«Текст-рассуждение, урок в первом классе»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Юдина Любовь Павловна

Статья, опубликованная в газете МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» Вестник Дома Учителя №5 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst-rassuzhdenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юдина Любовь Павловна

Учитель высшей

квалификационной категории

урок в 1 «Б» классе

Тема урока: «Текст – рассуждение».

 ( Данный урок готовит детей к умению составлять самостоятельно текст – рассуждение).

Цель урока совершенствовать умение строить предложение-рассуждение, выделить существенные признаки текста-рассуждения.

Задачи урока:        предметно-информационные

              закрепляем знания о простейшем рассуждении-предложении, знакомимся с понятием «текст-рассуждение», с его существенными признаками,

         деятельностно-коммуникативные

               закрепляем умения строить простейшее рассуждение, развиваем умение подбирать заголовок к тексту-рассуждение; совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;

                                  ценностно-ориентационные

                 развиваем внимание к слову, учимся бережному отношению к слову, точному выражению мысли и культуре общения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование:        схема предложения-рассуждения

                                    тест-рассуждение

                                    сигнальные карточки

Ожидаемый результат: выявление существенных признаков текста-рассуждения, обоснование выбора заголовка к тексту-рассуждению.

Учебный материал: текст-рассуждение и набор заголовков: 

                 

         Нашего щенка назвали Шариком, потому что во- первых, издалека он кажется пушистым шаром.

        Во-вторых, у него короткие кривые ножки и ходит он, переваливаясь с боку на бок. В- третьих, мама так сильно раскормила своего любимца, что он подметает шерсткой землю, а лап не видно.

           Вот почему кличка Шарик очень подходит нашему щенку.

Проделки Шарика.

Симпатичный щенок.

Мамин любимец.

Почему щенка назвали Шариком?

Ход урока.

             

               1. Зарядка для речевого аппарата.

                   - С какой целью мы с вами каждый урок начинаем с зарядки для речевого    

                      аппарата? (Каждый урок мы начинаем с зарядки для речевого аппарата для

                     того, чтобы четко и ясно произносить звуки и слова.)

                     1 упражнение: чередование положения губ «улыбка»-«хоботок»

                     2 упражнение: чередование положения языка «лопаточка»-«иголочка»

                     3 упражнение: чередование движений языка вправо-влево «часики»

               2. Сообщение темы урока. Мотивация.

                     - Прочитайте риторическую идею урока (Не болтай наугад-клади слова вряд)

                      -Как вы ее понимаете?

                -Сегодня мы продолжаем совершенствовать умение строить предложение-

               рассуждение и познакомимся с текстом – рассуждение.                          

                 3. Работа над предложением- рассуждением.

                -К нам сегодня на урок пришло самое беспокойное, самое любознательное слово,        которое было на прошлых уроках. Вспомните, пожалуйста, какое это слово?

(Почему?)

               - С каким словом дружит слово Почему?  (Потому)

                - Какую работу выполняет каждое из этих слов?

                  (Слово Почему задает интересные вопросы, а слово Потому помогает нам

                  отвечать на эти вопросы)

                -Итак, первый вопрос со словом Почему? : « Почему Незнайку назвали        

                   Незнайкой?»               -               

              - Ответ на этот вопрос проговорите соседу по парте, а затем скажите всему    

                 классу. ( «Незнайку назвали Незнайкой, потому, что он ничего не знал и

                  не хотел знать.»)

                - Вспомните, пожалуйста, как мы называли ответ на вопрос слова Почему?

                  ( Предложение-рассуждение)

               -У вас на партах есть карточки с  частями, из которых состоит предложение-  

                рассуждение.

                 (потому что,     объяснение,       то, что объясняется)

               -Постройте, пожалуйста, схему предложения-рассуждения, работая вместе с

               соседом по парте, а один человек по желанию будет работать у доски.

