Работа над безударными гласными в начальных классах
материал по русскому языку по теме

Корнева Татьяна Григорьевна

Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя старались найти оптимальные методы и приемы позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако, и до настоящего времени эта проблема остается актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_bezudarnymi_glasnymi_v_nachalnyh_klassah.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  над  безударными  гласными

в  начальных  классах

Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя старались найти оптимальные методы и приемы позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако, и до настоящего времени эта проблема остается актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного.

Облегчить учащимся применение правил при письме призвано использование алгоритма. Например:

1. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в  нем безударные  гласные? Если это Я, А, О, Е, И - нужно проверить.
2. Подберите проверочное слово, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3. Пишите гласную  букву в  соответствии со звуком, который слышится под ударением.

Такой алгоритм правописания безударной  гласной  мы использовали до введения понятий “корень”, “однокоренные слова”. А после их введения пользуемся следующим алгоритмом:

1. Выдели безударную гласную  в  слове.
2. Выдели корень.
3. Подбери однокоренные слова, в  которых проверяемый гласный  стоит под ударением.

Выработка умения подбирать проверочные слова к словам с безударной  гласной  требует достаточного числа упражнений.

Ознакомление с обозначением двух безударных  гласных  в  корне слова связано в  основном с написанием буквосочетаний –оро-, -ере-, -оло-, -еле-. При объяснении этого материала объясняю и показываю, как пользоваться для проверки таких написаний уже известными способами. Вместе с тем обращаю внимание, что много слов с двумя безударными  гласными  пишутся с одинаковыми буквами в  корне слова. Для того, чтобы легче было запомнить, можно наиболее употребительные слова сгруппировать по буквосочетаниям, а затем вводить в  упражнения:

Голова борода береговой зеленеть
Золотой города черепаха пелена
Молоко воробей середина шелестеть
Молодой воротник
Молоток сторона

Для развития орфографической зоркости при работе над безударными гласными в корне слова использую различные упражнения.

  1. Выбери проверочное слово:

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).

  1. Напиши буквы правильно, подбери проверочные слова.

Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.
К старости наш дедушка
Очень пос.дел.
Он в  саду на бревнышко
Сел и пос.дел.
Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.

3. Прием исправления ошибок.

- Объясняя правописание слов, Петя Двойкин подобрал таких “родственников” для проверки:

Хв.стливый – хвост, л.вина – улов, м.лодушный – молодость, укр.тить – краткий, сож.ление – жить.

- Какие орфографические ошибки допустил Петя Двойкин в  написании слов и почему? Помогите ему!”

 ------------------------------------------------------------------------------

Неотъемлемой частью работы  над  безударными  гласными  являются словарные слова. Так как простое заучивание неэффективно, стараюсь применять различные приемы работы .

I. Многие слова не требуют заучивания, если знать состав слова и этимологию. Например, деревня ( строили избы из дерева), библиотека (библио - книга, тека- хранилище) и т.д.

Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и т.о. более глубоко понять семантику слова и ее правописания. При этом можно использовать такие виды работы , как творческое списывание, игра “Верно ли?” Пример:

а) Творческое списывание.

Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.

Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют … .

… — это равносторонний прямоугольник.

Мера длины, равная тысяче метров - … .

Солнце всходит на … и заходит на … .

Главный город государства называют … .

Такие задания можно объединить какой-то определенной темой, в  которых для списывания 4-5 ( в  1-2-х классах 3-4) предложения. Например, “Математика”, “Природа”, “Город” и т.д.

б) Письменные ответы на вопросы.

Этот вид работы  используется для закрепления в  памяти учащихся значения слов. Они начинаются одной фразой: как называется …

… тетрадь из плотных листов в  переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)

… стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий)

… место выдачи и приема книг? (Библиотека)

 в ) Игра “Верно ли?

Эта игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в  памяти научные сведения об этимологии уже известных этих слов. Верно ли, что …

… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню? (Неверно. портной восходит к слову порт в  значении “полотно”, портфель – фр. “портер”, что значит “носить”).

… слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око? (Верно, окулист и око от латинского слова “ глаз”).

