов?

-Кто ещё может ошибиться?

- Мы ещё будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.


Можно использовать цветовую гамму:

Зелёный круг - У меня все получится. Я умею переносить слова по слогам.

Жёлтый - У меня получится, но надо еще поучиться, потренироваться.

Красный - Нужно много еще тренироваться. Выучить правило.


Рефлексия и самооценка

контроль



12.Дифференцированное домашнее задание.


А) правило с. 21

 б) на выбор: упражнение № 21 или карточка

КАРТОЧКА .

Выпиши из текста слова, которые нельзя переносить.
Дед Иван привёл детей в сад. Он показал им холмик земли под кустом. Это ёжик вырыл ямку. Он натаскал в неё травы и залез туда. Теперь ёжик спит. Он проснётся только весной.


Упражнения, предложенные для домашней работы, разные по уровню трудности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Развитие умения переносить слова. (й при переносе).

Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".

Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....

Презентация "Перенос слов. Правила переноса" русский язык, 2 класс

Презентация по русскому языку. Тема "Перенос слов. Правила переноса" 2 класс, УМК "Школа России"...