                ( На доске появляется схема: то, что объясняется.... потому что….  объяснение)

                 - Оцените, пожалуйста, ответ у доски с помощью сигнальных карточек.

                   ( Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно).

                -Второй вопрос со словом Почему? : «Почему эту птицу назвали снегирем?»

                  (На доске иллюстрация снегиря)

                  (« Эту птицу назвали снегирем, потому что она прилетает в наши края только

                   тогда, когда выпадает снег.»)

               -Третий вопрос со словом Почему?: « А можно ли нас с вами назвать

                  Незнайками?»

                ( «Нас можно назвать Незнайками, потому что у нас еще мало знаний и мы

                   мало умеем что делать.»

                 « Нас нельзя назвать Незнайками, потому что мы, хоть и мало знаем, но

                  хотим знать и уметь много.»)

               -Спасибо ребята. Вы молодцы. Внимательно слушали ответы друг друга и

                 оценивали.

                 - Задайте теперь сами вопрос со словом Почему? своему соседу. Выслушав

                   ответ, оцените его

                  - Кто чувствует в себе уверенность: «Я умею отвечать на вопрос,

                    начинающийся со слова Почему?» (покажите сигнальную карточку)

               Вывод.  Мы научились составлять предложение-рассуждение для того, чтобы

                       точно выражать свои мысли и уметь их обосновывать.

                4. Работа с текстом-рассуждение

              - Сейчас я вам предлагаю новое задание. Прочитайте, пожалуйста, предложения,

               напечатанные у вас на листочках и скажите, что это такое?

                 ( Это текст)

               -Почему вы так думаете?

                 ( Это текст, так как все предложения связаны по смыслу.)

               -О ком этот текст?   (о щенке)

                -Сколько частей в этом тексте?  (две части)

               -Прочитайте первую часть текста. Каков смысл этой части?

                 ( В этой части текста автор объясняет, почему щенка назвали Шариком. Автор

                    доказывает свое мнение.)

               - Какие новые необычные слова вы заметили в этой части текста? (во-первых,

               во-вторых, в- третьих).

                - Запомним эти слова. Они характерны для текста – рассуждения, часто в них

                 встречаются.

                - Прочитайте вторую часть текста. Каков смысл этой части?

                  ( В этой части текста автор подводит итог всему, что он сказал.)

                - В этой части текста звучит вывод, что тоже характерно для текста –  

                  рассуждения.

                - Мы сейчас с вами тоже сделаем вывод, какой текст называют текстом-

                  рассуждение?                

                 Вывод. Текст, в котором человек объясняет, доказывает свое мнение называется

                            текст-рассуждение.

             - У текста-рассуждения нет заглавия. Выберите, пожалуйста, самое точное    

                заглавие из тех, которые вам предложены или придумайте сами. Обоснуйте

                свой выбор.

                ( Я выбрал заглавие «Почему щенка назвали Шариком?», потому что весь текст –

                 это ответ на данный вопрос.)                    

                 

            5. Подведение итогов урока.

              - Как вы думаете в жизни пригодятся вам знания, полученные на уроке?

               ( Да, конечно. Например при защите наших исследовательских проектов мы    

                должны уметь четко доказывать свое мнение.)   

             - Что нового узнал каждый из вас? Проговорите сначала соседу по парте.

             -  Оцените собственную работу на уроке с помощью наших сигнальных

                 карточек (красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно).

             -  Сравним ваши оценки с моими результатами наблюдений за нашей совместной

                 деятельностью.

             

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования»...

Конспект урока русского языка «Что такое текст-рассуждение?» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Что такое текст-рассуждение?»Цели деятельности учителя: формирование обучающихся с особенностями текста-рассуждение; составление текст-рассуждения. Планируемые результаты:Предм...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...

Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...

Конспект урока по теме «Текст-рассуждение» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планир...

Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...

Конспект урока русского языка «Текст-рассуждение» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями текста-рассуждения, развитие умения употреблять в тексте глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое текст-рассуждение;- знать о...