Учителю необходимо разнообразить работу  над  словарными словами:

1) Написание отгадки к загадкам (словарный диктант).

а) Не матушка родила, а гостинцем оделила. (яблоня)
б) Платье потерялось - пуговки остались. (рябина)
в) Над  водой, водой стоит с красной бородой. (калина)
г) Стоят столбы белы, на них шапки зелены. (береза)
д) В  закрашенных клетках, никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

2) Записать слова в  алфавитном порядке.

Пр.дседатель, ур.жай, к.мбайн, б.гатый, тракт.р, .вес, пш.ница.

3) Составить рассказ с данными словами.

Г.рой, р.бота, к.смонавт.

4)  Образовать имена существительные во множественном числе.

С.рока, в .рона, жав.ронок, в .р.бей, сн.гирь, с.ница.

5) Досказать словечко.

1) Я всегда рисую в  нем, а зовется он ... (альбом)

2) Стонет, мечется мой друг, что ему приснилось ... (вдруг)

6.  Работа  над  деформированными словами.

Птоаль (пальто), дедажо (одежда), посаги (сапоги), стмюко (костюм).

7.  Работа  над  ребусами, кроссвордами.

8. Работа по перфокартам.

9. Использование словаря.

10. Картинный словарный диктант.

11 Использование пословиц.

Конечно, работа  ведется не только на уроках русского языка. Широкие возможности предоставлены на уроках чтения, поскольку смысл и значение слова в  художественных текстах проявляются наиболее отчетливо. Орфографическую работу  на материале текстов осуществляю с использованием разных форм и приемов:

1) орфоэпическое и орфографическое чтение текстов или отрывков из них
2) выписывание слова с данной орфограммой
3) выписывание родственных слов
4) письмо по памяти с последующей проверкой
5) “воображаемое письмо”
6) составление орфографических упражнений по тексту.

На уроках математики ученики знакомятся с такими понятиями как сантиметр, дециметр, килограмм, грамм, миллиметр, масса, величина, время, расстояние, задача, ответ и др. Обязательным считаю показать правописание, указав или попросив найти в  словах орфограмму. Также ученики знакомятся с числами. Необходимо, чтобы они увидели их написание с помощью букв.

На уроках Окружающего мира  дети тоже знакомятся с очень многими терминами. Например, изучая тему “Птицы”, дети встречаются со словом “оперение” и сами объясняют происхождение, смысл, правописание слова. В  4-м классе учащиеся легко смогут объяснить смысл и правописание таких слов как “организм”, “горные породы”, “плечо”, “стопа”, “пищеварение”, “кислород”, “заболевание” и др.

Очень радует, когда дети самостоятельно могут отыскать орфограммы в  словах при изучении других предметов.

Средством оценки качества орфографической подготовки учащихся начальных  классов являются диктант, списывание, изложение.

 В  учебниках по русскому языку недостаточно представлены упражнения по нахождению объектов орфографических правил. Наиболее распространенное упражнение - это списать, вставляя пропущенные буквы. В  этой связи для обучения нахождению объекта орфографического правила как наиболее эффективные рекомендую следующие упражнения:

а) объясните, почему в  тесте упражнения пропущены именно эти буквы;

б) прочитайте текст, посчитайте, сколько слов нуждаются в  проверке ;

в) спишите текст, пропуская буквы, нуждающиеся в  проверке.

г) сознательные  действия детей по выбору способа проверки:
- Прочитайте написанные пары слов, постарайтесь их запомнить. Через две минуты стираю вторые слова каждой пары. Ориентируясь на первое слово, запишите в  столбик по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные слова, напишите их, орфограммы подчеркните.
мост – река, гвоздь – доска, лес – грибы, шум – вода, больница - врач
д) диктант, где дети записывают одни гласные :

Например, сахар (а-а), грибы (и-ы), лиса (и-а), корова (о-о-а).
ж) составление и запись предложения по схемам:
___________ и __________ - ____________.
__________ , ________ и ____________ - _________ .
_________ , _________ - _____________ .

Таким образом, важно, чтобы младшие школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме необходимо соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме. Осознание этого помогает ученикам почувствовать внутреннюю логичность правописания и сделать усвоение орфографии более сознательным.