Урок русского языка "1 склонение имён существительных"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Материал урока основан на сведениях о культуре Древней Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sklonenie_sushch.ppt1.8 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 Тема: первое склонение имён существительных

Цели: обобщить знания учащихся о правописании существительных первого склонения,

повторить и закрепить знания учащихся по данной теме,

формировать интеллектуальные умения, умения анализировать,

развивать умения применять приобретённые знания на практике,

воспитывать навыки культуры общения на уроке.

Оборудование: презентация, карточки

Организационный этап

Вводно – мотивационный этап

1.Чтение и обсуждение эпиграфа урока     Слайд 2

Кто говорит доброе, тот сеет добро, кто слушает – собирает.

2.Проверка домашней работы

Взаимопроверка

Придумать и записать предложения с существительным рябина в разных падежах с предлогами.

3. Работа по группам

1) Чистописание

Учащиеся выполняют чистописание индивидуально

2) Индивидуальная работа по карточкам

Фамилия. Имя ________________________________                                            Карточка 1

Вставь пропущенные буквы в слова, над подчёркнутым словом надпиши склонение и  падеж

Обуч...лись грамот...  в Древней Руси дети друж...нников и св...щеннослужителей  в Киеве.

Фамилия. Имя ________________________________                                        Карточка 2

Вставь пропущенные буквы в слова, над подчёркнутым словом надпиши склонение и  падеж

Пословица ярко и образно укр...шает нашу речь, воспитывает, н...ставляет на правил...ные п...ступки.

Фамилия. Имя ________________________________                                               Карточка 3

Вставь пропущенные буквы в слова, над подчёркнутым словом надпиши склонение и  падеж

Главным в былин...  является какое-либо ист...рическое событие или примеч...тельный эпизо...  ру...кой истории.

Фамилия. Имя ________________________________                                                         Карточка 4

Вставь пропущенные буквы в слова, над подчёркнутым словом надпиши склонение и  падеж

На Руси изд...вна использовали б...рёсту для пис...ма, художественных п...делок и п...суды.

Фамилия. Имя ________________________________                                                  Карточка 5

Вставь пропущенные буквы в слова, над подчёркнутым словом надпиши склонение и  падеж

В пр...вление кн...зей Владимира и Ярослава Мудрого бог...тела Киевская Рус..., развивалась др...внерусская культура.

4.  Определение темы урока       Слайд 3 – 4 - 5

1) Выделение из карточек существительных 1 склонения

 грамота  пословица  былина  история  берёста  культура

 - Что объединяет слова с грамматической точки зрения?

 - Существительные ж.р. 1 склонения

 - Сформулируйте тему урока

 - Первое склонение имён существительных

 - Что объединяет слова, основываясь на окружающий мир?

 - Древнерусская культура

Вывод: Сегодня мы будем практиковаться в изменении существительных 1 склонения, в определении падежей данных существительных, опираясь на предложения, тексты о древнерусской культуре. И по окружающему миру мы изучаем тему «Древнерусская культура»

Основной этап

1.Словарная работа      Слайд 6

 - Для словарной работы я взяла слова  древнеславянского происхождения. Предлагаю вам выделить их из пословиц и записать, ориентируясь на грамматический признак, который мы определим коллективно.

 - Если народ един, он непобедим.

 - Красна птица опереньем, а человек – уменьем.

 - На экране два слова распределены в столбики. Определите, по какому признаку.

 - В первом столбике существительные из двух слогов, а в третьем  - из трёх.

- Продолжите распределение.

- Будь смелым не языком, а делом.

- Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

- На работу последний, на еду первый.

- У каждого месяца свои порядки.

- Велика Россия, и везде солнышко.

- Растение – земли украшение.

- При ясном солнышке и ягода краснеет.

- Какое слово не записали? Почему?

 - Растение, оно состоит из 4 слогов.

2. Выделение группы слов

 - Назовите существительные 1 склонения

Москва, работа, Россия, ягода

3. Склонение существительных по вариантам

1 вариант – Москва, работа

2 вариант – Россия, ягода

 - Прежде чем будем склонять, вспомним вопросы и предлоги падежей.

4. Актуализация ранее изученного

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - кто? и что?-

Ни с чем не спутает никто.   (Им.п.)

Я работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?-

Лишь только я могу сказать.

С  предлогом «к» порой дружу,

Но и один гулять хожу. (Д. п.)

Творите - чем? Творите - с кем?

Я подскажу вам - нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад.  (Т. п.)

Кого же нет?

Я очень беспокоюсь,

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите!

И, как зовут меня, скажите!  (Р.п.)

А я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать. (В.п.)

Мне без предлогов свет не мил.

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чём гулять (П. п.)

5. Комментированное выполнение упр.343 с. 39

6. Выборочная работа над упр. 345, с. 40

Этап закрепления и повторения      Слайд 7 – 8 - 9

Слушание музыки (игра на гуслях)

 - Предлагаю окунуться в старину и послушать музыку.

 - Какой музыкальный инструмент прозвучал?

 - Что рассказывали под звучание гуслей?

1. Парная работа по карточкам

1) самостоятельная работа

Вставьте слова в предложения, изменив форму слова и определив падеж вставленных слов.

Наезжает Святогор  - богатырь

В чистом поле на ____________________ скоморошнюю.

День он едет до вечера,

Тёмну __________________ до утра.

Ты, скажи, удалой добрый молодец,

Ты какой ___________________, да с каких полей?

Ой, да тут Святогору ____________________ звучит,

А Илье Муромцу _____________________воздают!

Слова для справок: земля, ноченька, сумочка, слава, хвала.

2) проверка  

2. Работа в группах Грамматическая игра «Найди орфограмму»

1) чтение текста в группах

С X века Киевская Русь стала богаче и краше. В городах строили каменные соборы и дома. На Руси появились новые профессии: каменотёсы, зодчие, иконописцы, ювелиры, вышивальщицы.

Вскоре русские люди стали пробовать свои силы в писательском труде. Первыми письменными памятниками стали летописи, в которых записывали важные события из жизни князей, о военных походах, о строительстве церквей.

Первую школу организовал князь Владимир в Киеве. Писали дети сначала на дощечках с воском, а позже на берёсте.

2) определение орфограмм и запись слов

 - Я называю орфограмму, а вы в тексте находите слова на данную орфограмму. Записываете слово в тетрадь и обозначаете орфограмму.

 - правописание слов с безударной непроверяемой гласной

(в городах, профессии)

 - правописание слов с безударной проверяемой гласной

(дома, князей, военных, строительстве, церквей, берёсте)

 - правописание сложных слов

(каменотёсы, иконописцы, летописи)

 - правописание слов с шипящими звуками

(вышивальщицы, жизни0

 - правописание приставок

(появились, записывали, походах)

 - правописание имён собственных

(Владимир, Киев)

 - правописание окончаний имён существительных

(о строительстве, с воском, на берёсте)

Итоговый этап Рефлексия

Задание на дом: составить 5 – 6 предложений с существительными

1 склонения о жизни древних славян, обозначить падеж и число.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка " Склонение имён существительных"

Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....

Урок по русскому языку: "Склонение имён существительных".

Урок по русскому языку: "Склонение имен существительных" (конспект + презентация)....

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...

Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса

Аннотация-Конспект  урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...

Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса

Аннотация-Конспект  урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...